Новые счетчики ЖКХ вводят для жильцов квартир – у кого взлетят суммы в квитках
03:11
Присяжные в Уссурийске признали доказанным вину обвиняемого в жестоком убийстве
31 октября, 19:56
Адский разгон Новолуния: кто ответит за грехи прошлого в эту ночь - камео судьбы
31 октября, 19:30
Авито Авто запустил собственный журнал для массовой аудитории
31 октября, 19:24
Авито: лидеры роста продаж во Владивостоке среди смартфонов в 3 квартале — ASUS и OnePlus
31 октября, 19:20
Житель Приморья осужден за жестокую расправу над собакой
31 октября, 19:14
Россиянам раскрыли правду, кто и зачем пишет сообщения с незнакомых номеров
31 октября, 19:11
Буря в реалити: скандальная Олеся Рожкова из Приморья вернулась в шоу на ТНТ
31 октября, 18:44
Блеск Львов, бой Весов и эйфория Рыб: подробный гороскоп на 1 ноября
31 октября, 18:30
Шут, Солнце, Влюбленные: эпический таро-прогноз с 1 по 5 ноября - клич кармы
31 октября, 18:00
Рентабельность морского рыболовства может снизиться до 2%
31 октября, 17:39
Неделю без воды: в Спасском районе халатность местных властей привела к уголовному делу
31 октября, 17:39
Симфония ужаса и страха: лучший образ на Хэллоуин по знаку зодиака 31 октября
31 октября, 17:30
Семь проблемных зон на дорогах Владивостока теперь оборудованы светофорами
31 октября, 17:17
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region во Владивостоке. День первый
31 октября, 16:52
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region во Владивостоке. День первый 31 октября, 16:52
Т2 вошла в Топ-10 российских компаний с максимальным уровнем противодействия коррупции 31 октября, 15:16
Ключ плюс два процента: бизнес Приморья попал в кредитную петлю 31 октября, 15:12
США обвиняют научный центр морской биологии ДВО РАН в участии в военных программах 31 октября, 14:12
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region начал свою работу во Владивостоке 31 октября, 10:00
В Приморье стоимость патента для мигрантов с 2025 года увеличится почти на 30% 30 октября, 15:45
Парламент Приморья финансово поддержал компанию одного из депутатов 30 октября, 14:05
Развитие ИТ-сообщества ДВ – в центре внимания Russky MeetUp&Digital Region 30 октября, 13:05
"Живое общение с властью и бизнесом": ИТ-форум Дальнего Востока – уже завтра 30 октября, 10:38
В Находке откроют памятник Сталину 29 октября, 19:35
Машины в два ряда и без номеров: в парламенте Приморья обсудили платные парковки Владивостока 29 октября, 18:28
Завод "Аскольд" в Приморье проводит большое техническое перевооружение 29 октября, 17:00
Russky MeetUp&Digital Region стартует во Владивостоке уже 31 октября 29 октября, 16:32
Свыше тысячи предпринимателей собрал во Владивостоке масштабный "Бизнес-Фест" от Сбера 29 октября, 16:31
Рабочие дальнегорского "Дальполиметалла" просят власти национализировать предприятие 29 октября, 14:02

Вице-адмирал Александр Конев: "Ступеньками прошлого мостится лестница в будущее"

О патриотическом воспитании в современной России, военной службе и СВО
3 января 2023, 16:26 Политика
Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота ИА PrimaMedia
Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота
Фото: ИА PrimaMedia

Как мировая информационная война привела к слому патриотических настроений в России? Как превратить общество в верных союзников российской армии и флота? Насколько популярно военное образование в стране сегодня? ИА PrimaMedia говорит об этом и многом другом в интервью с вице-адмиралом Александром Коневым, заместителем командующего Тихоокеанским флотом (2000-2003гг.), председателем "Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота".

