Поджоги в Приморье: атака на банк, здание администрации и служебный транспорт
14 декабря, 20:46
В Приморье сообщили о новом нападении медведя на человека
14 декабря, 19:30
Фееричный поток счастья сразу 3 знакам зодиака гарантируют звезды с 15 декабря
14 декабря, 19:30
Полная отмена: детей лишили важной выплаты в 2025 году – касается абсолютно всех
14 декабря, 19:11
Союз Овнов, узы Раков и задумка Дев: подробный гороскоп на 15 декабря
14 декабря, 18:30
В Тавричанке автомобиль рыбака провалился под лёд
14 декабря, 18:10
Смерть, Маг, Звезда: новый цикл судьбы - поворотный таро-прогноз на эти выходные
14 декабря, 18:00
"Пылкий вопль Венеры": 3 знака распахнут врата соблазна и любви с 15 декабря
14 декабря, 17:30
Приморский край не попал в "хорошисты" экологического рейтинга регионов
14 декабря, 16:44
Охотнадзор начал поиски медведя, убившего мужчину в Приморье (обновлено)
14 декабря, 14:20
В Дальнегорске отменили новогодний салют после опроса жителей
14 декабря, 13:26
Законопроект о международных ТОР доработают до конца года
14 декабря, 12:54
Медведь растерзал охотника в Приморье
14 декабря, 11:37
Большое выставочное пространство появится на Спортивной набережной Владивостока
14 декабря, 11:17
Продукция "Владхлеб" вошла в топ "100 лучших товаров России" и получила приз "Вкус качества"
14 декабря, 11:00

Лев Штернберг: этнограф с душой революционера

История жизни и деятельности выдающего исследователя коренных народов Дальнего Востока
Лев Штернеберг Фото из открытых источников
Лев Штернеберг
Фото: Фото из открытых источников
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны... Кто знает один народ — не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру — не знает ни одной. 

(Из "Десяти заповедей этнографа" Л.Я. Штернберга)

Ранние годы

Лев Яковлевич (Хаим-Лейб) Штернберг родился в 1861 г. в провинциальном городе Житомир в семье Якова Моисеевича (Янкеля Мойше) Штернберга. Семья Штернберг отличалась от "провинциальных евреев" XIX в. — отец занимался сельским хозяйством и имел достаток, к тому же, владел русским языком [1;1–2]. Яков Моисеевич и его супруга, Йента Вольфовна, мечтали, что их сын станет раввином и постарались дать ему основательное образование: с пяти до десяти лет юный Лев учился в еврейской начальной школе "хедер", где ребята по пятнадцать часов в день постигали основы иудаизма, а в 1872 г. поступил в Житомирскую гимназию [2]. 

Будущий ученый с самого детства отличался любознательностью и усидчивостью. Он зачитывался произведениями европейской и русской современной литературы, а также трудами левых русских литераторов — В. Белинского, Д. Писарева, Н. Добролюбова, черпая из них идеи борьбы с социальной несправедливостью, служения народу. В конце 1870-х гг. он увлекся более радикальными произведениями, в том числе работами Маркса [1;5]. Дискриминация евреев в Российской империи, которую Лев Яковлевич наблюдал воочию, только усиливала его желание изменить мир. Он был человеком сострадательным, не выносил несправедливости и жестокости. По воспоминаниям его близкого друга Моисея Кроля, еще в детстве Лев представлял селя героем-спасителем еврейского народа [1;3]. В итоге, ко времени окончания гимназии в 1881 г., Лев Яковлевич решил присоединиться к народникам, которые как раз в это время начали развертывать свою деятельность в Житомире. 

Штернберг — революционер

 Лев Штернберг горячо воспринял народнические идеи, включая представления об оправданности тактики террора. Поступив в 1881 г. на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, он продолжил заниматься пропагандой и распространением нелегальной народнической литературы. За участие в забастовке его отстранили от обучения в Санкт-Петербургском университете, поэтому в 1883 г. он перевелся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе.

