Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке ежегодно выпускает тысячи специалистов по всем направлениям морской отрасли. А в Дальневосточном морском тренажерном центре (ДВМТЦ) при университете обучающиеся проходят практическую подготовку, переподготовку и курсы повышения классификации с использованием эффектов полного погружения и современного тренажёрного оборудования, с точностью воспроизведённого с реальных судов. В распоряжении ДВМТЦ имеются как тренажёры, имитирующие работу на судне, так и такое же оборудование, которое используют на судах. А как именно морской государственный университет готовит будущих моряков — в материале ИА PrimaMedia.
Как рассказал заместитель директора ДВМТЦ по конвенционной подготовке, капитан Роман Романов, тренажёрный центр представляет собой виртуальное судно, заключённое в стенах здания с удивительным фасадом в виде трёх парусов.
“Суть виртуального судна в том, что все тренажёры объединены в одну сеть. То есть и мостик, и машинное отделение судна, и другие тренажёры имитирующие судовые системы объединены в один комплекс, что является уникальным случаем в России, так как ни один тренажёрный центр в стране не формировался как единая целостная система. Здесь представлены все процессы, которые существуют на обычном судне. Более того, они универсальны — мы в состоянии моделировать любое судно, независимо от его рода деятельности, тоннажа, пропульсивной установки и условий окружающей среды", — сообщил Роман Романов.
Здание тренажёрного центра находится на берегу Амурского залива на возвышенности. Так, студенты и курсанты заходят в здание сразу на 6-й этаж и, словно в глубину океана, погружаются в тренировочные будни на нижние этажи.
Одним из многих уникальных тренажёров, имеющихся в ДВМТЦ, является крановый тренажёр, который представляет собой подвижную кабину на неподвижном основании, на котором слушатели и курсанты могут обучиться управлению различными крановыми установками. На базе одной из моделей судов, имеющихся в распоряжении тренажёрного центра, можно продемонстрировать огромный потенциал тренажёра. Многофункциональное судно снабжения ледового класса "Геннадий Невельской", построенное по специальному проекту, имеет крановую установку на корме.
Уникальность тренажёра в том, что если инструктор в системе ухудшает погодные условия, и на море образуются волны, и судно начинает испытывать бортовую и килевую качку, платформа тренажёра тоже начинает двигаться в такт колебаниям судна. Более того, управляющей компьютерной системой полностью учтены весовые нагрузки (при наличии груза) и инерционные характеристики, свойственные для воспроизводимой на тренажёре ситуации.
Так же в крановой базе тренажёра имеется ещё 6 моделей различных береговых и судовых кранов.
Ещё одним элементом комплекса является тренажёр судна обеспечения, или буксирное судно, которое находится в одном виртуальном пространстве с другими тренажёрами и может с ним взаимодействовать, полностью имитируя все действия судна.
"У нас в комплексе могут тренироваться несколько экипажей. То есть возможно одновременно разместить несколько экипажей на различные суда и проводить комплексную подготовку. Таким образом, мы можем выполнять глобальные задачи благодаря объединённой сети, которой больше нет в России. Возможно воспроизвести моделирование любых операции на море — от трубоукладки до спасения на воде. Более того, ДВМТЦ обладает картографическим покрытием практически любого района мира, при необходимости мы можем использовать любой регион плавания", — говорит Роман Романов.
В общем, в виртуальном пространстве ДВМТЦ есть около 30-40 моделей различных судов. Заместитель директора по конвенционной подготовке добавил, что есть модели военных кораблей, а также виртуальные цифровые двойники судов, воспроизводящих суда от мостика до машинного отделения. То есть экипаж может делиться на команды, каждая из которой исполняет свою часть общей миссии: механики идут в центральный пост управления, штурманы — на мостик, а палубная команда — на кран.
В высокотехнологичной коллекции тренажёрного центра имеется и оборудование Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ).
"Например, посреди Тихого океана не будет никаких спасателей, поэтому экипажи должны быть подготовлены к оказанию помощи терпящим бедствие. Оборудование ГМССБ регламентируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, также известной как СОЛАС (SOLAS). Помимо тренажёров ГМССБ мы имеем в нашем комплексе и реально действующая аппаратуру связи ГМССБ. Здесь экипажи могут оперировать оборудованием и отрабатывать задачи по связи во время спасательных операций, наладку коммуникации с береговой станцией и с другими судами", — уточнил заместитель директора.