О народной поддержке

— У нас сегодня непростой разговор. Первый вопрос. Александр III говорил, что "у России есть два союзника — армия и флот". У нас началась СВО, мобилизация, и так оказалось, что для армии и флота народ не стал полноценным союзником. Почему так происходит, и что нужно сделать, чтобы народ стал в тяжелой ситуации союзником армии и флота?

— Чтобы все граждане нашей России поддерживали и понимали, какую непростую задачу выполняют наши вооруженные силы? А как поддержать? Это непростой вопрос. Потому что надо искать глубинные корни. Если мы начали с Александра III, то надо говорить о том, какова степень патриотизма нашего общества.

— О патриотизме и будем сегодня говорить.

— Поддержка армии и флота народом базируется на патриотизме, потому что какими еще нравственными принципами руководствоваться, как измерить любовь к своей Родине? Действия вооруженных сил в целом поддерживаются в нашем обществе. Все силовые структуры, задействованные в СВО, выполняют свою роль достойно и решают возложенные на них задачи.

Другой вопрос, на сегодняшний день получилось так, что страны запада во главе с Соединенными Штатами продолжают наращивать широкомасштабную поддержку Украины. Россия оказалась втянутой в необъявленную против нее войну, в том числе информационную и экономическую. Применение современных средств связи, разведки и целеуказания, поставки дальнобойных ракетно-артиллерийских систем ВСУ существенно затрудняют ведение боевых действий.

Достигая целей и решая задачи СВО против вооруженных сил Украины, мы максимально старались сберечь гражданскую инфраструктуру и на сегодняшний день используем щадящие методы. В итоге получается, что пока мы еще не достигли целей. Ведь задачи, которые были поставлены верховным главнокомандованием, это добиться денационализации и демилитаризации Украины. Когда это будет достигнуто — вопрос времени и усилий, которые прилагаются со всех сторон.

Что не так с патриотизмом в России сегодня?

— Александр Васильевич, давайте вернемся к патриотизму. Не секрет, что в годы ВОВ люди приписывали себе лишний год, чтобы им было 18 лет и они могли раньше пойти на фронт. У нас объявили мобилизацию на 300 тысяч человек, и к сожалению говорят, что больше 1 млн молодых мужиков убежало. Кто в Грузию, кто в Узбекистан. У вас есть опыт работы в вузах, вы были заместителем командующего флотом. Что наше общество и государство упустило в идеологии, в развитии патриотизма? Что нужно сделать, чтобы общественный дух был сродни военному, единому?

— Те, кто убежал из России боясь мобилизации, не большая потеря для Вооруженных Сил, гораздо опаснее было бы, если бы они бежали с поля боя. Страх естественная черта, присущая человеку, его можно преодолеть. Трусость, предательство проявляются в наиболее сложное и опасное время.

В идеологии, в воспитании патриотизма, к сожалению сейчас больше проблем, чем положительных сдвигов. Статья 13 нашей Конституции говорит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Нам запрещено устанавливать государственную идеологию. Делайте выводы.

Президент в свое время сказал, что основой идеологии в нашем государстве должен быть патриотизм, все правильно. В патриотической работе, выполняющей основную воспитательную роль в нашем обществе, должна быть системность. Она  не может проводиться как в басне Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука".

Если речь идет об обществе и государстве, органах управления, то любым процессом нужно управлять. В различных программах воспитательной работы есть вопросы патриотизма, но его разделили на экологический, военный и еще много разных видов патриотизма, которые размывают всю суть патриотического воспитания гражданина в обществе.

Что такое патриотизм? Это морально-нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и необходимость свои личные интересы притянуть к государственным, когда это нужно. Это и есть патриотизм.

Преамбула Конституции РФ прямо просится в наше, современное понятие патриотизма. "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить ее благополучие и процветание, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, принимаем Конституцию РФ — как непререкаемую истину Защиту Отечества!".

