Глава Владивостока Константин Шестаков выступил с ежегодным отчетом перед депутатами Думы Владивостока. Уже второй год подряд это действие оформляется в торжественной форме — заседание переносится из стен Гордумы в большой зал правительства края, предваряется видеороликами о дальневосточной столице, сюда стекаются большие политические гости. Этот раз не стал исключением, и стандартный, казалось бы, доклад больше напоминал программную речь.
Второй год подряд отчет проходил в правительстве края. Как и в прошлый раз, в президиуме помимо председателя Думы Андрея Брика сидели губернатор Олег Кожемяко и спикер ЗС ПК Александр Ролик. Предшественники Константина Шестакова не могли похвастаться ни таким зрительским материалом, ни антуражем, ограничиваясь стенами представительного органа и депутатским корпусом. Впрочем, не имели они и такой поддержки региональных властей (по крайней мере, на втором или третьем годах своего правления).
Как и почти все большие тексты, доклад мэра имел конвенциальную структуру с экспозицией, развитием действия и кульминацией. В стартовой части прозвучали слова губернатора и спикера ЗС ПК. Обе речи несли посыл единодушия ветвей власти, максимального взаимодействия и работы в одной команде, и давали положительные оценки действиям мэрии.
"Мы положительно оцениваем стиль работы Константина Шестакова", — сказал губернатор.
Не остался в стороне и глава Владивостока, в начале своей речи признавшийся, что "все, что сделано для города за прошлый год, не только моя заслуга — это общая заслуга всех, кто присутствует в этом зале". Чуть позже он усилил свой тезис, говоря о рекордных бюджетах 2022 и 2023 годов.
"В этом году мы приросли еще на 2 млрд, до 26 млрд рублей. И это не предел. Такое возможно только благодаря тем усилиям, которые принимает команда губернатора и лично Олег Кожемяко", — добавил он.
Константин Шестаков произносил текст громко, интонируя голосом, так что даже перечисления цифр и показателей превращались в пламенную речь. Тем более, что большая часть речи из них и состояла, и тем более, практически все эти показатели (по крайней мере, из озвученных) превышали позапрошлогодние. Говорить об этом с холодным спокойствием не получалось, да и, наверно, не хотелось.
"Обещали комплексно отремонтировать 32 участка дорог. Мы выполнили 43. Пройти текущим ремонтом 120 тысяч квадратных метров дорог — мы сделали 198 тысяч. Построить два километра дорог на острове Русский — мы построили 2,7. Заменить 87 остановочных павильонов — заменили 88", — ну и так далее.
Дорогам было посвящено вообще немало времени. Они лидируют в ТОП-5 обращений граждан, опережая темы ЖКХ, благоустройства, общественного транспорта и образования.
"В каждом из направлений наша команда постаралась исполнить все взятые на себя обязательства. И не просто исполнить, а найти системные решения и приложить ту практику работы, которую можно тиражировать и на другие муниципалитеты Приморского края", — сообщил глава Владивостока.
По дорожному направлению планы, действительно, грандиозные. Но пока они либо "в проекте" или "на стадии разработки проекта".
Так, например, ведутся разработки проектов развязки на пересечении улицы Русской и проспекта Столетия, реконструкции улиц Анны Щетининой, Бородинской, Выселковой и Днепровской, чтобы сделать выезд из Снеговой Пади более комфортным. Завершено проектирование дороги на Зеленом угле с примыканием к объездной дороге Седанка-Патрокл и реконструкции Рудневского моста.
"Готовы будем перейти к поиску средств для фактической реализации проекта. Рассматриваем возможность заключения концессионного соглашения на эту тему", — сказал мэр, дав понять, что дело осталось за малым.
Он уточнил, что все, что было перечислено выше, вошло в мастер-план Владивостока. Как и дорога-дублер проспекта Столетия через Нефтеветку, которую активно обсуждали еще в середине прошлого десятилетия. Администрация планирует обратиться за помощью в федеральный бюджет.
С пробками будут бороться при помощи развития общественного транспорта. Константин Шестаков подчеркнул, что "наша цель — работа по расписанию и в комфортных условиях". Он рассказал, чего удалось уже добиться. А именно — внедрение пяти километров выделенных полос ("результат — налицо, автобусы движутся быстрее потока автомобилей"). Выделенные полосы должны появиться "на многих, если не на всех, магистральных маршрутах".
Во-вторых, трехлетние контракты с перевозчиками позволили последним быстрее обновлять парк техники. За прошлый год почти 100 новых автобусов вышли на линии.
В-третьих, по поручению губернатора просчитывается новая модель контрактов с предпринимателями.
"Думаю, что следующий этап развития в создании такой системы — бюджет платит 100 процентов расходов за работу на линии, а все доходы от поездок идут в казну. Нет необходимости гнаться за конкретным пассажиром, есть необходимость неукоснительно соблюдать расписание", — подчеркнул Константин Шестаков.
По мнению главы, хорошо показали себя и платные парковки. Потому что, во-первых, "иного выхода упорядочить ситуацию на дорогах просто нет", а во-вторых — теперь одним парковочным местом пользуются четыре-пять автомобилей, а ранее — один-два.
"Создание парковочного пространства преследовало, в том числе, именно эту цель", — сказал мэр.
Дальше работа продолжится созданием сети муниципальных парковок, какое поручение Константин Шестаков уже дал управлению дорог.
Еще одним рекордным показателем (наравне с размером казны) стал объем реконструкции теплосетей. В целом, на эти цели направят 4,5 млрд рублей, из которых 1,8 млрд — федеральный транш. Это позволит обновить столь же рекордные 24 км труб. Правда, за последние десятилетия они достигли такого ветхого состояния, что последующие десятилетия потребуют удержания рекордной динамики, чтобы все это работало в штатном режиме. Мэр уточнил, что в год необходимо ремонтировать по 5% всех теплосетей. А в этом году "этот показатель почти достигнут".
В прошлом году было благоустроено 10 общественных пространств. В 2023 году цифра сохранится. В списке: парк отдыха в Снеговой пади (сопка в районе ул. Анны Щетининой), сквер на ул. Ильичева,3, сквер в районе ул. Лермонтова,82, пешеходный маршрут по ул. Черняховского, дворик юности и детства на ул. Сафонова, озеро на Сафонова, дорога в школу №60, второй этап парка "Лазо", Орлиное гнездо и улица Фокина (внедрение туристического кода).
В кульминационной части глава, по канонам жанра, позволил себе добавить немного пафоса.
"Город живет счастьем своих людей. И сделать его таким — в наших силах", — завершил свою речь Константин Шестаков.