Какие задачи ставит новое время перед креативной индустрией? Что делает отечественный контент конкурентоспособным в мире? Какой вклад может внести Дальний Восток в развитие этой сферы? И каких громких премьер ждать в креативной среде России в ближайшее время? Эти и другие вопросы обсудили участники пленарного заседания "Новая геометрия креативных партнерств: разворот на восток" в рамках Российской креативной недели во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
В начале заседания с приветственным словом выступил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он подчеркнул, что Приморье готово поддерживать и сопровождать лучшие нестандартные решения креативной индустрии и самых талантливых ее представителей.
"6% предпринимателей Приморья — люди, занятые в креативной индустрии. Это 2,5% ВРП. Не много ни мало 44 млрд рублей проходит через креативную индустрию. Это то, что привлекает молодежь, то, что дает возможности для создания проектов, которые сегодня востребованы как внутри России, так и за рубежом. И, безусловно, мы поощряем такие решения. У нас уже 3 года работает проект "Приморский старт", где мы рассматриваем и номинируем лучшие образцы таких креативных индустрий, выделяем им по 2 млн рублей гранта. И, могу сказать, что такими победителями за это время стало около 30 компаний, кто получил такой финансовую поддержку. Более того, по некоторым мы продолжаем уже развитие в части производства. Будет у нас "Приморский старт — 2", где мы по 10 млн будем выделять таким номинантам", — сообщил собравшимся Олег Кожемяко.
Олег Кожемяко. Фото: ИА PrimaMedia
Следом перед участниками и слушателями пленарного заседания выступил начальник управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков. В своей речи он отметил, что регионы Дальнего Востока. Такие, как, например, Якутия, несмотря на то, что большую долю экономики там занимает добывающая промышленность, делают ставку в том числе на интеллектуальный продукт — на креативную индустрию.
"Да, человеку нужно хорошо питаться, одеваться, комфортно жить, приходя домой, иметь возможность посмотреть фильмы, включить ребенку мультфильм. Но всё это, если отбросить утилитарность, — креативная индустрия. Не просто удовлетворить голод, а хорошо поесть с пользой для здоровья. Не просто прикрыть тело, а носить модную одежду. Не просто иметь крышу над головой, а жить в красивом доме с красивой архитектурой. Не просто занять себя вечером, посмотреть действительно прекрасный фильм и ребенку включить качественный мультик. И всё это происходит в том числе и благодаря рекламе, маркетингу. Это всё креативная индустрия. И если это всё производится в регионе, то это является якорем для человека, для того, чтобы он в этом регионе оставался и гордился этим продуктом, который производится на его родной земле. А для Дальнего Востока — это якоря, которые оставляют здесь молодежь, в креативной индустрии опять же. Для Дальнего Востока это, конечно, такой экзистенциальный вызов — создать как можно больше таких якорей, для того чтобы молодежь оставалась и хотела жить, развиваться в регионах Дальнего Востока. Поэтому мне кажется, что сегодняшний Форум для региона многообещающий", — подчеркнул Сергей Новиков.
Сергей Новиков. Фото: ИА PrimaMedia
В работе пленарной сессии принял участие министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
"Судьба подарила мне счастье много лет заниматься самыми интересными регионами нашей страны — Дальним Востоком и Арктикой. И, честно говоря, весь Дальний Восток для меня — это место силы. И здесь живут сильные люди. И именно дальневосточниками — в соприкосновении с уникальной великой природой на фундаменте великой истории — должны создаваться произведения, новые продукты мирового масштаба", — высказался Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia
Он подчеркнул, что даже в нынешнее тяжелое время, когда многие страны ведут себя по отношению к России не дружественно, дальневосточники не должны переставать творить и сохранять свою самобытность.
"С одной стороны, у нас молодежное мероприятие, где-то дерзкое, очень дальневосточного характера — про то, как созидать, про то, как быть креативными, как необычно смотреть на вещи. С другой стороны, это мероприятие очень важно, оно о том, что мы должны быть честными, мы должны продолжать творить от всего сердца, и не по чьим-то лекалам, а выбирать тех, кто по-настоящему красивый и сильный", — сказал министр.
Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia
Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе Григорий Куранов зачитал перед собравшимися приветственное письмо вице-премьера, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева. Также перед собравшимися выступили губернаторы Камчатского края Владимир Солодов и Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Они рассказали о развитии креативных индустрий в их регионах и поделились своим взглядом на будущее этой сферы.
Во второй части пленарной дискуссии выступили именитые представители креативной индустрии России. Они уделили большое внимание современным российским произведениям — книгам, кино, мультфильмам и подчеркнули их конкурентоспособность на мировом рынке.
Так, журналист, продюсер и телеведущая Тина Канделаки рассказала об основных трендах, которые она видит в современной креативной индустрии. По ее мнению, главное сейчас — создание собственного уникального отечественного контента.
"Если говорить языком "Газпром Медиа", мы являемся производителем самого большого количества национального развлекательного продукта. Больше нас не производит никто. Сегодня, когда вы смотрите телевизор, то в той или иной степени вы все равно сталкиваетесь с нашими продуктами. Это и "Реальные пацаны", и "Иванько", и "Патриот", и "Ольга", и все они становятся лидерами "прайма" и выигрывают конкуренцию с любыми американскими фильмами, которые стоят, например, на других каналах. О чем говорит этот вывод? Он говорит о том, что российский зритель при прочих равных выбирает свои российские истории", — заявила Тина.