3432488.jpegДальневосточные ходы Конева

Стратегические таланты легендарного военачальника ковались на берегах Амура и в степях Забайкалья

Этими словами соединены воедино и любовь к Родине, и тревога за ее судьбу, и обязанность ее защиты. Отсюда возникает вопрос, что же такое патриотизм, о котором в школах пишут сочинения, рефераты, все об этом рассуждают, приводят примеры, говорят, что надо воспитывать любовь к Родине, защищать ее, не щадя жизни. Как поддержать всем обществом наших военнослужащих, ребят, которые не словом, а делом с оружием в руках отстаивают интересы нашего государства, где бы то ни было?

Нельзя сказать, что патриотическая работа в школах, с молодежью не проводится. Ее пытаются проводить соответствующие руководители так, как сами ее понимают, основываясь на личном опыте. Зачастую не чувствуется души, глубокого осознания причастности к воспитанию детей, молодежи.

Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота

Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота. Фото: ИА PrimaMedia

Порой работа ограничивается дежурными плановыми мероприятиями, Подходит праздник, собрали молодежь, детей построили у Вечного огня или у памятника и разошлись. Работа с детьми требует правильного морально-нравственного подхода. Они все чувствуют и понимают. Есть хорошие примеры вовлечения школьников в школы юных патриотов, клубы патриотического воспитания. 

"Союз моряков-подводников ТОФ", проводит большую военно-патриотическую  работу. Мы встречаемся со школьниками, нахимовцами, воинами-тихоокеанцами. Группой ветеранов-подводников проводили встречи в городе Фокино, в Большом Камне, Тавричанке, Раздольном. Молодежь, школьников больше интересует, как применяются современные средства вооружения, танки, самолеты, корабли. Почему мы должны отстаивать интересы своей Родины, граждан в мире. На этом и надо строить свое взаимопонимание с ними.

Вопрос пробела в современном знании истории, к истории многие относятся негативно. Или молодежи история нашего государства не интересна... Им интереснее современная действительность. Мы это прекрасно видим и понимаем. Как этот механизм — "интересы современной молодежи, школьника" — направить в нужное русло, чтобы начала развиваться какая-то платформа гражданственности, патриотизма? Это проблема сегодняшнего дня.

Об этом все говорят, но никто не понимает, как этот вопрос оживить, чтобы это приносило свои плоды. 

В Конституции что во главе угла стоит? Права и свободы гражданина. Это высшее наше приобретение. И Конституция об этом торжественно объявляет. А обязанность по защите государства скромно в 59й статье указана как "долг и обязанность гражданина". Что такое долг в России? Долг можно отдать, а можно не отдавать. У нас принято не отдавать долги, а затягивать, особенно в современном бизнес-сообществе. Раз ты долг не хочешь отдавать по защите Родины, иди на альтернативную службу. Получается, мы то говорим про долг и обязанность, то предлагаем "Не надо, не отдавай, иди на альтернативную службу". Глупость. Видимо, в какой-то момент наше государство пошло на это, чтобы снять общественную напряженность в 90-х и начале 00-х. И отголоски этого еще слышны. 

Мне понравились слова Станислава Заворухина: "Отечество, Родина — это как мать. Она же бывает права и неправа, но мать мы любим все, потому что она мать". Родина — это мать, которую нужно любить. В это ключевое понятие закладывался механизм любви к Отечеству в нашей Конституции.

У нас война закончилась в 1945 году. Ветеранов войны остались единицы. Среди подводников у нас остался один человек, который в этом году отметил свое 9-летие — капитан 1 ранга Майстер Владимир Леонтьевич, который живет на улице Светланской в районе Гайдамака. Он и сегодня живет мыслями и чаяниями о служении Родине. С каждым годом остается все меньше свидетелей тех событий, той прошедшей войны. Когда встречаешься с молодыми офицерами, контрактниками, которые служат на флоте, все умные, грамотные, живут в ногу со временем. Начинаешь говорить про патриотизм, историю флота, спрашиваешь: "Как вы понимаете патриотизм?" Все говорят: "Любовь к Отечеству". А как можно любить Отечество? Как они это понимают? Что из истории флота им интересно? На этом и строится общение, стараешься найти точки соприкосновения.

