Фестиваль видеоконтента, спектакли и ярмарки: программа на выходные
20 декабря, 09:11
Как перестать тревожиться перед Новым годом и отпустить негативные эмоции— ответ эксперта
14:20
Смертельная авария на льду: водитель выехал на озеро Ханка и врезался в пирс
14:09
"Русская лыжня" откроется во Владивостоке 22 декабря
13:47
Приморцы смогут сегодня как следует выспаться: предстоящая ночь будет самой длинной в году
13:04
В ВДЦ "Океан" ребята со всей России всего за три недели поставили новогодний спектакль
12:28
На дорогах Приморья с начала года погибли 38 пешеходов
12:13
В Приморье ищут тигра, замеченного рядом с жилыми домами
11:39
Во Владивостоке накрыли сеть подпольных казино с криминальными доходами в сотни миллионов
10:20
МТС проведёт масштабную трансформацию группы
10:07
Яркие новогодние утренники для малышей и школьников пройдут в "Роял Парк"
10:00
Ясная и морозная погода ждёт приморцев в субботу
08:33
Заплатите 100 тысяч рублей, если неправильно перевозить новогоднюю елку
07:11
Дальний Восток 21 декабря. Вступила в строй Анадырская ТЭЦ
07:00
Хруста больше нет: 5 мягких упражнений для здоровья суставов к Новому году — делаем 15 раз
05:00
Новое правило для всех, у кого в квартире старые счетчики ЖКХ – теперь только так
03:11

Елена Пушкарева: Работа с птицей — это творчество

Главный технолог "Птицефабрики Уссурийская" поведала о тонкостях своей работы
Елена Пушкарева Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Елена Пушкарева
Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

За каждым свежим яйцом, которое попадает на стол приморцев, стоит большой, ежедневный труд. Прежде, чем несушка порадует результатом, её нужно вырастить, обеспечить комфортными условиями и уберечь от опасностей. Всем этим, и не только, занимается главный технолог ООО "Птицефабрика "Уссурийская" Елена Пушкарева, которая пришла сюда, будучи молодым специалистом, и работает уже около 13 лет. Что скрывается под этой профессией, за что болит сердце технолога, чем могут быть опасны домашние яйца, как не ошибиться с выбором в магазине и почему труд — всему голова, рассказала она в интервью ИА PrimaMedia. 

— Елена Владимировна, как так получилось, что жизнь свела вас с сельским хозяйством?

— Я родилась и выросла в сельской местности — село Лазо Лазовского района. Мои родители — люди труда. Долгое время работали в сельском хозяйстве — совхозы, сельхозхимия. Мама — бухгалтер, папа — водитель. Глядя на них, всё время говорила: "Куда угодно, только не в сельхоз". Но от судьбы не уйдёшь. Жизнь привела именно сюда, и я как-то неосознанно продолжила династию. 

В школе мечтала связать свою жизнь с географией или экологией. Повезло с учителем — именно она воодушевила, вселила любовь к этим предметам. Постоянно участвовала и побеждала в районных, краевых олимпиадах по географии. Поэтому пошла учиться в ДВГУ на географический факультет, по направлению "Природопользование". Устроилась на работу в рамках своей области знаний — экологом на "Птицефабрику Уссурийская". Проработала экологом восемь лет: занималась экологическими проектами, вела документацию, отслеживала нормативные документы и контролировала внедрение требований этих документов в работу предприятия.

Елена Пушкарева

Елена Пушкарева. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

В 2018 году Генеральный директор Разник Евгений Давыдович предложил  расширить мой кругозор и обучиться новой профессии — зоотехник. И я решилась. В этот же момент начала вливаться в профессию на практике — на самом предприятии. В 2019 году, когда я уже овладела новой профессией, получилось так, что зоотехнологов не осталось, и я пришла им на замену. 

— Что входит в обязанности главного технолога "Птицефабрики Уссурийская"? 

— Главный технолог — это руководитель, которому подчиняется основное производство. Это бригада родительского стада, цех инкубации, бригада выращивания  молодняка и промышленные бригады с курицей-несушкой. Всё, что касается птицы, нужно контролировать. Это и микроклимат, и кормление, и содержание, и уборка, и ветеринария, и профилактика. Причём, как профилактика птицы, так и соблюдение всех мер безопасности сотрудниками. Моя работа заключается в составлении технологий, технологических графиков и полном контроле за исполнением. 

