Приморский край в конце мая отметил два события: 20 мая исполнилось 103 года с рождения художника Кирилла Шебеко (1920-2004). А в последних числах месяца типография отпечатала новую книгу художницы Марии Холмогоровой — внучки мастера, которая унаследовала его мастерскую. Как Кирилл Шебеко писал свои картины, какие его вещи сохранились в мастерской, и какие произведения создает Мария Холмогорова — читайте в материале ИА PrimaMedia.
Почтовый рейс
Дедушка Марии Холмогоровой Кирилл Шебеко — один из немногих художников Дальнего Востока, чья работа в советское время была приобретена в коллекцию Третьяковки. В собрании хранится его картина "Почтовый рейс" 1980 года.
Кирилл Шебеко. Почтовый рейс. 1980 год. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мастер изобразил вертолет среди ярких растений тундры: в холодных регионах Дальнего Востока в некоторые поселения до сих пор можно добраться лишь по воздуху — так привозят продукты, лекарства, почту. Красный вертолет посреди яркой тундры выглядит особенно живописно. Таким пестрым Север становится в теплое время, особенно в период цветения растений — тогда тундра превращается в разноцветный ковер из мхов, лишайников и мелких соцветий.
Кирилл Шебеко родился в хабаровском селе Циммермановка в 1920 году, учился в Благовещенске и Санкт-Петербурге, а с 1950 года уехал работать во Владивосток. О своем выборе он говорил: "Я сразу почувствовал неисчерпаемость дальневосточной темы, которой не жаль отдать всю жизнь". Его полотна передают эпическую мощь северной природы Дальнего Востока на контрасте с пришедшей сюда цивилизацией, рассказывают об освоении территорий человеком.
Мастерская
В мастерской художника, которую унаследовала Мария Холмогорова, одну из стен по-прежнему занимают картины Кирилла Шебеко. Среди них есть "Чукотка", написанная в 2001 году: характерные северные просторы тут узнаются мгновенно.
Картины Кирилла Шебеко в мастерской. Фото: филиал Третьяковской галереи во Владивостоке
"Над картинами дедушка работал подолгу, — рассказала Мария, — ведь его техника подразумевала многослойность. Он писал чистыми красками, брал максимально звонкие, "открытые" цвета и накладывал их на хост маленькими точками. Когда смотришь на такую картину с большого расстояния, два цвета смешиваются оптически и образуют третий цвет".
Слева от картины "Чукотка" в мастерской расположен автопортрет 2000-х годов. Кирилл Шебеко работал в той же технике. Он изобразил себя во время работы.
Кирилл Шебеко. Автопортрет. Начало 2000-х годов. Частная коллекция. Фото: филиал Третьяковской галереи во Владивостоке
У этого полотна два варианта. Первый находится в коллекции Приморской картинной галереи. Второй — в мастерской.
"Второй вариант более сложный по композиции — рассказала Мария, — видимо, дедушка хотел как-то усложнить тему, переработать ее на основе уже полученного опыта. Он задумал эту вещь для выставки "101 автопортрет" в галерее "Артэтаж".
Династия художников Шебеко в Третьяковке
Автопортрет Кирилла Шебеко вдохновил Марию Холмогорову на создание одной из ее собственных работ. В 2005 году она процитировала его в картине "Памяти моего деда Кирилла Шебеко". Это полотно вошло в финал II Всероссийского конкурса "Молодой художник" имени Павла Михайловича Третьякова. Из более 3000 произведений жюри отобрало для выставки всего 54 картины — и среди них полотно Марии. Работу показали в стенах Третьяковки в Москве, а репродукцию напечатали в каталоге к отчетной выставке.
Репродукция картины Марии Холмогоровой "Памяти моего деда Кирилла Шебеко" в каталоге. Фото: филиал Третьяковской галереи во Владивостоке
Годом позже художница снова участвовала в конкурсе, и снова вышла в финал: в этот раз отбор из тысяч полотен прошли 47 картин. Полотно "Доброе утро, Мария Викторовна" изображает студентов-художников — уже тогда Мария преподавала в художественном училище, которому в дальнейшем посвятила около 25 лет. Картина выставлялась в Третьяковке в октябре 2006 года. Оригинал по-прежнему хранится у художницы: он расположился неподалеку от работ дедушки, на соседней стене в мастерской.
О связи поколений
"Меня с детства готовили к преемничеству, — рассказала Мария. — В 3 года мне уже говорили, что я буду художником. Я не знаю, почему — может, детские рисунки были талантливы. С 7 лет я пошла в художественную школу, потом в училище. Когда начался бунтарский возраст, я противилась: считала, что этот выбор мне навязали … Но, если честно, я никогда не видела себя в другом занятии. Я формировалась в художественной среде. Хотя дедушка не часто брал меня ребенком в мастерскую, но мы все равно жили вместе, я гостила у них с бабушкой — и влияние было огромным.
Позже, когда я училась в Институте искусств, он был заведующим кафедрой, и у нас сложились отношения ученика и учителя. При этом не было каких-то абстрактных разговоров об искусстве и высокопарных рассуждений — это были профессиональные беседы учителя с учеником. Он мне давал какие-то технические советы: как краску на палитру выдавливать, как определенный мазок делать… Сегодня о дедушке вспоминаются больше простые вещи. Например, он вырос на Амуре и очень любил рыбу. Даже так: он был большой знаток рыбы. Отличал самцов от самок, разбирался, какую рыбу жарить, а какую отправить на засолку. Легко отличал симу от кижуча. Еще он дачу любил, сад свой и машину — он был автомобилистом, водил Волгу".