Практически полное погружение в условия работы, как в открытом море, так и при плавании в стесненных условиях, осуществляется на полномасштабных тренажёрах с обзором 360 градусов, которые представляют собой имитацию размера реального навигационного мостика с окружающей его крупномасштабной ситуацией на панорамных стенах с помощью современных лазерных проекторов. На панорамных стенах можно даже воспроизвести штормовые условия, осадки различной интенсивности.
"Мы можем поставить любую погоду, можно здесь хоть лёд поставить, хоть идеальную солнечную погоду, — шутит Роман Романов. — Что интересно, качка на волнах только визуальная. Мозжечок в человеческом мозгу начинает отвечать на визуальные импульсы о волнении на море, и человек начинает качаться в такт качке".
Помимо штатного штурвала на данных тренажёрах установлены дополнительные "джойстики" для управления винто-рулевыми колонками (ВРК) и системами с поворотным погруженным двигательно-движительным комплексом Азипод, которые могут эксплуатироваться и в ледовых условиях — это относительно новые типы движительно-рулевого комплекса судов.
Полномасштабный тренажёр с обзором 360 градусов. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
"Обычно тренажёрное упражнение длится около получаса. Обучающиеся проводят маневрирования, расходятся с судами, осуществляют швартовные операции, проходят узкости и районы с ограниченной видимостью. Слушатели и курсанты здесь получают первичные навыки, а оказавшись в реальных условиях они смогут управлять судном под руководством опытных капитанов, а уже какие-то тонкости мастерства приобретают с опытом", — отметил капитан Роман Романов.
Не менее важными являются тренажёры систем управления движением судов (СУДС). Как рассказал заместитель директора по конвенционной подготовке, во всех крупных портах мира с интенсивным судоходством имеются системы управления движением судов, где работают операторы, как правило, бывшие моряки, которые тоже должны пройти подготовку. Как раз для этого создан данный тренажёр, обучаться на котором приезжают операторы всех СУДС Дальнего Востока для переподготовки.
По словам Романа Романова, современные интерактивные тренажёры кажутся для несведущего человека с первого взгляда обычными компьютерными играми, но на самом деле представляют собой высокотехнологичные системы конвенционной подготовки экипажей морских судов. Так, тренажёры маломерных судов ещё больше укрепляют это мнение. Три навигационных мостика, имитирующие управление катерами, напоминают игровые автоматы: тот же руль, экран с обзором на море от первого лица и шумовые эффекты, но являются интеллектуальным аппаратным комплексом подготовки судоводителей маломерного флота и специалистов дежурных и высокоскоростных шлюпок.
Сердцем виртуального судна, как и в жизни, является машинное отделение, где установлен главный двигатель. Здесь находится центральная консоль и главный распределительный щит (ГРЩ), все панели интерактивные. По машинному отделению можно также совершить виртуальный тур с помощью 3D визуализации настоящего судна.
В здании ДВМТЦ на нижнем этаже находится комплекс по выживанию на море, в который входит бассейн 25 на 30 метров, глубиной 4 метра, оборудованный по последнему слову техники. На водной поверхности бассейна также размещён волногенератор, который может имитировать штормовые условия, волна может разогнаться до высоты в 1,1 метра. В комплексе установлены ветрогенераторы с системой орошения, звуковые колонки и имитаторы молний, то есть возможно создать имитацию полноценного шторма.
"Помимо основной задачи бассейнового комплекса, конвенционной подготовки экипажей морских судов, наш бассейн обеспечивает возможность подготовки по международным программам OPITO, в соответствии со стандартами профессиональных компетенций для работников нефтегазовой индустрии. Курсы OPITO — это программы обучения принципам реагирования и действиям первой необходимости в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на производствах нефтегазовой промышленности. Программы связаны с работой на шельфе, то есть с доставкой людей на вертолёте на шельф, буровые платформы, суда снабжения. Всё это подразумевает определённые риски, соответственно члены экипажа должны пройти подготовку", — рассказал заместитель директора.