Она также подчеркнула, что в мире, где есть чернокожая Русалочка и фея-крестная мужского пола, Россия должна оставаться "оплотом здравого смысла". Продюсер анонсировала новую супер-премьеру телеканала ТНТ, созданную в кооперации с индийскими киноделами.
"Мы сейчас находимся в предпродакшене большого продукта, главные роли будут исполнять Михаил Галустян и Демис Карибидис. Это большой индийский фильм о трагической судьбе двух братьев, которых развела судьба и которые, конечно, в конце концов встретятся и обретут любовь матери и отца вновь", — рассказала Канделаки.
Пленарное заседание "Новая геометрия креативных партнерств: разворот на восток". Фото: ИА PrimaMedia
Вслед за ней выступила председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащёва. Она отметила большую ценность, которую представляет новый мультфильм "Суворов" и сообщила, что он был очень хорошо воспринят детской аудиторией.
"Ценности полной семьи с традиционными ролями, дружба, взаимоподдержка, уважение к старшим, умение работать в команде — это есть в каждом анимационном проекте российской индустрии. Это важный момент, это ценности, которые мы разделяем со всеми странами БРИКС и с азиатскими странами. Во-вторых, качество производства, сторитейлинг в России находится на очень высоком уровне, и мы можем конкурировать и создавать конкурентоспособный контент", — заявила Слащёва.
Она анонсировала сотрудничество "Союзмультфильма" с хабаровской студией "Мечталет" в работе над новым проектом — полнометражным мультфильмом об адмирале Геннадии Невельском. Проект будет заявлен на поддержку Фонда кино.
Пленарное заседание "Новая геометрия креативных партнерств: разворот на восток". Фото: ИА PrimaMedia
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко также, пользуясь случаем, рассказал о премьере другого кино — восьмисерийного фильма "Осенние визиты", снятого по его книге владивостокскими энтузиастами.
"С книгами все хорошо. Они из бумаги во многом перешли в электронный вид. И молодежь действительно много читает. Огромные тиражи у Оруэлла, Замятина, Манна, Диккенса. Я бы сказал про кино. Про связь книги и кинофильмов, телефильмов, сериалов. Вспомним, что в СССР каждая республика имела свои киноцентры, телецентры, которые создавали свой контент. И это вносило свой колорит в общий советский кинематограф. Я скажу, что на Дальнем Востоке сейчас происходит тот же самый процесс. Креатив не знает границы. И он есть не только в книгах. Он создается коллективами энтузиастов. И на ДВ он создается очень активно", — рассказал Лукьяненко.
Сергей Лукьяненко. Фото: ИА PrimaMedia
Директор VK Records Виктор Абрамов рассказал о возвращении "российского музыкального суверенитета" и конкурентоспособности русской музыки. Он сообщил, что до начала 2022 года 70% российской музыки принадлежало западным компаниям, теперь же отечественная музыкальная индустрия переживает "пересборку", а творцы получают доступ к полному циклу производства и реализации своего продукта.
Виктор Абрамов отметил, что российская музыка может быть также самобытна, как, например K-pop.
"K-pop знает весь мир. Киноиндустрия, дизайнеры, аниматоры поддерживали K-pop, и помимо того, что музыкальная индустрия возвысилась до небес, у самой Кореи появился гигантский входящий турпоток, все начали ехать туда, где рождается эта форма. Сейчас у нас есть есть все инструменты, чтобы мы вернули себе музыкальную индустрию. Вот сейчас надо вывести формулу, что такое русская музыка и как она должна выглядеть.
Хочется, чтобы к нам приезжали, смотрели, как мы здесь развиваемся. И если раньше мы пытались петь на английском языке, пытаясь понравиться, но это не взлетело, это нигде не выстрелило, то сейчас у нас существует вероятность того, что мы сможем и на русском импортировать свой продукт", — обозначил перспективы Виктор Абрамов.
Виктор Абрамов. Фото: ИА PrimaMedia
Зарубежным гостей креативной недели стал сценарист, режиссер, продюсер из Индии Вивек Агравал. Он рассказал, что два месяца назад он участвовал во встрече с российской делегацией и впервые задумался о съемках фильма на Дальнем Востоке.
"Я раньше не задумывался об этом и не знал, как активно развивается креативная индустрия на Дальнем Востоке. И теперь мы с нетерпением ждем возможности сотрудничества. Мы снимаем свои кинофильмы по всему земному шару. И здесь в России существуют талантливые продюсеры, которые могут снять фильм в коллаборации с Индией. Или же фильм может быть снят полностью индийской командой, но на территории российского Дальнего Востока. Это может вызвать большой интерес у жителей Индии к той стране, где был снят популярный фильм. Это всегда порождает большой турпоток из Индии в те страны, где был снят фильм индийским режиссером", — рассказал Вивек Агравал.
Вивек Агравал. Фото: ИА PrimaMedia
Итог дискуссии подвел министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он пообещал, что каждая креативная команда, которая постучится в двери его министерства или в органы власти регионов, получит всяческую поддержку.