— Начальники обычно сидят в кабинетах. У вас "кабинетная" работа? С чего начинается и как проходит ваш день?

— Рабочий день начинается в 7.30 утра, поэтому я просыпаюсь примерно в 5.30. Одной рукой заплетаю дочке косы, другой — собираю себя. Почему так рано? Потому что предприятие начинает работу в 8.00. Именно в это время у птицы включается свет. Перед этим нужно убедиться, что все механизмы запущены, все вышли на рабочие места. В 8.00 техника на местах, люди на местах, птица начала кормиться, поиться, чиститься. 

ООО

ООО. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Работа и "кабинетная", и нет — 50 на 50. Первую половину дня я обычно провожу на производстве. Главная задача — всё проконтролировать и отследить состояние птицы. Ну и бумажную работу никто не отменял — нужно всё задокументировать, ответить на какие-либо запросы, письма, составить графики. Если вдруг произойдёт внештатная ситуация, я должна её решить, конечно же. Для этого и нужен руководитель. Но лучше всё-таки предотвратить, поэтому главный технолог так тщательно всё контролирует.

— От какой самой страшной внештатной ситуации вы "охраняете" птицефабрику? 

— Например, высокопатогенный грипп птиц. Это как чума у свиней, так у нас — грипп. Это больно. Я была на птицефабрике "Комсомольская" в Хабаровском крае, помогла им запускаться заново. Знаете, как больно разговаривать с людьми, на глазах которых за четыре дня сожгли 600 тысяч птиц. И люди после этого идут и принимают цыпленка, хотят работать и не хотят повторять свои ошибки. И они готовы: "Скажете мыть — будем мыть, скажите пять раз мыть, мы будем пять раз мыть". После этого безопасность там поставлена на очень высокий уровень, и мы учимся на чужих ошибках, доносим важность профилактики до сотрудников. Например, электрик приходит вкрутить три лампочки и, заходя в каждый корпус, он должен заново переодеться в новый халат, бахилы, шапочку. Закупили новое оборудование в лабораторию для внутреннего контроля птицы на заболевания, чтобы это было оперативно. По графикам делаются внутренние скрининги, чтобы оперативно отследить вспышки, в случае заносов. Также делаются скрининги перелётных птиц — основного переносчика. В мире сейчас очень напряжённая обстановка, связанная с высокопатогенным птичьим гриппом, поэтому мы постоянно приобретаем новые знания в области безопасности, ветеринарии, вакцинации, здоровья птиц. 

— Кроме этого, многому ли в работе с птицей приходится учиться? Казалось бы, даже в домашнем хозяйстве люди без особых знаний умеют с ней обращаться. 

— Обучение происходит постоянно. Отрасль очень динамичная и совсем не такая простая, как кажется. Даже учёные постоянно пересматривают свои взгляды на содержание птицы в ходе научных экспериментов. Причём это может прямо противоречить тем убеждениям, которые существовали пять лет назад. За всем этим я постоянно слежу. Допустим, в какой-то период времени для птицы рекомендовался красный цвет. Объясню: птица видит не такой спектр, как люди, она видит красный намного ярче, а синий — видит плохо. Всё оборудование раньше поставлялось птицефабрикам с красным светом. Сейчас же склоняются, наоборот, к естественному желтому цвету, потому что в красном свете человек плохо видит птицу и не может ее обслуживать. Мы сейчас как раз работаем в спектре желтого цвета, где и птице комфортно, и людям комфортно. А если необходимо, чтобы птица, так сказать, была подслеповата, а человек работал, тогда применяется синий спектр. Сейчас есть догадки, что наиболее эффективным на предприятии будет зелёный свет — смесь желтого и синего. Но пока в России нет доказательной базы. Поэтому мы постоянно держим руку на пульсе, внедряя в производство новые разработки. 

Елена Пушкарева

Елена Пушкарева. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Как бы странно это не звучало, работа с птицей — это творчество. Каждый день мы черпаем информацию из актуальных научных статей, литературы, что-то пробуем на своей площадке, экспериментируем и видим результаты. Мы те, кто в полевых условиях выясняет, что работает, а что не работает, что нужно менять, где отклоняться от прописанных в книгах технологий. Мы делаем что-то новое, что-то своё, получаем позитивные результаты и удовольствие от плодов своего труда. Я люблю процесс и результат и считаю, что если человек заинтересован в получении результата, а именно в увеличении количества, качества продукции, и горит этим, то это самая большая мотивация для работы. 