Информационная война и патриотизм

Я прочитал не так давно роман Бориса Васильева "Господа офицеры". Очень мне понравился. Там идет период русско-турецкой войны, 1877-1878 годы. Скобелев, Шипка, освобождение братушек-славян. Борис Васильев на основе того периода времени рассматривает понятия долга, чести, защиты Родины. Очень много у него интересных моментов про Отечество. Чем отличается Отечество от Родины? В его толковании Отечество — это как земля, суть земли, это дом, в котором мы живем. Земля, на которой мы родились, воспитывались, на которой стоит наш отчий дом. А что такое Родина? Это все, что объединяет эту землю, все что находится вокруг. Это то Отечество, которое нужно защищать. Он описывает это дело в таком очень интересном ключе. Я с ним согласен. Прошло 145 лет, а это актуально и сегодня.

Там было два Скобелевых — отец и сын, генералы.  "Скобелев младший взяв в плен Осман-пашу беседует с ним: "…ваш раненый солдат в госпитале рассказал мне как на его глазах добивали моих (русских) раненых — война жестока (ответил Осман-паша), кроме того это были башибузуки (наемники)". — "Это были ваши воины, Осман-паша", — отчеканил Скобелев. "Вам известно, что у нас действуют лазареты для раненых? Вам известно, что мои солдаты под огнем вытаскивают раненых аскеров (солдат), которых вы бросаете на верную гибель? Жестокость — это закон войны, генерал". — "Это нарушение законов войны, паша. Вы не уверены в своих солдатах, а потому и повязываете их страхом за совершенные преступления. Вам не кажется, что вы заменили солдатскую честь круговой порукой бандитов""?

Почему возникает опять "национализм", почему ярая ненависть и противостояние? Почему так быстро можно зомбировать ребенка? Возникает много вопросов, требующих ответа.

Самое главное отличие в том, что знания, которые получало наше поколение ветеранов, были не фрагментарные, а фундаментальные. Мы старались запомнить все, чему нас учили в школе, военных в училище. Мы хранили эти знания, накапливали. Современной молодежи закладывают фрагментарные знания, нет логически связанных цепочек. Открыл "Алису", узнал что надо и забыл. И голова у тебя постоянно чистая, готовая постоянно к приему того, что тебе интересно.

— Не формируется навык.

— Да. Постоянно есть подсказки, за тебя работает вся система современного информационного потока. Роботы услужливо подают тебе это. Интересуешься этим направлением в обществе? В следующий раз тебе только это направление... Влево и вправо тебя уже не интересует. Это беда нашего общества. Мы это прекрасно понимаем. И на патриотизм сильно влияет информационная война. 

В чем это заключается? На встрече со студентами прошу поднять руку тем, кто знает героя ВОВ Александра Матросова. Из 60 человек поднимают руку 3. А кто знает японских летчиков-камикадзе? Руки поднимают уже более 30 студентов. Про Матросова знает 3 человека, а про камикадзе в 10 раз больше. Александр Матросов закрыл собой амбразуру ДЗОТа. Летчик-камикадзе направил свой самолет на корабль противника. Оба они — герои своей Родины. В чем между ними разница? 

Военнослужащие ТОФ во Владивостоке почтили память экипажа дизельной подводной лодки С-178

Со дня трагедии, в результате которой погибли 32 человека, прошел 41 год

Следующий пример из истории войны. Задаю вопрос, кто знает, кем был генерал Карбышев, именем которого названа улица во Владивостоке? Знают 5-6 человек. А кто знает, кем был генерал Власов? Знают гораздо больше про предателя Власова, а герой войны Дмитрий Карбышев находится в забвении. В этом суть информационной войны — вытравить из сознания подрастающего поколения всю правду о нашей истории, забыть ее.
 