Стараниями Л.Я. Штернберга была организована южная ветвь "Народной воли". Публицист Иосиф Гессен, соратник Штернберга, оценивал его как уважаемого и авторитетного лидера. Этот худощавый человек с усталым лицом говорил мало, с сильным акцентом — но его указания выполнялись беспрекословно [1;9].

После убийства Александра II народниками в марте 1881 г. последовала череда облав на революционные кружки. В 1886 г. Штернберг был арестован. Три года он провел в одиночной камере Одесской тюрьмы. В 1889 г. был выслан на 10 лет поселений на о. Сахалин. 29 марта 1889 г. Лев Штернберг отплыл из Одессы на пароходе "Петербург" — так начался новый, трудный, но плодотворный этап его жизни [1;15].

Лев Штернберг

Лев Штернберг. Фото: Официальный сайт МАЭ РАН (Кунсткамера)

Этнограф поневоле: 1889–1897

Лев Яковлевич находился на Сахалине в статусе административно-ссыльного, что немного смягчало условия его жизни. Он мог передвигаться по острову, вести свободную от контроля переписку [3;52]. Его нрав борца за справедливость никуда не исчез — Лев Яковлевич "был яркой фигурой в местной колонии политических. Образованный, авторитетный в революционных кругах, он выделялся независимыми суждениями и готовностью отстаивать интересы товарищей перед начальством при любой несправедливости" [4;133]. 

В 1890 г. за выступление в защиту политкаторжан от жестоких телесных наказаний он был выслан в изолированный кордон Виахту [5;211]. Виахта производила удручающее впечатление "одинокой заброшенной могилы, стоящей среди пустынной тайги на берегу Татарского пролива" [3;52]. Рядом находилось поселение гиляков (нивхов), куда Лев Яковлевич часто заглядывал, отмечая семейный строй, язык и фольклор народа. 

В 1891 г. сахалинская администрация, видя интерес Штернберга, поручила ему провести перепись "инородцев". Благодаря этому в 1891–1896 гг. Л.Я. Штернберг сумел объехать практически весь Сахалин и изучить общественный строй, верования и обычное право гиляков, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть и подробно описать классификаторскую систему родства и пережитки группового брака у гиляков. В 1895 г. он побывал и на Нижнем Амуре, где собрал материалы о жизни амурских гиляков [6;45].

"Я открыл у них родственную терминологию и семейно-родовое право... Словом, остатки той формы брака, на которой Морган основал свою теорию и которая служит исходным пунктом брошюры Маркса-Энгельса о происхождении семьи, частной собственности и государства" [3;53].

Отметим, что Лев Яковлевич не имел этнографической подготовки. Теоретические основы этой деятельности он отчасти почерпнул из работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которую прочитал в Одесской тюрьме. Методы полевого исследования он определял сам или по инструкциям администрации (как в случае с вопросами для переписи). 

Штернберг, столкнувшись в ходе работы с языковым барьером, ощутил необходимость узнать язык изучаемых народов. Лев Яковлевич положил начало лингвистическим исследованиям языка нивхов.

В ссылке Штернберг познакомился с Брониславом Осиповичем Пилсудским — будущим известным исследователем айнов и нивхов, тоже народником, который оказался здесь двумя годами раньше. Штернберг и Пилсудский вместе изучали нивхский быт и фольклор, занимались подготовкой коллекций для Сахалинского музея. Переписка исследователей проливает свет на научные поиски, которые занимали их умы в условиях каторги — в обстановке отчаяния, жестокости и недоверия. 

Работы Штернберга начали публиковаться с 1863 г., привлекая научный интерес. Их можно отнести к эволюционистскому направлению в этнографии. Сторонники эволюционизма считали, что все человечество развивается по единым законам. Они полагали, что изучая элементы культуры народов на различных "стадиях развития", можно воссоздать общую картину прогресса человеческой культуры. Несмотря на последующую критику, труды Штернберга наметили основные направления исследований в советской этнографии, в особенности интерес к истории первобытных обществ, этногенеза, социальной организации и религии [3;50]. 

