Когда мы используем воду в собственных домах, тратим электричество, мало задумываемся о том, благодаря кому и чему к нам приходят эти уже привычные блага. На самом деле за процессом снабжения домов, зданий жизнеобеспечивающими ресурсами скрывается не только уголь как важнейшее сегодня топливо, но и люди, которые круглосуточно его добывают. В сфере добычи топлива не мало профессий, которые и делают мир цивилизованным. Об одной из таких профессий корр. ИА PrimaMedia рассказал заместитель начальника автоколонны № 1 разрезоуправления "Новошахтинское" компании "Приморскуголь" Сергей Франчук.
— Сергей Владимирович, расскажите, чем вы занимаетесь? Как Вы пришли в профессию? Где учились?
— На данный момент я заместитель начальника автоколонны №1 в одном из ведущих угледобывающих объединений Дальнего Востока "Приморскуголь". Учился в Дальневосточном техническом колледже, закончил в 2017 году. Потом я отслужил в армии два года по контракту.
Водителем я начал работать ещё в 2017 году, а именно в "Приморскугле" — с января 2020 года. Здесь на карьерном автосамосвале БелАЗ работал отец, и я пошёл по его стопам. Теперь я стал заместителем начальника автоколонны №1. Занимаюсь распределением машин и водителей по угольному разрезу, выпуском транспорта на линию в исправном состоянии, постановкой самосвалов на ремонт, заказом запасных частей.
С техникой я был всегда на "ты", ещё с детства. Когда служил в армии, ездил на автомобиле Урал, придя в "Приморскуголь" сел за руль БелАЗа. В 2020 и 2021 году были соревнования по профессиональному мастерству: в первый раз второе место занял, а в 2021 — уже первое.
Наши БелАЗы шесть метров в высоту, а весом более 100 тонн. Одно только колесо диаметром три метра весит около трёх тонн. Однако только кажется, что БелАЗом трудно управлять. Когда сидишь в кабине, воспринимаешь её так же, как и в обычных автомобилях. Со временем привыкаешь и к её габаритам, но не всем дано чувствовать их. У меня, например, это в генах. Поэтому именно БелАЗ я недолго учился водить, всего пару недель.
— А женщина смогла бы работать на БелАЗе?
— Именно у нас с нашими условиями и дорогами, грунтом, думаю, это будет довольно тяжело. Но на предприятиях группы СУЭК, куда входит "Приморскуголь", есть женщины, которые работают водителями автосамосвалов БелАЗ, например, в республике Хакасия и в Бурятии.
— Сколько людей у Вас в подчинении? Бывают ли какие-то трудности в руководстве?
— В первой автоколонне разрезоуправления "Новошахтинское" трудятся 144 человека. Все они находятся в нашем подчинении. Иногда бывает непросто: людей много, и среди коллектива я самый молодой — мне 26 лет. Но, несмотря на то, что на руководящей должности я чуть более полугода, каких-то больших сложностей у меня не возникает. Никакого предвзятого отношения к молодым специалистам у нас в коллективе нет. Все мужики нормальные, мы с ними давно знакомы. До того, как я пришёл сюда, они работали с моим отцом, поэтому мы строим работу на взаимном уважении.
— Расскажите о вашем обычном рабочем дне. Какие работы у вас самые тяжелые и когда?
— Поднимаюсь в шесть утра, не завтракаю, только пью чай. В 6.45 — 6.50 я уже на работе, до восьми идёт наряд с начальником, потом у меня повседневные дела: планирование задач, заявки. Сейчас больше бумажной работы. Когда работал на БелАЗе, был больше увлечён процессом, а сейчас каждый день будто одно и то же, много рутинной работы, но здесь нужно больше думать.
Самая тяжёлая работа у меня, когда начальник в отпуск уходит, то есть у меня достаточно работы, но сверху ещё и его задачи падают, поэтому тяжело. А если ещё и бригадир куда-нибудь уходит, например, по болезни, то становится тяжеловато. Ведь всё в голове трудно держать.
— Расскажите о себе. Где родились, живете, чем занимаетесь в свободное время?
— Я родился в Михайловке в 1996 году. Тут же и проживаю. В свободное время, если получается, катаюсь на мотоцикле, а если нет — либо ремонтирую технику отца, либо занимаюсь своей машиной. Ещё после работы успеваю проводить время с семьёй. Но когда на БелАЗе работал, было больше свободного времени — график 2/2 позволял. Сейчас с этим немного сложнее.
Также я сейчас получаю высшее образование в Приморской государственной сельскохозяйственной академии в Уссурийске, на специальности агроинженер. Тоже связано с техникой, только сельскохозяйственной.
— А когда у Вас дети появятся, будете вдохновлять их пойти по Вашим стопам?
— Это не сильно от меня зависит. Буду прививать любовь к технике, конечно. Но дети же разные, у кого-то интерес с детства появляется, как у меня когда-то, а кто-то интересуется другим. Например, брат двоюродный пытается ребёнка приучить, но у него нет интереса к этому, он больше гуманитарий. Мы это не можем изменить.
— И последнее, Сергей Владимирович, опишите свои ощущения, когда в первый раз увидели эту громадную машину — БелАЗ.
— Я, конечно, был удивлён габаритами. Но сейчас я понимаю, что у нас ещё маленький БелАЗ. В компании СУЭК есть намного больше. У нас не так давно был день открытых дверей. Приезжали дети и с большим интересом ходили по машине, как по монстру, разглядывали и поражались размерам. А я уже привык.