В комплексе есть 2 типа вертолётных кабин, которые с помощью специальной крановой установки могут перемещаться по всему периметру бассейна. Один вертолёт служит для отработки навыков по спасению человека с поверхности воды, а второй вертолёт несёт функцию основного курса по эвакуации из кабины аварийного вертолёта под водой с использованием аварийных дыхательных систем. В этом случае тренируются навыки поведения людей в критической ситуации.
Спасательное средство. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
На верхнем ярусе тренажерного бассейна установлены эвакуационные трап и рукав, используемые на буровых платформах и пассажирских суднах. Человек, использую данные спасательные систему сможет благополучно сразу попасть в спасательное средство. Более того, в дальней части бассейна располагается реальная конвенционная спасательная шлюпка танкерного исполнения, защищающая экипаж судна в аварийной ситуации от огня, высокой температуры и дыма.
В комплексе по выживанию также находится "арктический бассейн" с системой охлаждения воды до +5 градусов..
"Когда человек впервые попадает в воду подобной температуры, даже в гидрокостюме, он может повести себя неадекватно. Наш организм устроен таким образом, что в такой ситуации он начинает спасать себя сам. При охлаждении организма первым делом начинает отключается лишнее, по его мнению, органы, например, пальцы рук, ног, конечности. Человек не сможет ни застегнуть молнию, ни подать сигнал, ни ухватиться за верёвку, ни подняться по штормтрапу. Это происходит с первых секунд и до нескольких минут. При тяжёлых переохлаждениях может развиться отёки внутренних органов: мозга, лёгких и других. Могут возникнуть тромбозы, а также может нарушиться сердечно-сосудистая деятельность и последняя стадия остановка сердца. В такой воде всё это может произойти минут за 20. Поэтому, когда человек попадает в такую воду, ему нужно понять принцип поведения организма, если человек мозгом готов, то и организм будет вести себя по-другому, — рассказал капитан Роман Романов. — Но, для безопасности наших слушателей у нас тут ещё сауна есть, мы обеспечиваем их отогрев и туда-сюда гоняем".
По совету заместителя директора по конвенционной подготовке, в подобной ситуации, во-первых, не нужно никуда плыть, необходимо принять определённую позу и сохранять тепло, то есть обхватить колени и лежать на поверхности "поплавком". Нужно сохранять покой, но чуть-чуть проявлять двигательную активность, чтобы кровь продолжала циркулировать. И остаётся только ждать и наблюдать по сторонам в поисках спешащей помощи.
При комплексной подготовке экипажа для судоходной компании ДВМТЦ может разместить команду в каютах на нижних этажах, то есть обеспечить полную подготовку на суше. В каюте есть всё необходимое — от кровати и душа с туалетом до индивидуальных спасательных средств.
Каюты. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
"Почему это здание считается уникальным? Потому что в рамках виртуального судна у нас есть всё. Мы можем обеспечить подготовку команды до мельчайших подробностей", — отмечает Роман Романов.
Действительно, в тренажёрном центре возможно обустроить полноценную жизнь экипажа. Ведь на верхних этажах есть и столовая с буфетом, где уставшие слушатели и курсанты могут подкрепиться. От обычного судна в море ДВМТЦ отличает, наверное, только наличие концертного зала и конференц-залов, а также прекрасного вида на Амурский залив, куда, по словам сотрудников, заплывают и любознательные белухи.
"Мы хотим добиться того, чтобы ДВМТЦ был не просто подразделением учебного заведения, университета, а чтобы он стал перекрёстком всех морских дорог в нашем дальневосточном регионе. И постепенно так и происходит, — рассказал заместитель директора по конвенционной подготовке о миссии центра. — Мы уже запустили дополнительные виды подготовок специалистов по кодексу МГТ (международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки — прим. ред.), также мы уже запустили некоторые программы OPITO, хотя данный виды подготовок в ДВМТЦ никогда ранее не проводился. Более того, мы сейчас в процессе запуска ещё нескольких тренажёров и определённых видов подготовки".
Как рассказал Роман Романов, преподаватели и инструкторы — люди с огромным багажом знаний и опытом, которым любая задача по плечу. По требованию международной Конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 года преподавать должен обладать определённым профессиональными навыками иметь соответствующую квалификацию, обычно капитаны или старшие механики с многолетним опытом, но прошедшие опять же дополнительную подготовку и ставшие инструкторами-преподавателями международного уровня.