К сожалению, информационную войну мы проигрываем. В ВС в свое время были сокращены институты комиссаров, политработников. Сейчас восстановили. Мы убрали систему воспитательной работы, начиная с детского сада и школы, которая существовала в советское время. На ее место пришли другие ценности, интересы личной собственности: как бы лучше устроиться в жизни, на военной службе получать полный социальный пакет, карьеру. О том, что в свое придется защищать Родину, не думали.

После ВОВ началась Корейская и Вьетнамская войны в 50-60е годы. Далее Карибский кризис, Индо-пакистанский, Индонезия. Все эти кипящие котлы. Атлантика, Тихий океан, Индийский. США, особенно во Вьетнаме, столкнулись с большими потерями в живой силе. А они-то шли защищать демократию во всем мире не ради того, чтобы потом вернуться на Арлингтонское кладбище, которое в итоге не успевало их принимать. 

О целях и задачах СВО

— Давайте к России вернемся. Положа руку на сердце, многим в обществе не понятно, за что мы воюем в СВО. 

— Так сложилось, что на территории Украины после развала СССР оказались те области, которые исторически, экономически были российскими. Харьковская область, Запорожье, восточная часть Украины. Это была Российская империя. Не было никакой Украины, были губернии, и мало кто обращал внимание на границы между ними. Люди жили, как им было удобно. 

В восточной части Украины в большинстве жило русскоязычное население. После прихода к власти Хрущева, Брежнева в СССР произошли административно-территориальные изменения, и эти территории остались в Украинской республике. В том числе и Крым. Я лично понимаю так, что на государственном уровне этому мало придавалось значения, потому что все мы были едины. СССР, братские народы, единая семья, единый советский народ. Так было в моей молодости — мы единая нация. Все это дело понимали, и эти границы были только в документах и у чиновников, которые занимались всякими бюджетами и строительством.

Теперь про период после развала СССР. Президент Ельцин сказал: "Берите каждый столько суверенитета, сколько хочется". Вот и начали брать наши республики, которых в природе не существовало, которые были губерниями Российской империи. Они отделились и стали полновластными государствами, внезапно получив такой бонус после развала СССР. Также и Украина. 

Наш президент и все общество были настроены на тесное, взаимовыгодное сотрудничество с Украиной. Что мы увидели в результате? Началось отторжение всего российского, русского, развитие ярого национализма в государстве. Сразу вспоминается Гражданская война, когда брат шел на брата. Национализм полез из всех щелей с опорой на помощь Запада. Они с самого начала чувствовали эту поддержку. 

Дети защитников Родины не останутся без нашего внимания — глава ФППК Владимир Исаков

Для детей мобилизованных профсоюзы организовали новогодние елки

После того, как в ДНР и ЛНР провели референдумы и они стали республиками, мы помогали им сохранить свою целостность. Восемь лет шло противостояние. Минские соглашения, решение проблем дипломатическим путем. И всему миру это было видно. Но такой поворот событий не устраивал прежде всего США. Украина им нужна как плацдарм для достижения своих геополитичеких целей — ослабление России, и в конечном итоге ее полная экономическая и политическая зависимость от США. 

Военно-политическая обстановка в районе конфликта на Украине с началом 2022 года продолжала накаляться. ВСУ поддержанные НАТО готовы были прорвать линию противостояния с Донецкой и Луганской народными республиками. Это все видело и понимало руководство этих республик и обратилось за помощью к России. Нашим руководством было принято непростое, но жизненно необходимое решение о проведении на территории Украины СВО. Если бы мы промедлили, посчитали, что Запад не посмеет дать команду ВСУ о начале боевых действий, это было бы стратегической и политической ошибкой нашего Верховного Командования. Произошла бы зачистка всей территории республик украинскими нацистами, это была бы действительно трагедия.

Я думаю, что решение начать СВО было принято правильное. Другой вопрос в том, что на сегодняшний день мы не смогли ее закончить в связи с вовлечением в конфликт сил НАТО, масштабными поставкими техники и оружия ВСУ.

