В России 12 января отмечают День работника прокуратуры. Уже четвертое столетие надзорное ведомство следит за законностью и правопорядком в стране. Как проходило становление структуры в Приморском крае — в материале ИА PrimaMedia.
7 июня 1880 года издан приказ о реорганизации управления Приморской областью и Владивосток возведен в степень города. В соответствии с Полным собранием законов Российской Империи Государь Император Александр II 16 июля 1880 года распространил в виде опыта на три года Высочайшие утверждения. Согласно названному Закону обязанности лиц прокурорского надзора по наблюдению за производством дознания о государственных преступлениях возложены на губернских и областных прокуроров, которым предоставлено в случае необходимости поручать исполнение обязанностей подведомственным им стряпчим.
В Приморской области обязанности лиц прокурорского надзора по наблюдению за производством дознания о государственных преступлениях возложена на областного стряпчего. Также в ведении областных прокуроров учреждены должности их Товарищей, в связи с чем прокурорский надзор образовывал в составе штат. Определялись, увольнялись и перемещались в должностях областные прокуроры и их товарищи Министром юстиции.
В 1880 году административный центр Приморской области был перенесен в Хабаровск, и вместо Николаевского окружного суда, существовавшего с 1856 года, в Хабаровске открыли Приморский окружной суд, который просуществовал до 1896 года.
7 декабря 1882 года во Владивостоке открылся Окружной суд, функцию прокурорского надзора при котором исполнял окружной стряпчий коллежский асессор Павлов, его секретарем был Бушуев И.А.
Приморская область была разделена на 12 мировых участков и составляла округ Владивостокского окружного суда, подчиненного Иркутской судебной палате.
В 1884 году Восточно-Сибирское генерал-губернаторство было разделено на два: Иркутское и Приамурское, в состав которого вошли Приморская, Амурская, Забайкальская области и остров Сахалин.
В 1885 году при Владивостокском окружном суде была введена должность прокурора окружного суда и его товарищей.
По отзыву первого генерал-губернатора Корфа А.Н., несмотря на образование окружных судов и увеличение числа категории рассматриваемых дел, судебное устройство Сибири оставалось неудовлетворительным, не были изменены ни количество судебных мест, ни персонал, ни оклады, ни штатное расписание. Штат прокурорского надзора с упразднением должности стряпчего и с учреждением должностей прокуроров с товарищами увеличился всего на одного человека. Вместе с тем обязаностей у них было гораздо больше, нежели у упраздненных стряпчих. При областных прокурорах не было учреждено даже штатной должности письмоводителя, а на все канцелярские расходы отпускалось всего 600 рублей в год (в Амурской области — 400), в Приамурском крае этой суммы едва хватало для найма единственного писца.
Владивостокский окружной суд. Фото: предоставлено прокуратурой Приморья
Количество дел, поступающих в суд, росло, поэтому с 1 июля 1888 года был увеличен штат судебных учреждений и прокурорского надзора. Так, в Амурском, Приморском и Владивостокском окружных судах прибавились один заседатель и один судебный следователь, а в Благовещенске и Владивостоке — по одному товарищу прокурора.
Из Списка чинов Владивостокского окружного суда на 31 августа 1892 года следует, что в штате состояли два судебных следователя, областной коллежский асессор Бушуев И.А. с жалованием 1750 рублей годовых и 750 столовых, всего 2500 рублей, и товарищ областной прокурор коллежский секретарь Траубенберг Т.А. с общей суммой жалования 2000 рублей годовых.
С 24 августа 1886 года до 1897 года должность Владивостокского окружного прокурора занимал Бушуев Иван Алексеевич. Родился 6 января 1858 года в г. Петропавловск-Камчатский. Окончил курсы юридической школы в Императорском Санкт-Петербургском университете со степенью кандидата права.
Бушуев совмещал выполнение своих служебных обязанностей с общественной деятельностью. Он не только в качестве заседателя находился у основания образования Владивостокского окружного суда, но и стоял у истоков возникновения в 1884 году Общества изучения Амурского края — первой научной организации на Дальнем Востоке России. Он принимал непосредственное участие в разработке Устава Общества и длительное время был его секретарем, товарищем председателя и председателем.
Прокурор Бушуев И.А. присутствовал на всех заседаниях окружного суда, выступал обвинителем, следил за исполнением приговоров. О замечаниях, упущениях суда или должностных лиц сообщал председателю. Он руководил следствием, направлял дела в суд, а в случае необходимости поручал доследование по делам, где следствие проводили как судебные следователи, так и полиция. На особом попечении прокурора находились арестантские дела.
