Главный музей национального искусства России совсем скоро откроет во Владивостоке общественное пространство: тожественное событие запланировано на апрель 2023 года. Новая культурная площадка будет расположена в историческом здании на Алеутской,15. Там будут проходить показы кино и видеоарта, мастер-классы, лекции, творческие встречи и другие события. А в 2025 году Третьяковская галерея начнет осваивать внушительные площади музейного комплекса на сопке Орлиное гнездо. О том, что ждет приморцев с появлением в столице Дальнего Востока игрока мирового уровня, и какие планы строит учреждение, ИА PrimaMedia рассказали руководитель службы по связям с общественностью, маркетингу и цифровым проектам Государственной Третьяковской галереи Алексей Савищев (Москва) и главный специалист филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, искусствовед Ольга Зотова.
— Расскажите подробнее об открытии общественного пространства Третьяковки в апреле. Что запланировано, что там будет, сформирована ли команда и кто приедет?
А.С: Оно разместится в историческом здании Дальневосточного морского пароходства. Это уникальная локация — в центре города в пешей доступности, в музейном треугольнике. Это общественное пространство не просто для того, чтобы прийти на какое-то мероприятие, а посидеть, послушать, посмотреть, проникнуться этой историей — прямая связь с Третьяковской галереей, потому что те образовательные программы, лекции и другие форматы, которые обычно доступны только жителями столицы и окрестных регионов, будут привозить сюда. Третьяковка, как и любой классический музей предпочитает работать "глаза в глаза". Изобразительное искусство — это образы, предметы. Рассказывать об этом интересно. Но самое главное — команда, которую мы уже собираем во Владивостоке и ищем по всей России. Это поможет нам создать интересный локальный анклав. До того момента, когда собственно Третьяковская галерея откроется на Орлиной сопке, резиденция галереи на Алеутской будет работать как независимое пространство.
Пока команда состоит из трех человек — главный специалист, редактор, работающий с информацией, и менеджер, который занимается очень большим оборотом документов. Но уже в начале года мы планируем нанять еще несколько сотрудников. Например, в Самаре в этом году открывается первый филиал Третьяковки, там уже работает около 20 человек. Поэтому во Владивостоке нам понадобятся и методисты программ для общественного пространства, и администраторы для встречи гостей — людей станет больше. На самом деле это очень серьезная проблема — мы испытываем кадровый голод даже в Москве, можете представить, как сложно найти специалистов нужной квалификации в регионах. Уже два года мы работаем с учащимися магистерской программы ДВФУ, которые в будущем смогут работать и в Третьяковской галерее. При этом работаем не только на себя, но и в принципе на все музейное сообщество региона. Институций, готовящих музейных сотрудников, работников очень мало.
Вместе с ДВФУ мы сейчас стараемся подготовить людей, которые, выйдя из стен магистратуры, будут иметь не только теоретические знания, но соприкоснутся с практическим опытом специалистов Третьяковской галереи, читающим лекции в различных дисциплинах. Помимо этого Министерство Культуры РФ два года назад начало масштабный проект, в котором задействованы все федеральные музеи — Музейные маршруты. Он направлен на то, чтобы опыт больших музеев был доступен и открыт для региональных музеев и наоборот — очень интересные и яркие решения региональных музеев стали примером того, что еще можно сделать. Это несколько мероприятий в течение года в разных городах страны, от Хабаровска до Рязани и Калининграда. Так что в общественном пространстве Третьяковской галереи во Владивостоке будет использоваться и опыт работы других регионов с подобными проектами.
Нередко мы смотрим на региональные музеи, их программы и понимаем, что даже завидуем им. У них отличное видение аудитории, они делают прекрасные мероприятия, им приходят на ум простые и эффективные решения.
В нынешней ситуации, когда очень многие возможности и векторы развития пришлось пересмотреть, мы вынуждены опираться на себя, на свои фонды и тот багаж знаний, которым обладаем. И здесь опыт разных музеев, возможность обмена очень хорошо работает. В то же время в выигрышной позиции находятся институции, которые определили свою ДНК. Как Третьяковка — музей русского национального искусства. Можно подтянуть какие-то другие истории, но они должны быть привязаны к ДНК музея. Так же работают и Пушкинский музей, Эрмитаж. Иногда ты приезжаешь в какой-нибудь регион, приходишь в музей и тебе говорят: "Мы Третьяковская галерея такого-то города". Неправильно, когда музей теряет свою идентичность — то сильное, только свое, что есть у любого музея. Всегда есть свои маленькие истории, которые можно сделать яркими. Поэтому очень жалко, когда региональные музеи начинают равняться на какие-то глобальные вещи из серии "Мы — как Эрмитаж". Вам не нужно сравнивать себя с кем-то, у вас есть своя прекрасная коллекция, работайте с этим.