Детали мастерской
Обстановка художественной мастерской. Фото: филиал Третьяковской галереи во Владивостоке
"Я почти все берегу, почти все оставила, — рассказала Мария о вещах в мастерской, — почти вся мебель тут дедушкина: его кресло-качалка, шкафы, диван. Многое я реставрировала своими руками: на мебели изобразила цветы, диван перетянула, стягивала пружины. Но, к сожалению, историю многих вещей я не знаю или не помню. Например, вот этот сэвэн — подарок дедушке от друзей. У него было много знакомых среди коренных народностей: нанайцев, удэгейцев. Возможно, фигурку ему подарил Иван Дункай — советский и российский удэгейский художник, живописец и график. Но это неточно, я могла перепутать за давностью времени, хотя, мне кажется, дедушка так говорил".
Обстановка художественной мастерской. Фото: филиал Третьяковской галереи во Владивостоке
Сэвэны — особые деревянные скульптуры у народов приамурья. Они считались связанными с духами, играли роль помощников шаманов, оберегов. Эта фигурка тоже оберегает мастерскую.
Сохранился у внучки и мольберт Кирилла Шебеко. Массивный, темный от времени, он хранит память о работе художника. Мария Холмогорова его не использует — слишком тяжелый. Но именно на дедушкином мольберте сейчас стоит ее собственная картина: автопортрет в той же самой мастерской.
Детали узнаются сразу: полка с книгами и детскими игрушками, картины Марии, которые действительно расположены на противоположной стене.
Автопортрет Мария писала с натуры, как есть. В тот момент на стене висели две картины, которых сейчас нет в мастерской: "Вход" и "Выход" с изображением корейских храмов и характерного наклоненного дерева. Сейчас полотна гостят на одной из выставок.
Мария Холмогорова. Картины "Вход" и "Выход". 2006 год. Фото: предоставлено Марией Холмогоровой
Автопортреты
"В моей жизни был период, когда я писала много автопортретов, — поделилась Мария. — Например, моя первая выставка почти вся состояла из них. Наверное, возраст был такой, все мы в молодости рефлексируем на тему себя. Кроме того, я была красивая, нравилась себе — смеется художница, —как все молодые женщины любовалась собой.
Мария Холмогорова. Автопортрет. XXI век. Фото: предоставлено Марией Холмогоровой
Но, понятно, что каждая картина все равно отражает гораздо больше, чем ты можешь сказать словами. Выбор цветов палитры, включение деталей, общий образ — все играет роль. Но это невербальные вещи, о которых сложно говорить. Их нужно уметь чувствовать. Я, кстати, поэтому считаю очень важной свою работу иллюстратора детских книг: это первое соприкосновение ребенка с искусством, ввод его в эту систему визуальных образов. В которую чем больше погружаешься, тем больше открываешь удивительных параллелей, отсылок — это целый мир".
Правила живописи
"Важно, что эта невербальная система, как и любой язык, имеет свои правила. Всегда видно, нарочно художник что-то преувеличил или просто не умеет рисовать. В живописи много объективной математики, пропорций. И ошибки всегда видны. Это как "лОжить" в русском языке вместо "класть" — всегда понятно, специально человек употребил это слово, для иронии, или просто не знает правил русского языка. Нарушение художественных правил должно быть осознанно и обоснованно.
Если говорить о самых любимых авторах, у которых всё приведено в гармонию, то мне нравятся мастера Северного Возрождения. Особенно за рисунок — за степень его убедительности. Люблю Ван Эйка, династию Кранахов, Рогира ван дер Вейдена. Из русских мастеров нравятся Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Виктор Попков, Гелий Коржев, многие мастера советского периода. Из современных авторов, кто моложе меня, восхищают иллюстраторы детской книги Аня и Варя Кендель, Варя Яковлева, Лена Репетур" — поделилась Мария.
Детские книги
Книжной иллюстрацией художница начала заниматься несколько лет назад. И для этого вида искусства взяла дедушкину фамилию Шебеко. Сейчас в сети можно найти ее работы под двумя именами: книжные иллюстрации — Маша Шебеко, живопись — Мария Холмогорова. "Я решила подчеркнуть преемственность поколений, — рассказала Мария. — У деда ведь 2 дочери, сыновей не было. Дочки вышли замуж, паспорта поменяли. А я решила продлить жизнь фамилии".
Под псевдонимом у Маши Шебеко вышло уже несколько книг. Многие были отмечены профессиональным сообществом: художница стала финалистом и победителем российских и международных выставок-конкурсов: "Образ книги" (6+), "Новая детская книга" (6+), "Silent Book Contest" (6+). Иногда она иллюстрирует тексты других авторов, но зачастую пишет и сам текст.
Новая книга
В конце мая 2023 года издательство "Нигма" отправило в типографию новую книгу художницы "Где мой дом?" (0+). На днях она поступит в продажу. Книга затрагивает тему экологии морского побережья. Герой рассказа — милый рак-отшельник. Он пытается найти новый дом, но находит лишь мусор: крышечку от бутылки, деталь от конструктора, дырявую консервную банку. Чтобы помочь малышу, героиня рассказа, Саша, берется убрать мусор.
Иллюстрация из книги "Где мой дом?". 2023 год. Фото: предоставлено Марией Холмогоровой
Мария рассказала, что идея зрела давно: как жителя Дальнего Востока ее беспокоит проблема загрязнения морей и побережий. А несколько лет назад вместе со своими студентами она организовала вывоз мусора из Андреевки — поселка на берегу Японского моря, куда приморские художники часто ездят на пленэры. В тот год берег был особенно грязным, и живописцы решили самостоятельно его очистить: купили мешки для мусора, заказали машину. Книга "Где мой дом?" — еще один важный шаг в борьбе за экологию. Такая литература помогает детям осознать свою ответственность за окружающий мир, поверить в личную возможность изменить мир к лучшему.