Крупнейшая в мире алмазодобывающая компания якутская "АЛРОСА" в целях экономии досрочно выплатит разовый сбор в бюджет из сверхприбыли за 2021-2022 гг., так называемый windfall tax. Тем временем растет список бизнеса, рассчитывающего на исключение. Так, авиакомпании просят освободить их от уплаты взноса, поскольку отрасль не является сверхприбыльной, а прибыль, полученная в 2022 году, была в большей части обеспечена госсубсидиями, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что Минфин РФ оценивает потенциальные поступления от windfall tax в сумму около 300 млрд рублей. Согласно подготовленному ведомством законопроекту, ставка windfall tax устанавливается на уровне 10%, но предусматривается возможность уменьшить налог на размер вычета, который определяется как умноженная на коэффициент 2 сумма безвозмездно перечисленных в федеральный бюджет денежных средств за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года. Размер вычета не может превышать сумму налога, исчисленного по ставке 10%.
Какие компании региона подходят под критерии обязательного взноса со сверхприбыли
КАк отмечает "Интерфакс" (18+), в целом к плательщикам налога отнесены российские компании, а также иностранные, которые ведут деятельность в РФ через представительство, при этом иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ, приравниваются к российским. Компании, которые в 2022 году были ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков (то есть исчисляли и перечисляли в бюджет налог на прибыль) будут уплачивать и единоразовый налог за участников группы.
Налоговой базой для windfall tax будет превышение средней арифметической величины прибыли за 2021-й и за 2022 годы над прибылью за 2018-й и за 2019 годы. Прибыль будет исчисляться как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций с учетом переноса убытков предыдущих периодов и без учета доходов от дивидендов. Также для компаний, участвующих в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, при определении прибыли не будет учитываться налоговая база от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта по этому соглашению.
Налоговая база принимается равной нулю, если величина прибыли за 2021 год и за 2022 год оказалась менее или равна величине прибыли за 2018 и прибыли за 2019 годы, а также если она оказалась равной или меньше 1 млрд рублей (это положение не будет применяться для участников консолидированной группы налогоплательщиков).
Что касается windfall tax, то для нас это несколько миллиардов рублей. Сильного влияния на финансовые результаты компании в этом году это не окажет. Будем платить досрочно, потому что это позволит сэкономить",
— сказал глава "АЛРОСА" Сергей Иванов в интервью "Коммерсанту" (18+).
Отметим, что "АЛРОСА" не раскрывал финансовые показатели за 2021-й и 2022-й годы. В 2019 году алмазный гигант отчитался о чистой прибыли по РСБУ в размере более 26,554 млрд рублей, в 2020 году — в размере почти 12,264 млрд рублей.
Гендиректором якутской "АЛРОСА" после планирующегося ухода Сергея Иванова-младшего станет Павел Маринычев
В законопроекте о разовом сборе сделаны исключения для нефтяных, нефтеперерабатывающих, угольных компаний, производителей СПГ, предприятий малого и среднего бизнеса. Также налог не будет взиматься с компаний, созданных после 1 января 2021 года (в том числе, иностранных, начавших осуществлять деятельность в РФ после этой даты), за исключением созданных путем реорганизации, а также компаний в составе КГН, куда также входят угольные, нефтяные или нефтеперерабатывающие компании.
Рассчитывают сэкономить и прибыльные авиакомпании, позиция которых была озвучена на Петербургском международном юридическом форуме (18+).
"Фактически та прибыль, которая была получена от субсидий в 2022 году, она будет израсходована на то же обслуживание флота, где-то возможно на обновление, на покупку запчастей. С учетом этого предложение от отрасли — все-таки освободить авиацию от этого налога дополнительного, потому что она не является сверхприбыльной отраслью", — заявил заместитель главного бухгалтера по налоговому учету ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Виктор Сахаров, выступая на форуме.
Средняя рентабельность авиации "редко превышает 2%, а в последние годы она от 0 до 1%", добавил он. При этом, по словам представителя "ЮТэйр", это "единственная отрасль, где налоговая нагрузка вообще стоит отрицательная: то есть фактически авиация получает из бюджета больше денег, чем в бюджет платит".
Прибыль авиаотрасли за 2022 год была получена за счет субсидий, выделенных государством для поддержки в условиях санкций, и благодаря тому, что компании, как и в "пандемийном" 2020 году, максимально сокращали издержки — "переносили возможные ремонты, закупку запчастей".