— В чем будет особенность нашего общественного пространства и филиала?
А.С: Общественное пространство конечно не приспособлено к экспозиции шедевров из коллекции Третьяковской галереи. Как мы уже говорили ранее, это будет своего рода резиденция, на территории которой будут реализовываться культурно-просветительские проекты, где можно встретиться с друзьями, узнать что-то новое. Помещение сложное, небольшое, и местная команда действительно пытается максимально эффективно использовать это пространство, любезно предоставленное нашими давними партнерами компанией FESCO.
Общественное пространство — своего рода визитная территория, визит-центр. В отсутствие музейных предметов все, что связано с ними, будет в виртуальном формате и формате лекториев — синтез онлайна и оффлайна. Предварительно уже обозначены постоянные рубрики, работа с абонементами по получению лекций — и новейшие течения, и история искусства.
Филиалы также появятся в Калининграде и Самаре
О.З.: Третьяковская галерея имеет прекрасные коллекции тех предметов, которые будут экспонироваться в следующем году и в Приморской картинной галерее. Выставка будет называется "Энергия цвета" и посвящена развитию авангарда, из коллекции Приморской галереи будут представлены Лентулов, Рождественский, Куприн. Это те прекрасные вещи, которые когда-то и пришли из Третьяковки в Приморье, ведь в 1930-е годы было распределение музейных предметов, и старейшие музеи Дальнего Востока получили эти прекрасные шедевры.
Сегодня часто задают вопрос "Является ли искусством то, что из себя представляют современные арт-практики?". Искусствоведу надо выйти за свои классические рамки и объяснить, что все движется вперед, что такова сущность вещей. Технологии сегодня — это тот инструмент, который позволяет творческому человеку использовать не кисти и холст, не бумагу и другие графические материалы, а какие-то новые формыаты высказывания. Отрицать это означает остановить жизнь. Значит, надо понять, как работать с этим, как заходить в аудиторию. А ведь эти форматы очень интересны. Проект "Третьяковка в движении", который в прошлом году при помощи ФЕСКО был прекрасно реализован в сентябрьский период на набережной Спортивной гавани, это как раз и была современной формой подачи художественного материала, и все прекрасно сработало. Это был один из самых ярких в году проектов. Кстати, эти макеты, созданные для "Третьяковки в движении", у нас сохранены, им еще найдут свое место в дальнейшей нашей работе. Сегодня обсуждаем формы партнерства с художниками и институциями Владивостока и Дальнего Востока.
Зельфира Трегулова осталась довольна специальным проектом на набережной Спортивной гавани
Точно будет коллаборация с дирекцией кинофестивалемя Pacific Meridian. Представительство Третьяковки, расположенное рядом с домом Бриннеров, во дворе которого действует киноплощадка в период фестиваля, делает логичными кинопоказы, образовательные циклы. В качестве примера приведем прошедшее событие в рамках кинофестиваля — выставка видео-арта Виктора Алимпиева в галерее "Арка" в 2022 году.
А.С: В целом, ближайшие годы — это прорастание формата Третьяковской галереи в территориях. Филиалов будет три — в Самаре, Калининграде и Владивостоке — везде есть своя локальная среда и менталитет. И у нас будет наш приморский акцент — в общественном пространстве будет дизайнерская мебель, которая связана с идеей Приморского края, приморского существования. Когда откроется филиал на Орлиной сопке, там Третьяковке будет принадлежать около 17 тысяч кв. метров.
В каждом городе, где планируется открытие филиала, проводится огромная работа по правильной и понятно интеграции нового музея. К примеру, выставка, которой откроется наш филиал в Самаре в мае 2023 года, "На вкус и цвет" — она продиктовано историей возникновения здания. Здание музея выполнено в конструктивистском стиле — фабрика-кухня. Поэтому открывающая выставка посвящена культу и образам еды в русском искусстве с 18 до 20 веков.
— А каким будет Владивосток?
А.С: Сейчас идет детальная проработка концепции того, как будет выглядеть экспозиция во Владивостоке, но, безусловно, Третьяковская галерея привезет и свои шедевры, которые люди здесь ждут. Конечно, у нас есть множества проектов, дающих возможность удаленно познакомиться с коллекцией, например, платформа "Моя Третьяковка". Они помогают много узнать о картинах и их авторах, подготовиться к визиту в музей. Но любой цифровой проект не дает той теплоты, которую дает общение с оригиналом картины. Когда ты смотришь на картину живьем, это совершенно другое ощущение, совсем другая система координат. Искусство позволяет человеку помочь с определением собственной социокультурной идентичностью, осознать себя наследником, почувствовать свою принадлежность к огромному пласту русской культуры, искусства, богатейшего в мире.