18 января 1888 года с разрешения первого приамурского генерал-губернатора Корфа А.Н. во Владивостоке было открыто местное Общество любителей охоты. Организация обязалась "строго соблюдать правила и сроки охоты, вести надзор за браконьерами; завозить и выпускать на островах коз, а также размножать уже имеющихся парнокопытных и фазанов путем строгого надзора". Председателем этого общества был прокурор Бушуев И.А. За 10 лет работы Обществу удалось увеличить поголовье оленей на острове Аскольд со 100 до 1500. Однако основной напастью организации были браконьеры, от рук одного из них в августе 1897 года и погиб Бушуев И.А., пытавшийся задержать преступника на месте незаконной охоты. Убийца так и не был задержан.
Согласно документам, сохранившимся в ФКУ "Российский государственный исторический архив Дальнего Востока", приказом Министра юстиции Российской Империи от 10 октября 1890 года Приморским областным прокурором был назначен Курочкин Григорий Тихонович. Данные содержатся в формулярном списке о службе работника, где указан послужной список с момента окончания образовательного учреждения.
13 мая 1896 года царь подписал рескрипт "О повсеместном введении в Сибири нового судоустройства на основе судебных уставов Александра II". Согласно этому нормативному акту к ранее существующей Казанской судебной палате присоединились новые созданные Тобольский, Томский, Красноярский и Иркутский окружные суды. Учреждалась Иркутская судебная палата, к которой отходили также вновь созданные окружные суды: Якутский, Читинский, Благовещенский и Приморский.
Иркутская судебная палата, согласно временным штатам 1896 года, включала в свой состав старшего председателя, председателя департамента, 6 членов палаты, двух секретарей, их помощника.
Кроме того, прокурорский надзор осуществляли прокурор палаты, его помощник, секретарь при прокуроре. Окружные суды были почти однотипны по составу, но не по численности. Они включали в себя председателя, его помощника, секретарей и их помощников. В штате окружных судов состояли судебные приставы и судебные следователи. Прокурорский надзор осуществляли окружной прокурор, его помощник и товарищи прокурора (см. табл. ниже)
Таким образом, штатное расписание строилось исходя из численности населения в округе и его национального состава. Так, в малонаселенной Якутии было всего 14 судебных чиновников, а в Тобольском окружном суде — 44.
В Благовещенском и Владивостокских судебных округах, охватывающих территорию Амурской и Приморской областей, где доля китайцев, корейцев, японцев была велика, предусматривалась штатная единица переводчика.
В 1912 году из Приморского окружного суда выделяется Петропавловский-на-Камчатке окружной суд в составе Иркутской Судебной палаты.
С 1 июля 1897 года товарищем прокурора Владивостокского окружного суда с жалованием в 2600 рублей назначен сын отставного унтер-офицера из казаков Полтавской губернии Подпалов Иван Прокофьевич, 30.03.1866 года рождения. Окончил Демидовский юридический лицей со степенью кандидата прав, ранее с 1894 года занимал должность судебного следователя по Томской губернии и товарища прокурора Томского губернского прокурора.
К 1900 году значительно изменился состав Владивостокского окружного суда. Председателем был назначен статский советник Фридрих Фридрихович фон Паркау. Вместе с ним работали уже четыре члена суда: коллежский асессор Николай Николаевич Перелыгин, коллежский асессор Захар Петрович Понафидин, коллежский асессор Яков Андреевич Агнивцев, коллежский асессор Николай Васильевич Покровский. В штате суда по-прежнему числятся переводчик китайского языка, секретарь, помощник секретаря. Введена должность судебного пристава. При Владивостокском окружном суде работает нотариус Адаме Владимир Федорович. Работают мировые судьи, сформировано два участка и введена должность добавочного мирового судьи. Прокурорский надзор осуществляют прокурор коллежский советник Василий Александрович Скворцев и три помощника прокурора.
В 1907 году Владивостокский окружной суд начал работу по новому адресу — ул. Светланская, 69. К чинам Владивостокского окружного суда были отнесены прокурорские работники, судебные следователи. Перед Октябрьской революцией в Окружном суде числились уже пять следователей, два прокурора и шесть товарищей прокуроров.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1917 года "О суде" прокуратура была ликвидирована. Вновь необходимость в создании органа надзора возникла лишь спустя пять лет — в 1922 году. Так, 28 мая 1922 года издано постановление ВЦИК "Положение о Прокурорском надзоре" и принято Положение о судоустройстве 1922 года.