В мае 1897 г. по ходатайству Императорской Санкт-Петербургской академии наук Штернберг был амнистирован и досрочно покинул остров.

Признание

Согласно законам Российской Империи, евреи не могли проживать за чертой оседлости без высшего образования, принятия православия или других исключительных причин. Учеба Штернберга была прервана ссылкой — поэтому формально образование он не завершил. Уважительной причиной стало написание монографии о языке и фольклоре гиляков с консультациями ведущих лингвистов [3;58]. Таким образом, в 1901 г. Л.Я. Штернберг окончательно перебрался в Петербург, где стал сначала волонтером Музея антропологии и этнографии Академии наук, а после того, как наконец получил свой диплом в 1902 г., поднялся до должности старшего этнографа. С 1904 г. Лев Яковлевич читал при музее ряд курсов по этнографии, а позже, в 1915 г. при его активном содействии были организованы Высшие географические курсы. Не забывал исследователь и о своих корнях — он был председателем Еврейского историко-этнографического общества, при его участии был организован Еврейский музей [7], он был одним из идеологов общественно-политической организации "Еврейская народная группа" (1906–1907) [3;63]. В целом, Лев Яковлевич, помимо основной музейной и научной работы, постоянно занимался журналистской и общественной деятельностью.

В 1910 г. после долгого перерыва Штернберг снова побывал на Дальнем Востоке. В течение трех месяцев он вместе со студентами изучал нанайцев на Амуре, орочей и негидальцев на Амгуни и Сахалине. Они проводили этнографические и антропометрические исследования, закупали материалы для коллекций. Наиболее объемной является нанайская коллекция, отражающая религиозные верования этого народа [3;60]. Лев Яковлевич трудился на благо МАЭ, привлекая к сбору коллекций заинтересованных лиц (в том числе, Б.О. Пилсудского и В.К. Арсеньева), выезжая за границу для приобретения экспонатов [3;62].

С 1918 г. и до конца жизни он был профессором Ленинградского университета. В 1924 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР [2;56]. 

Талантливый и оригинальный ученый, деятель и высоконравственный человек — Лев Яковлевич Штернберг скончался после долгой болезни в 1927 г. На его надгробном памятнике начертаны слова: "Все человечество едино".

 Лев Яковлевич оставил после себя богатое научное, учебно-научное, эпистолярное наследие. Советскую науку пополнили ряды замечательных этнографов, воспитанных под его руководством. Этот человек не имел профессиональной этнографической подготовки, но благодаря непрестанному самообразованию и активной жизненной и научной позиции навсегда остался в "зале славы" исследователей Дальнего Востока.

Автор очерка — Арина Быконя

Список использованных источников и литературы

1. Kan, Sergei. Lev Shternberg: anthropologist, Russian socialist, Jewish activist (University of Nebraska press, 2000). 550 p.

2. Бронислав Пилсудский. "Дорогой Лев Яковлевич..." (Письма Л.Я. Штернбергу. 1893–1917 гг.) / Сост., вступ. сл. и комм. В.М. Латышева. — Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 1996. — 336 с.

3. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века / Сост. Д.Д. Тумаркин; отв. ред. В.А. Тишков, Д.Д. Тумаркин. — Москва: Наука, 2004. — 716 с.

4. История и культура коренных народов Дальнего Востока. Материалы международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Л.Я. Штернберга и 145-летию со дня рождения Б.О. Пилсудского (7–9 ноября 2011 г. / Отв. ред. Т.П. Роон. Сост. Н.Ю. Ильина. — Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2013. — 288 с.

5. Кочешков, Н.В. Российские исследователи аборигенных народов Дальнего Востока (XVIII–XX вв.) / Н.В. Кочешков. — Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2003. — 220 с.

6. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности "История" / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И. Костанов, М.И. Ищенко. Отв. ред. д.и.н. М.С. Высоков. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.

7. День рождения Л.Я. Штернберга // Кунсткамера. — URL: https://www.kunstkamera.ru/events-calendar/den_rozhdeniya_lya_shternberga (дата обращения 28.01.2023).

194956
43
37