Новая геополитическая ситуация, развернувшаяся в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине, бросила серьезный вызов российским экспортерам, вынуждая их перестраивать логистические цепочки, искать новых торговых партнеров, выходить на новые рынки. Такое мнение высказала в авторской колонке ИА PrimaMedia ведущий специалист направления "Экономика несырьевого сектора" ЦСР Наталья Кочеткова. Редакция приводит его мнение без изменений.
Несмотря на сложности, экспорт российской продукции в 2022 году продолжил расти. Так, исходя из имеющихся данных торговых партнеров России (с февраля 2022 г. в России не публикуется статистика внешней торговли, поэтому для анализа динамика и структуры объемов экспорта используются зеркальные данные торговых партнеров, доступные в международной системе UN Comtrade Database, а также на официальных сайтах статистических или таможенных служб соответствующих стран; при этом стоит учитывать, что на настоящий момент не все торговые партнеры опубликовали или передали в международные статистические системы данные о своей торговле в последние месяцы 2022 года), объем экспорта из России за 9 месяцев 2022 г. можно оценить в 382,6 млрд долларов, по сравнению с аналогичным периодом экспорт российской продукции увеличился на 28,2%. При этом по данным ФТС России, озвученным президентом Российской Федерации, рост экспорта за 9 месяцев 2022 года составил и вовсе 40%. Такой рост был обусловлен в том числе быстрой переориентацией и наращением российской внешней торговли с так называемыми "дружественными" странами.
В результате, по итогам 9 месяцев 2022 года, по данным UN Comtrade и таможенной службы Китая, основными (топ-5) потребителями российских товаров стали Китай, Турция, Индия, а также Германия и Италия. При этом на долю Китая, Турции и Индии в совокупности пришлось 40,4% российского экспорта (для сравнения за весь 2021 г., по данным ФТС России, на их долю пришлось 21,1%, а на долю экспорта в страны ЕС — 38,3%).
Основной статьей экспорта из России, в том числе в указанные страны, было минеральное топливо (нефть). Так, за 9 месяцев 2022 года доля минерального топлива в общем объеме экспорта в Китай составила 74% (для сравнения: за 9 месяцев 2021 г. доля импорта минерального топлива из России составила 66,1%), в общем объеме экспорта в Турцию — 70,7% (за 9 месяцв 2021 г. — 48,6%), в общем объеме экспорта в Индию — 78,3% (за 9 месяцев 2021 года — 49,5%). Доля минерального топлива в общем объеме экспорта из России в Германию и Италию за 9 месяцев 2022 года составила 58,3% и 72,2% соответственно.
Помимо нефти, Россия в 2022 г. активно экспортировала черные металлы (например, доля черных металлов в общем объеме экспорта в Турцию по итогам 9 месяцев 2022 г. составила 8,7%), злаки (доля злаков в общем объеме экспорта в Турцию — 4,9%), удобрения (например, их доля в общем объеме экспорта в Индию составила 8,6%).
Надо сказать, что динамика экспорта в 2022 году во многом определялась как деятельностью самих экспортеров, так и оказываемой государством поддержкой.
В части финансовой господдержки, к которой можно отнести кредитно-гарантийную и страховую поддержку, можно отметить, что ее объемы в период 9 месяцев 2022 года, по предварительным оценкам, несколько снижались. При этом количество поддержанных экспортеров снижалось более низким темпом по сравнению с объемом поддержанного экспорта (по предварительным данным ВЭБ.РФ, на 10–20% против 20–40% соответственно), что в целом позволяет говорить, что в первую очередь экспортеры старались не полностью прекратить экспортную деятельность, а просто несколько сократить ее масштаб. При этом снижение объемов кредитно-гарантийной и страховой поддержки все же связано в том числе со снижением количества обращений за такой поддержкой, что может быть вызвано необходимостью для компаний адаптироваться к новым условиям осуществления экспортной деятельности.
Что касается поддержки, оказываемой Российским экспортным центром, включающей также нефинансовую поддержку, то здесь ситуация несколько иная. За 9 мес. 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло количество поддержанных экспортеров при снижении объема поддержанного экспорта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее популярной поддержкой, за которой обращались экспортеры в 2022 году, была нефинансовая поддержка.
Основная роль нефинансовой поддержки отводится в том числе Центрам поддержки экспорта (ЦПЭ). По данным РЭЦ, такие центры, расположенные в 82 регионах страны, за 2022 год оказали поддержку более 25 тысячам малых и средних предприятий, при этом каждый десятый при их участии заключил экспортный контракт. К слову, в целом, по оценкам РЭЦ, объем администрируемой ими господдержки в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом почти в два раза.
То есть в текущих условиях на первое место для поддержания положительной динамики экспорта на первое место в части государственной поддержки вышла нефинансовая помощь, в первую очередь помощь в поисках новых альтернативных рынков для экспорта. Вероятно, это было вызвано в том числе тем, что некоторые экспортеры могли "брать паузу", чтобы оценить текущие условия и принять решения о дальнейших направлениях действий для поставок своей продукции за рубеж. Можно попробовать предположить, что в 2023 году некоторый рост будет наблюдаться в спросе на финансовую поддержку со стороны тех экспортеров, которые адаптировались к текущим условиям и запустили экспорт по новым направлениям на новые для себя рынки.