Частичная мобилизация, с которой столкнулось наше общество сегодня, показывает, что к сожалению 59-я статья Конституции про долг и обязанность в нашем обществе не то, чтобы утратила свое значение, но не в полной мере отвечает интересам защиты государства. Не каждый способен пойти на защиту государства в мирное время. Это сложный вопрос, требующий решения в нашем обществе. На это обращает внимание и Верховный Главнокомандующий и органы государственной власти. 

Нужна ли России всеобщая воинская обязанность?

— Вы сторонник всеобщей воинской обязанности? Есть же страны, тот же Израиль, где должны отслужить и парни, и девушки. А у нас переход на контракт, не знаю, получился или нет.

— У нас армия не полностью переведена на контракт. Дело в том, что в России, в нашем обществе исторически сложилось так, что у нас всегда была всеобщая воинская обязанность. И в Российской империи, и в советское время солдаты верой и правдой служили Отечеству. В нынешних условиях современные формы и методы ведения вооруженной борьбы в мире показали, что призывниками не решишь задач современных боевых действий. Нужны высококвалифицированные кадры. Офицеры — это один уровень управленческого звена ВС. Нужны именно профессионалы, контрактники. Они были и в советское время: старшины, мичманы. Когда я служил на подводной лодке, то опирался на них, сверхсрочники (так их называли) все держали в своих руках на боевых постах, воспитывали подчиненных матросов. В современных условиях службы на подводных лодках уровень подготовки подводников значительно возрос, практически все экипажи укомплектованы контрактниками.

Всеобщая воинская обязанность на сегодняшний день востребована. На ближайшую перспективу мы от нее никуда не уйдем. Если через определенное время изменятся способ и методы ведения вооруженной борьбы в мире, наверное, тогда будут воевать беспилотниками, квадрокоптерами или еще непонятно какими силами и средствами. 

Призывать нужно. Потому что есть должности в частях и подразделениях, не требующие специальной, длительной технической подготовки для ребят по призыву. Достаточно подготовки в учебных центрах и в дальнейшем отработка практических навыков в подразделении. Увеличение возрастного ценза призывника положительно скажется на становлении и возмужании молодежи.

О военном образовании

— В советское время быть офицером в армии и на флоте был достаточно престижно. Многие шли служить. Но в 90-е стране, обществу, армии с флотом досталось. Помню, в 00-х был опять какой-то расцвет ВС, даже по Владивостоку ходило много молодых пацанов-офицеров, были какие-то президентские выплаты. Пошло возрождение армии и флота. А сейчас как обстоит ситуация с этим? С удовольствием молодежь идет учиться в флотские и военные училища, университеты?

— Молодежь идет. Не такой большой конкурс, как в нулевые и десятые годы, но во все училища военные наборы осуществляются. Молодые курсанты готовятся нормально. Единственный вопрос в воспитании и в мотивации к службе. Курсанты, как будущие офицеры российских ВС должны понимать, что есть обязанность по защите нашей Родины, что это долг, который надо отдавать. Нужно, чтобы это стояло во главу угла в его сознании. Он готовится защищать свою Родину, свой отчий дом, свою Россию, и за свою честную, беспрекословную и порядочную службу он будет получать достойное вознаграждение от государства. 

Созданный еще Петром Великим  русский офицерский корпус был уникальным по своему многонациональному составу. В этом корпусе спаянном дружбой, обостренным чувством долга и кастовой честью, никто не интересовался, откуда родом офицер, интересовались его мужеством и отвагой, доблестью и благородством. И солдаты шли за ними в любой огонь, потому что огонь врага уравнивал солдата и офицера, создавая тот необычайный сплав, который никогда не могли понять никакие иноземные специалисты.

— Это не работа, а служение.

— Да. Служить Отечеству и за свою службу получать достойное вознаграждение, как было в Российской империи. А не идти в ВС, чтобы получать деньги и социальные льготы, а на втором плане оставлять понятие служения Родине. Этого не должно быть в обществе. И, конечно, нужно знать свою историю. Патриотизм — это опора на историю, сохранение памяти своих предков. Все лучшее, что было, сохраняй и преумножай, защищай свою Родину. Ступеньками прошлого мостится лестница в будущее.

