Известный московский фотохудожник Сергей Полывянный представил свои работы на первой персональной выставке "О времени" (16+) в Центре современного искусства "Артэтаж" во Владивостоке. В экспозицию включены работы, выполненные в разных техниках. Особый интерес у первых зрителей, среди которых был обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов, вызвали произведения в технике цианоти́пии.
Цианоти́пия — это бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобрел его в 1842 году английский физик и астроном сэр Джон Гершель (датой изобретения технологии фотографии как таковой по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии считается 7 января 1839 года).
В свое время цианотипия широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов ("синек"), сейчас ею заинтересовались фотохудожники как альтернативным процессом получения отпечатков фотоизображения.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
О том, как это работает, можно почитать в Интернете, — чтение получится интересным и познавательным, особенно если читатель имеет достаточные представление о химии и фотографии.
Пока было время и положенная в таких случаях церемония открытия выставки еще не началась, Сергей попробовал объяснить, что такое цианотипия, что называется, на пальцах:
— Есть аналоговая фотография, которая печатается обычным способом, через фотоувеличитель на фотобумагу, с помощью проявителя и закрепителя. В технике цианотипии — принцип примерно такой же, но без фотоувеличителя. Есть бумага, на которую наносится заранее подготовленный цианотипный раствор. Изображение проецируется методом контактной печати. А далее задействуется ультрафиолет (скажем, ультрафиолетовые лампы) или солнце. Цифровой негатив делается в размерах будущего отпечатка. И уже с него контактным способом получается изображение на бумаге или на кальке, кому как нравится. Изначально цвет у цианотипии синий. И уже потом я "купаю" отпечаток в разных травах, чаях, кофе. И в зависимости от сорта чая и кофе, или отвара коры дуба и чабреца получается тот или иной оттенок.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Процесс цианотипии достаточно долог — надо подготовить цифровой негатив, вывести его на пленку, приготовить раствор. Чем больше отпечаток, тем сложнее его напечатать. Нюансов много. Процесс в чем-то подобен волшебству, порою трудно угадать, что получится и получится ли вообще. В любом случае время потерянным считать нельзя: сидит фотохудожник в своей мастерской, любуется солнышком в незашторенное окно (никакой тебе тесной темной комнатёнки, никакой красной лампы), "купает" "синьку" в чае или кофе и сам этот же чаек или кофеек попивает под музыку Вивальди, например. Хороша любая музыка, кроме новой попсы, замечает Сергей. Зарядил трек на час-полтора по настроению — пободрее или поспокойнее — и вперед!
— Я привез с собой во Владивосток гораздо больше работ. Здесь представлена лишь небольшая часть. Это четыре техники: обычная аналоговая фотография (ручная печать), цианотипия, экопечать, которая меня привлекает в последнее время (она вообще исключает все возможные реактивы). Только солнце, лист растения и изображение на пленке. И ничего больше. Думаю, что если бы мы пошли по другому эволюционному пути фотографии, используя не химию, а листья, то, наверное, имели бы уже моментальную фотографию на специально выведенных сортах растений. И не засоряли бы так планету разной химией, — говорит Полывянный уже на открытии выставки, невольно заражая слушателей идеями альтернативной реальности в каких-то параллельных мирах.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
А что если в одном из них фотографы пошли по пути, предложенному сэром Джоном Гершелем? И пошли бы дальше, выращивая растения с листьями разной величины, подходящими для изготовления фотографий. В конце концов, грампластинки в конце XIX — начале XX века изготавливали из шелла́ка — природной смолы, экскретируемой самками ряда родов насекомых-червецов семейства Kerriidae, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Это потом только винил появился.
В этом параллельном мире, где победила линия Джона Гершеля, раз и навсегда решена проблема выцветания старых фотоснимков. Да, со временем они выцветают, как и многие семейные фотографии доцифоровой эры, хранящиеся в альбомах с плюшевой обложкой. Однако если цианотипичные снимки подержать в темноте, они заметно восстановятся до исходного состояния.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Другая особенность таких отпечатков — их необычная, какая-то параллельная реальность. На выставке в этой технике представлены в основном пейзажи. Но если о французской Вандее или русском Плещеевом озере, колыбели российского кораблестроения (здесь в конце XVII века была построена "потешная" учебная флотилия Петра I), Калужской области и Подмосковье, послуживших источником вдохновения для Сергея Полывянного, я ничего сказать не могу, ибо не был там ни разу, то привычный с детства Владивосток в технике цианотопии выглядит как Владивосток из какого-то параллельного мира.
Не менее интересны, кстати говоря, работы, выполненные в технике обычной аналоговой фотографии. И здесь фотохудожник смотрит на окружающий его (и нас) мир под своим углом зрения, отличного от общепринятого. Принципиально, наверное, и то, что это черно-белые фотографии. У черно-белой фотографии есть свои достоинства, возможно, главное из них заключается в том, что черно-белое изображение получается более драматичными и эмоциональными, поскольку цвет не отвлекает внимание зрителя от авторской идеи.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Хотя и цвет на выставке присутствует.
— Четвертая техника, представленная на выставке, — это мультимедиа. По заданию редакции я совершал недельную поездку, снимая достопримечательности Калужской области для путеводителя. Параллельно шла съемка в полуразрушенных храмах, мне было интересно, останавливался, заходил, снимал. Появилось много фотографий, которые показались мне очень интересными. Были разговоры с людьми. Я решил все это смонтировать в виде слайд-шоу. С музыкальным оформлением помогал друг-музыкант. Получился семиминутный ролик о храмах Калужской области, — рассказал Сергей Полывянный.
Как рассказал председатель Приморского краевого отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, с которым Полывянный учился вместе журналистике в ДВГУ, его однокурсник всегда как-то по-иному смотрел на мир.
Выставка "О времени", таинственная и атмосферная. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
— У него был какой-то свой взгляд на вещи, которые нам кажутся обыденными. А это ведь не все могут. Я пытался заняться фотографией, но у меня это не получилось, и я бросил. А Сергей продолжил. Он работал с московским Кремлем, с Русским музеем. И у него вышло большое количество красивой продукции, в которой он реализовался как художник. Мне кажется, это больше искусство, чем фотография. Я рад, что Сергей вернулся во Владивосток и теперь на его работы можно посмотреть, — сказал Виктор Суханов.
Высоко оценили работы, представленные на выставке, известный владивостокский галерист Александр Городний и фотохудожник Михаил Павин.
— Я бы хотела, чтобы как можно больше людей приходило прикасаться к этому, наслаждаться этим. Я уверена, что остаться равнодушным к тому, что есть на этой выставке, наверное, невозможно, — сказала директор ЦСИ "Артэтаж" Ванда Комарницкая.