— Вы собираетесь работать с разными аудиториями?
О.З.: Конечно. Сегодня уже есть потенциальные партнеры из молодой художественной среды. Это очень интересные, умные, разные люди. Сегодня любой развивающийся музей не может рассчитывать только на взрослую аудиторию, без молодых нет будущего. Есть масса примеров неакадемического формата. Во Владивостоке вновь работает ЦСИ "Заря", приостановивший деятельность в конце 2019 года, где я недавно читала лекцию, посвященную искусству Приморья 2-й половины 20 века. Эта лекция была одной из цикла, организованного в рамках Зимней школы художника для резидентов "Зари". Школа для молодых, кто-то закончил краевой художественный колледж, институт искусств, постиг художественное ремесло и пошел дальше. Но нет дерева без корней. Эти ребята в диалоге и с ними можно и нужно искать общее. И дети сегодня идут в музей через форматы работы с каким-то рассказом, через сказку или мастер-класс.
— Третьяковка будет работать с совсем маленькими?
О.З.: Присутствие Третьяковской галереи — это формат работы с существующими институциями. Есть совершенно прекрасный опыт движения в регион через музыкальные пикники на острове Русском, организованные Музеем-заповедником истории Дальнего Востока. Два года назад это был формат видеоарта в пороховых погребах в Новике. В 2022 году уравновесили более классической историей. Приезжали сотрудники Дома-музея Анны Голубкиной (один из малых музеев Третьяковской галереи). Опыт проведения мастер-классов по ботанической акварели и изготовлению кукол рассчитан в первую очередь на маленьких. Голубкина — автор сказки, народной и очень красивой, основанной на русских архетипах. Там обязательно есть и дед, и бабка, и дети... Малыши делали этих народных куколок, сначала дети, потом присоединились взрослые. Это тот формат работы, который рассчитан на самую молодую аудиторию, но дает эффект семейной коммуникации. Рассчитывая на маленьких детей, подтягиваешь родителей. Ведь это тот возраст, когда ребенок не может обойтись без родителей. В Третьяковке до определенного возраста посещение только с родителями. Ты приходишь в музей со своим ребенком. Это очень хорошая история.
А.С: В кризисе можно найти новые возможности — ковид заставил Третьяковскую галерею научиться работать с цифровыми форматами. С 2019 до 2021 года, когда у нас были очень жесткие ограничения и локдауны, Третьяковская галерея очень хорошо и качественно вышла "в цифру", а когда двери музеев открылись, мы увидели, как помолодела наша аудитория. Если раньше средний возраст посетителей был 40+, то сейчас это 25+. Сейчас в обеих экспозициях очень много молодых людей, которые пытаются понять и рассмотреть русское искусство. Иногда для них это некомфортно, потому что, плохо зная историю, ты некоторые вещи не понимаешь. Но даже просто узнавание картинки из учебника — это тоже важно. Это заставляет людей задуматься, посмотреть, что это. Поэтому был запущен проект "Моя Третьяковка". Это оцифрованная коллекция с развернутым описанием к каждой работе, доступ в музейную информационную систему: находите картину и открываете длинный кураторский текст о работе. Это дает возможность подготовиться к визиту в галерею, понять, что это действительно круто и интересно.
У нас в службе есть правило — хотя бы раз в месяц сотрудники проводят время с людьми в галерее. Смотрят, слушают кто и о чем говорит. Сейчас, и особенно в дни каникул, в галерее огромное количество школьников, это очень радует. В 10 утра у нас смотрители готовятся к "штурму", и дальше открываются двери, и дети идут в Третьяковку. Эффект всегда потрясающий, когда они врываются в зал и огромное количество картин гасят эту волну шума, ребята начинают смотреть и слушать. У нас великолепнейшие экскурсоводы, которые рассаживают маленьких посетителей перед картинами — у детей совсем другое восприятие реальности, темп жизни. Поэтому у нас есть специальные квесты для родителей с детьми. Два с половиной часа, три, если вы действительно любите искусство — не каждый это потянет. Поэтому есть часовая экскурсия, которую мы сбиваем до академического часа (45 минут), чтобы не было отторжения. Мы одними из первых ввели службу гостеприимства, начали обучать смотрителей, проводить для них курсы, психологическую аттестацию, смотреть, сможет ли он работать или нет. В этом году премия "Путеводная звезда" назвала Третьяковскую галерею была лучшим музеем с точки зрения работы с посетителями.
— Какой будет наполняемость во Владивостоке?
