Инициатива "АвтоВАЗа" приведёт к очередному подорожанию ввозимых из Японии и Южной Кореи подержанных автомобилей. Глава крупнейшего отечественного автоконцерна заявил о необходимости повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта. Последний раз сбор повышался в 2020 году. В среднем в сегменте легковых автомобилей тогда коэффициенты выросли на 110,7%, что привело к увеличению цен, сообщает ИА PrimaMedia.
Глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов заявил о необходимости повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта, пишет "Коммерсант" (16+).
"Утильсбор сегодня составляет 170 тысяч рублей. Если раньше по отношению к цене автомобиля это было таким останавливающим стоп-фактором — порядка 10–15% в некоторых моделях, то сейчас это гораздо ниже 10% по многим моделям. Надо срочно поднимать, с нашей точки зрения, размер утильсбора, чтобы он действительно был мерой защиты внутреннего рынка", — приводит издание слова Соколова.
Как это работает
Утильсбор выполняет роль барьера от импорта, но платится за все машины — и ввезенные, и выпущенные в РФ. Базовая ставка сбора для легковых машин составляет 20 тысяч рублей. Она умножается на коэффициент в зависимости от объема двигателя.
Утилизационный сбор введен в РФ в 2012 году одновременно с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО) и снижением ввозных пошлин на автомобили. Сбор призван выполнять роль барьера от импорта, но платится за все импортированные и произведенные в РФ автомобили.
Государство, в свою очередь, компенсирует концернам размер уплаченного сбора через блок промсубсидий, распределение которых между игроками зависит от локализации их продукции.
Компания продолжает работать в обычном режиме
Лукавый "АвтоВАЗ"
После начала кризиса из крупных производителей легковых машин продолжили выпуск в РФ только "АвтоВАЗ" и китайский Haval. Часть заводов удалось переориентировать на производство машин на базе китайских моделей. В том числе так сделал "Москвич", запустив на бывшем заводе Renault линейку JAC под собственным брендом.
Но Максим Соколов подчеркивает, что такой подход лишь "создает иллюзию, что у нас быстро восстановилась промышленность". "АвтоВАЗ" собирается до 2026 года вложить не менее 60 млрд рублей в новые продукты, "а потом приходят непонятные нам китайские бренды, договорившиеся на пустующих мощностях о сборке низколокализованных автомобилей, на которые еще планируется иногда давать господдержку в низком ценовом сегменте до 2 млн рублей, и они начинают поджирать тот рынок нашего продукта, куда мы инвестируем огромные деньги".
Между тем сам АвтоВАЗ использует похожую стратегию.
Продажи автомобилей Lada в РФ в 2022 году упали на 46,2%, до 188,645 тысяч штук. Лидером модельного ряда компании остается Lada Granta с результатом продаж за год в 95,879 тысяч штук (-14%), на втором месте модели Niva — 38,78 тысяч штук (-24,3%), на третьем Vesta — 29,206 тысяч штук (-74,3%). Доля "АвтоВАЗа" на падающем российском рынке в 2022 году выросла 6,9 п.п., до 27,9%, что является рекордом с 2006 года.
"Особая судьба", похоже, уготована активам выходцев из "девяностых"
Спецтехника и прицепы уже поставляется по новым правилам
С 1 января 2023 года в РФ повышен утилизационный сбор на ряд наименований новой и бывшей в употреблении дорожно-строительной и специализированной автотехники, а также на прицепы и полуприцепы.
Индексация проведена в рамках ноябрьского постановления правительства (№ 2132) через увеличение повышающих коэффициентов сбора от трети до нескольких раз.
Мера затрагивает автосамосвалы, прицепную и полуприцепную технику, а также отдельные категории грузовиков, грейдеров, бульдозеров, катков, погрузчиков и карьерных самосвалов, производство которых уже ведется в РФ.
Техника, выпуск которой в РФ не освоен — дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог — утильсбором не облагается.
Также не предусмотрена индексация сбора в отношении категорий техники, спрос на которую российские производители могут удовлетворить не в полной мере — экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов.
Минпромторг ранее отмечал, что в России "наблюдается значительное увеличение доли техники из КНР, которое происходит в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами господдержки". "Стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей. В этой связи предлагается проиндексировать уровень взимаемого утильсбора в отношении наиболее чувствительных категорий техники с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции", — обосновывал свое решение регулятор.