Вырезка из газеты. Фото: предоставлено прокуратурой Приморья
В апреле 1920 года была образована Дальневосточная республика (далее — ДВР) с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, и Приморская область вошла в ее состав.
Работы профессора ДВФУ Сонина В.В. дают представление об организации органов прокуратуры в ДВР.
В статье 7 Конституции ДВР, принятой в 1921 году, были закреплены границы республики:
"Вся территория бывшей Российской Империи к востоку от реки Селенги и оз. Байкал до Тихого океана, включающая области Прибайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Приамурскую с северной частью Сахалина, объявляется независимой Дальневосточной республикой".
Верховная государственная власть на территории ДВР осуществлялась Народным собранием. Областными органами власти являлись областные собрания уполномоченных, которые избирали областные управления. В каждую область правительство назначало областных эмиссаров (уполномоченных), на которых возлагалась задача осуществлять "наблюдение и контроль за исполнением в области местными органами, а также учреждениями и агентами центральной власти, законов, распоряжении и постановлении правительства".
Хотя прокурорский надзор был создан в ДВР раньше (март 1922 года), чем В РСФСР, его строительство в буферной республике не было завершено.
В отличие от РСФСР в ДВР не было разработано и введено в действие специального положения о прокурорском надзоре. Достаточно сложным был путь становления прокурорского надзора в ДВР.
Как и в РСФСР, в буферной республике следователи находились в административном подчинении судебных органов, а надзор за их деятельностью осуществляла прокуратура.
Объединение областей Дальнего Востока в октябре 1920 года потребовало введения единой законности на всей территории региона. Это было возможно путем замены децентрализованной системы надзора за законностью и введения прокурорского надзора. При создании прокуратуры ДВР учитывались рекомендации Ленина В.И., изложенные им в письме для Политбюро ЦК "О "двойном" подчинении и законности" и решения XI Всероссийской конференции РКП(б) (декабрь 1921 года).
В "Положении о народном суде ДВР" от 26 марта 1922 года прокурорскому надзору был посвящен сравнительно небольшой раздел, анализ которого позволяет сделать вывод о том, что прокуратура еще не составляла отдельной системы. Прокурором ДВР являлся министр юстиции, который назначал областных прокуроров. В уездах появился институт помощников областных прокуроров. Отдела прокуратуры в составе Министерства юстиции и Военной прокуратуры в ДВР образовано не было.
Принципы относительной централизации, единства, независимости и единоначалия прокуратуры ДВР нашли законодательное выражение в том, что прокурор буферной республики осуществлял служебные обязанности как непосредственно, так и через подчиненных ему местных прокуроров.
Военный министр ДВР Уборевич. Фото: предоставлено прокуратурой Приморья
На прокуратуру ДВР было возложено:
1) осуществление надзора за законностью действий всех учреждений, органов власти, общественных и частных организаций и лиц путем опротестовывания нарушающих закон постановлений и возбуждения уголовного преследования против виновных:
2) наблюдение за деятельностью органов дознания и следствия, милиции, ГПО и др.;
3) поддержание обвинения в суде;
4) опротестовывание в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судами;
5) наблюдение за правильностью содержания под стражей.
В октябре 1922 года функциональные обязанности прокуратуры ДВР были еще более расширены. Она получила право направлять в Министерство юстиции прошения о помиловании, представлять кандидатуры на должность судебных следователей, наблюдать за отбытием наказания лицами, приговоренными судом к принудительным работам без лишения свободы.
Но и после создания прокуратуры в ДВР продолжала функционировать прежняя система надзора за законностью. В циркуляре Министерства юстиции от 29 июля 1922 года указывалось, что законность охраняется съездом народных судей и другими органами надзора, а "... прокуратура осуществляет общий надзор".
Таким образом, прокуратура ДВР была призвана обеспечить единство законности на всей территории буферного государства. Именно этим, в частности, прокуратура ДВР отличалась от "буржуазной" прокуратуры, которая в бывшей Российской империи и других капиталистических государствах больше занималась уголовным преследованием, чем осуществлением надзора за законностью.
Строительство судебного аппарата и других учреждений Министерства юстиции затруднялось из-за нехватки преданных народной власти юристов.
В период существования коалиционного Совета Министров ДВР Министром юстиции являлся эсер Е. Трупп, при котором в этом министерстве наблюдалось засилье старых юристов. Так, в августе 1920 года в нем насчитывалось 111 "буржуазных" специалистов. В органах Министерства юстиции в трех областях ДВР в конце 1920 года работали 499 человек. Большинство из них были настроены антикоммунистически и "насаждали буржуазную правовую идеологию и практику".