А.С: Сейчас идет адаптации концепции — не самого здания, а того, что в нем будет и сложно говорить о конкретных цифрах. Например, предварительные прогнозы по туристическому потоку на лето во Владивостоке и Приморском крае — около 5 миллионов человек. Это во многом определяет заполняемость музеев, театров, вообще востребованности индустрии свободного времени, досуга и развлечений.
Если мы возьмем за основу выставку, которая была недавно проведена в Якутии, посвященная юбилею республики. Там была рекордная проходимость. За 2,5 месяца — более 20 тысяч. Для региона — огромные цифры. Мы понимаем, что если за несколько месяцев придет около 50 — 60 тысяч человек, это будет очень хорошо.
— Как это все будет сочетаться, и как вы будете взаимодействовать с другими институциями?
А.С: Очень часто в регионах и городах возникают настроения "придет большой музей, и мы все закроемся". Давайте посмотрим, сколько федеральных музеев в Москве? Как показал опыт новогодних каникул этого года — у каждого есть свой зритель, у каждого есть что показать. Возвращаемся к теме того, что у каждого музея есть свое лицо. Третьяковская галерея ни в коем случае, даже если захочет, не сможет конкурировать с музеем Арсеньева, например. С другой стороны, она усилит позиции местных музеев изобразительного искусства и галерей в целом развивая интерес к изобразительному искусству, приводя в выставочные залы тех людей, которые раньше об этом не думали. К примеру, у Приморской государственной картинной галереи есть свое ДНК, своя история, свой зритель. У них есть возможность намного более часто проводить различные выставки, нежели это сможет сделать огромный федеральный музей, который связан логистическим плечом, насыщенностью своего календаря и так далее. Открывшиеся экспозиции Эрмитажа и Третьяковки потянут в город весь регион, через малые музеи, местные институции. Это работает всегда, везде, безусловно и без исключений. Переживания были и в Самаре, мол, придет Третьяковка, "мы все умрем". Но пришла Третьяковка — средняя посещаемость галерей и музеев частных собраний выросли, люди действительно стали больше интересоваться искусством.
— Музейный комплекс на Орлиной сопке соединит несколько галерей и музеев — как строится подготовительная работа?
А.С: В формате телемостов происходят планерки по наполнению технологической начинкой — как будут организованы служба хранения, реставрационные мастерские... Это несколько больших музейных пространств в одном комплексе. Будет свое пространство у Эрмитажа и у Приморской галереи — залы для открытого хранения.
На самом деле музеи постоянно живут в этом потоке — редкие выставки обходятся без экспонатов из других музеев. Есть картины, которые спокойно ездят из музея в музей. Выставка Врубеля уехала из Москвы в Петербург, знаменитая выставка Морозовых состоит из коллекции нескольких музеев.
Наверное, самой сложной задачей будет как-то синхронизируем деятельность трех музеев, у каждого из которых богатые и большие фонды. Кроме того, нужно учесть, что Третьяковская галерея располагает одними из самых крупных и профессиональных реставрационных мастерских в России, и эта экспертиза и специалисты тоже приезжают сюда.
Человек, приходя в музей, считает, что музей — это залы, картины и несколько смотрителей. А выставочные залы — это от силы 10% от всей деятельности музея. В Третьяковке штат сотрудников составляет около 1,5 тысячи человек и новый комплекс создаст большое количество рабочих мест для разных специальностей. Это очень хорошо для города.
У всех музеев всегда есть сложности с экспозиционными пространствами — комплекс на сопке частично решает и эту задачу, позволяя музеям показывать фонды, которые раньше просто негде было выставлять.
— Приморский край ближе все же к Азии. Будет ли эта Третьяковская галерея выстраивать взаимодействие в этом направлении — на восток?
А.С: Все возможно, но является ли это задачей? То, что наше пространство будет безусловно интересным всем азиатским туристам — да. Мы прекрасно понимаем, какой объем людей пойдет туда. Как пример — для европейского туриста музей №1 — музей Кремля, потому что Алмазный фонд и сокровища, и Пушкинский музей — привычное им западное искусство. При этом для большинства российских туристов, приезжающих в Москву цель №1 — Третьяковка. В Азии очень хорошо понимают, что такое русское искусство, некоторые прекрасно ориентируются в нашей живописи и художниках, залы древнерусского искусства всегда привлекали иностранцев.
Очень много русского искусства находится за границей. Крупнейшая коллекция русского авангарда находится в Узбекистане. Большая коллекция находится в Азербайджане. Во времена волн эмиграции большое количество искусства было вывезено в Китай и находится там, в музеях и частных коллекциях. Оставшись без многих западных партнеров, музеи повернулись к направлениях, на которые никогда не смотрели — Индия, Азия, Южная Америка, Ближний Восток. Как мы уже говорили — сложившаяся ситуация это, в том числе и время новых возможностей, которые именно сейчас можно реализовать.