— А институт суворовских училищ в Приморье? Может быть, нам повезло в этом плане. У нас есть Нахимовское президентское и Суворовское училища в Уссурийске. Слава богу, что-то сохранили. Кадетское училище у нас достаточно новое получилось. Но, я знаю, что такие заведения престижны, и в них достаточно тяжело попасть.

— Да. Как только начинается конкурс, сразу идут звонки: "А как туда попасть?".

— Почему? Что это за категория людей, которые готовы отдать своих еще маленьких детей, чтобы ребенок стал условно маленьким военным?

— Здесь мы вплотную упираемся в принципы понимания того, что такое Родина, Отечество. Из кирпичиков это складывается. А кирпичиком является семья. И в каждой семье есть папа, мама, дети. Особенно сын.

— Как писал Ленин, "семья — это первая ячейка социалистического общества".

— Да. Так оно и есть. Можно слово "социалистического" убрать. Все равно это ячейка общества, нашего Отечества и Государства. Каждый отец и мать, если они не выжили из ума, заинтересованы, чтобы их сын получил достойное образование или профессию в соответствии со своим интеллектом. Чтобы пороки, которые сейчас имеются в обществе, не втянули его в свои сети. Чтобы он был нормальным, чтобы им можно было гордиться.. Чтобы у всех дети имели счастливое будущее, были достойными гражданами своей Родины. Это естественное чувство и желание каждого родителя. 

А что мы видим в современном обществе? Школа, лицей, колледж, гимназия. Дома у детей идет один воспитательный процесс, в школе второй, на улице третий. Это все влияет на ребенка. Если он общается с хорошими, патриотически настроенными ребятами, порядочными и думающими, то повезло. А если компания неприглядная?

Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота

Александр Конев, вице-адмирал, председатель Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота. Фото: ИА PrimaMedia

Отдавая ребенка в Суворовское или Нахимовское училище, ты знаешь, ему дадут хорошее образование, он сможет дальше реализовать свои возможности по военной стезе или по гражданской, сможет поступить в высшее учебное заведение. И что очень важно, на этот период времени он будет оторван от негативного  влияния улицы, двора и прочего. Это может быть даже более важно для семьи, ребенок находится в надежных руках, его будут воспитывать как гражданина общества. 

— Вы не знаете, по статистике из выпускников Нахимовского и Суворовского училищ примерно какой процент идет дальше по военной стезе?

— Больше половины нахимовцев пошли в военные училища. Не только в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, но и в Санкт-Петербургские, и другие училища. Все пошли в вузы. По всей России.

— Вы считаете, это нормальный процент? Или лучше, чтобы ближе к 100% было?

— Я думаю, это нормальный процесс. Это значит, что у них идет нормальное развитие и становление как личности. Нельзя насильно втянуть в какую-то систему человека со своим характером, мировоззрением. 

Вот на первом этапе поступает ребенок в Нахимовское или Суворовское училище. Кто-то же отчисляется, кто-то испугался, заплакал. Идет естественный отбор. Нет смысла всех заставлять. Ну закончит он под давлением военное училище, заключит контракт на 5 лет, отслужит, а потом уйдет в другую сферу общественной жизни. И все, на этом его деятельность закончится. А если человек сделал осознанный выбор, пошел в военное училище, то будет и дальше служить нормально.

— В ТОВВМУ им. С.О. Макарова выпускники все идут служить на флот или кто-то остается на гражданке?

— Все идут. Все лейтенанты расписаны по флотам. Расписывают их на корабли, подводные лодки, в береговые ракетно-артиллерийские части, в части связисты, радиотехнические войска. Такого, чтобы на гражданку — нет. 

Не всем, кто заканчивает факультеты военного обучения при высших учебных заведениях могут предоставить должности в воинских частях. Эти офицеры направляются в запас и проходят установленным порядком переподготовку.

203077
43
8