Оппозиция продолжала выступать и против специальных судов ДВР. Но тактика их в этом вопросе несколько изменилась. Они готовы были смириться с их существованием при условии, что политсуды в ДВР будут формироваться на выборной основе. 12 ноября 1921 года Дальбюро ЦК РКП(б) на своем заседании рассмотрело этот вопрос и приняло решение: " …в конструировании политсудов оставить принцип назначенчества".
Чтобы в какой-то степени покрыть потребность в кадрах юристов, правительство ДВР вынуждено было 16 декабря 1920 года принять специальное постановление "О возвращении из учреждений и организаций на службы в Министерство юстиции юристов, состоявших ранее в ведомстве этого министерства".
С целью увеличения числа юристов, работающих в отдаленных, глубинных районах ДВР, был сокращен штат Министерства юстиции (в апреле 1922 года в нем насчитывалось всего 44 сотрудника) и расформированы областные отделы юстиции. Наблюдалось также уменьшение числа судей в городах ДВР. Министерство юстиции через Дальбюро ЦК РКП(б) обратилось в ЦК РКП(б) с просьбой о направлении советских юристов-коммунистов в ДВР для работы в качестве судей. Вскоре из РСФСР в ДВР прибыла группа юристов. Среди них был коммунист Погодин В.А., который в начале 1922 года стал министром юстиции (прокурором) ДВР (до этого министром юстиции (прокурором ДВР) был беспартийный юрист Гвоздев И.Е., заместителем — коммунист Яковлев Г.И. В составе 67 народных судов ДВР на-считывалось 275 судей и 129 следователей.
К концу октября 1922 года была укомплектована кадрами прокуратура ДВР. Каждую областную прокуратуру возглавлял прокурор-коммунист.
Для повышения профессиональной подготовки и получения юридических знаний работников органов юстиции и прокуратуры в Чите при Министерстве юстиции были открыты специальные 3-месячные курсы.
За короткий исторический срок в ДВР возникла система органов юстиции: общие (народные) и специальные (политические и военные) суды, при конструировании которых использовался опыт РСФСР. В отличие от РСФСР в ДВР был образован Высший кассационный суди на несколько месяцев раньше появились органы прокурорского надзора, которые, однако, не были выделены в самостоятельные учреждения и организаци-онно являлись составной частью аппарата юстиции. При всем своем своеобразии органы юстиции и прокуратуры ДВР по целям, задачам и организационной структуре были всё же, по мнению профессора Сонина, более близки к советским судебно-прокурорским органам, нежели к буржуазным.
20 октября 1922 года при отделе управления Примгубвоенревкома был создан юридический подотдел (4 ноября преобразованный в отдел) для разработки правовой основы правоохранительной деятельности.
В соответствии с законом Правительства ДВР от 6 ноября 1922 года Приморская область была переименована в губернию. 13 ноября 1922 года создастся отдел юстиции (подобного рода отделы были упразднены в центральной России в июле 1922 года в связи с принятием "Положения о прокурорском надзоре"). 14 ноября 1922 года народное собрание ДВР, выражая волю трудящихся края, постановило Конституцию ДВР и законы отменить, просить ВЦИК и сьезд Советов РСФСР присоединить Дальний Восток к единой РСФСР, распространив на Дальний Восток действие советской Конституции и советских законов.
Президиум ВЦИК удовлетворил просьбу народного собрания, и Дальневосточная республика была объявлена нераздельной частью РСФСР, высшим органом власти утвержден Дальревком. Бывшая территория республики с 16 ноября 1922 года до января 1926 года стала именоваться Дальневосточной областью, в состав которой вошли Приморская губерния с северной частью острова Сахалин, Амурская, Забайкальская, Камчатская с при-легающими островами, Прибайкальская и Приамурская губернии.
15 ноября 1922 года Примгубвоенревком утверждает "Временное положение о народном суде Приморской губернии", в IV разделе которого "О про-курорском надзоре" говорилось: "Прокурорский надзор вверяется прокурорам и их помощникам, состоит в непосредственном подчинении отдела юстиции и действует под его наблюдением и руководством. Назначение, перемещение и увольнение прокуроров и их помощников производится отделом юстиции". И хотя "Положение о прокурорском надзоре" будет в будущем введено на территории Дальневосточной области постановлением Дальревкома от 28 ноября 1922 года в ряду первых центральных законов, хотя должность губернского прокурора будет первоначально создана как временная (до прибытия лица, назначенного центром), статус прокурора еще долго будет определяться "Временным положением...".
С отменой 30 ноября 1922 года военного положения губревком 5 декабря утвердил временно исполняющим должность губернского прокурора Старковского Ивана Михайловича, бывшего генерал-лейтенанта юстиции, бывшего прокурора судебной палаты, добровольно пожелавшего сотрудничать с новой властью. Он выполнял обязанности недолго — два месяца.
В феврале 1923 года на страницах губернской газеты "Красное знамя" появилось объявление:
"От прокурора Приморской губернии. Приступая к исполнению возложенных на меня обязанностей, обращаюсь ко всем трудящимся, профессиональным, партийным и общественным учреждениям с просьбой оказать мне содействие в деле осуществления революционной законности и внедрения революционного правосознания путем устных и письменных сообщений мне о всех фактах, нарушающих правомерный порядок жизни губернии. Прокурор Приморской губернии М. Хайт".
С началом работы вновь прибывшего губернского прокурора отдел юстиции был упразднен. Прокуратура губернии начала действовать как самостоятельный орган.
составе ее было вначале три работника: прокурор губернии Матвей Абрамович Хайт, член РКП(б) с 1920 года, с незаконченным высшим медицинским образованием, без достаточной юридической практики, Старковский И.М., ставший его заместителем, и Файбушевич Константин Семенович — со средним железнодорожным образованием, бывший заведующий юридическим отделом Министерства иностранных дел ДВР, а затем председатель военного суда 1-й Забайкальской стрелковой дивизии.
Постепенно пополняясь людьми, прокуратура стала активно содействовать становлению и укреплению советской власти в Приморье.
17 марта 1923 года решением Дальревкома учреждена прокуратура Дальневосточной области, первым прокурором которой стал Дебрев М.Е. 4 января 1926 года Президиум ВЦИК постановил образовать на Дальнем Востоке Дальневосточный край с центром в Хабаровске в составе Забайкальской, Амурской, Приморской (с северной частью острова Сахалин) и Камчатской губерний и перейти от губернского и уездного деления на окружную и районную систему. Дальневосточный край делился на 9 округов: Владивостокский (объединивший 14 районов), Хабаровский, Николаевский, Амурский, Зейский, Читинский, Сретенский, Камчатский, Сахалинский.
В этот же год создается прокуратура Дальневосточного края, которую последовательно возглавляли Нелидов Н.М., Андреев П.С., Чернин М.Я.
Постановлением правительства от 20 октября 1932 года в Дальневосточном крае было образовано 4 области: Приморская, Амурская, Камчатская и Сахалинская. В 1934 году эти области разукрупнены и созданы Уссурийская, Хабаровская, Зейская (в 1937 году вошла в состав Читинской области), Нижне-Амурская области и Еврейская автономная область.
Как следует из архивных сведений прокуратуры Приморского края, первым прокурором прокуратуры теперь уже Приморской области стал Копылов (приказ от 01.01.1933 No 1), далее ее последовательно возглавляли Ловашов (приказ от 04.02.1933 N° 9), Головин (приказ от 10.12.1933 N° 121), Звягин (замещал должность заместителя прокурора Дальневосточного края и был врио прокурора Приморской области до 28.02.1935), Растопов, Егоров (приказ от 01.10.1935 No 85), Асев (приказ от 15.12.1935 No 121). Любимов А.А. (приказ No 166 от 25.04.1936), Вяткин И.В., Гуревин (при-каз от 26.04.1936 No 167), Вяткин И.В. (приказ от 04.08.1937 No 73), Ено-вич (приказ от 17.01.1938 No 8).
Развитие экономики и возросшее политическое значение Приморья явились основанием для выделения его в самостоятельную административно-территориальную единицу. Так, в октябре 1938 года Дальневосточный край был разделен на два края — Приморский и Хабаровский (указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 года). В состав Приморского края были включены Приморская и Уссурийская области, Калининский, Красноармейский районы и часть сельсоветов Бикинского района Хабаровской области.
Вскоре после образования Приморского края 29 октября 1938 года в его территориальных границах согласно приказу Прокурора СССР Вышинского А.Я. создана прокуратура Приморского края, в состав которой вошли прокуратуры Приморской и Уссурийской областей.
Первым прокурором прокуратуры Приморского края был назначен Будаговский Фёдор Васильевич (приказ от 06.10.1938 N° 94), который замещал эту должность до 5 августа 1940 года. При этом он одновременно замещал должность прокурора Приморской области до 26 июля 1939 года вплоть до ликвидации областной прокуратуры.
Материал предоставлен прокуратурой Приморского края