— А что для вас самое сложное в этой профессии?

— Сложность в том, что это все-таки живой организм, о котором нужно заботиться так, как комфортно ему. Иногда он не дает нам праздников и выходных, 24/7 мы должны быть включёнными в работу. Кроме того, нельзя прописать схему, которая будет работать для всех и на всех циклах одинаково. Любой зоотехнический сдвиг — в кормлении, в свете, в вентиляции — дает нам сдвиг по всей технологии, которая отсматривается в ручном режиме, оценивается специалистами и переделывается согласно этим изменениям.

— Примеры удивительных случаев на производстве есть в вашей профессиональной копилке? Может быть, цыплёнок с четырьмя лапами, двойное яйцо, истории драк или побегов? 

— Больше всего нас всё-таки удивляют результаты нашей работы. Например, для нас стало неким удивлением, что в течение трёх недель мы смогли держать на коричневом кроссе продуктивность 98%. Для этой породы такой результат совсем не характерен. Для нас это был прорыв. Другой прорыв — это то, что мы научились добиваться пика продуктивности не к 32 неделям, как описывается в любой литературе, а к 25 неделям. Это тоже необычно. Мы безумно радуемся и гордимся таким результатом.

Елена Пушкарева

Елена Пушкарева. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

А что касается двухжелткового яйца — это частый случай, в основном, у молодых птиц на разносе, когда яйцевод ещё не сформировался и по ошибке обволакивает скорлупой два яйца. К счастью, так происходит непродолжительный период времени. Работников таким не удивишь, это нормально. Цыплята с четырьмя лапами тоже бывают. Это природная, экогенетическая ошибка. От статистики никуда не деться — один-два цыплёнка на 60 тысяч рождаются необычными. 

Побеги из цехов куры не устраивают. Но во время перевозки, например, из цеха молодняка в промышленный — бывает. Бывает и во время продажи. Птица выращивается в затемнённом свете, поэтому когда попадает в яркий — возникает страх. В этот момент её легко поймать. Но если будущие хозяева "проспали", она привыкла, адаптировалась, пригляделась, может отправиться "гулять", если стоять над ней с открытым ртом. Если мы не поймали — кому-то не повезло. То ли нам, то ли ей, то ли покупателям. Но к покупателям мы лояльны. Если наша вина в этом есть, идём навстречу и заменяем.

— Наверное, всё-таки ей не повезло. Насколько комфортно живётся птицам на птицефабрике?

— Мы работаем с высокопродуктивными кроссами, и для того, чтобы получать от них яйцо, мы должны соблюсти все условия, комфортные для них. То есть комфортный климат, вентиляция, отопление в случае необходимости, комфортное освещение, хорошо сбалансированные корма, которые готовятся на нашем кормоцехе и завозятся ежедневно. При этом всегда полная кормушка, ежедневное пометоудаление.

ООО

ООО. Фото: ИА PrimaMedia

"Птицефабрика Уссурийская" постоянно модернизируется. Помимо обновления автопарка, восстановления асфальтового покрытия дорог на территории, это и обновления, которые касаются непосредственно содержания кур. Например, в цеху молодняка у нас теперь абсолютно новое оборудование. Благодаря ему мы можем плавно регулировать яркость ламп в зависимости от возраста, сокращать "световой день" с помощью автоматических часов, не допускать сквозняков, обеспечивать необходимый газовый состав воздуха, регулировать систему поения. Частично модернизировали кормоцех, где производим корма для птиц — купили новую дробилку, новую линию приготовления жмыха. То есть для того, чтобы получать яйцо хорошего качества в большом количестве, мы содержим птицу в комфортных для нее условиях, и птица благодарит нас за это.

— Какими объемами благодарит? 

— В год мы производим около 150 миллионов яиц. Это в среднем, но всё зависит, конечно, от технологического цикла. В птицеводстве он не равен году, поэтому когда-то яйца немного больше, когда-то — меньше. По нашим оценкам, мы закрываем около 30% потребностей края. Причём стараемся поставлять продукцию не только в большие города, но и в отдалённые районы. У нас есть представительства в Находке, Партизанске, Лесозаводске, Арсеньеве, Уссурийске, откуда также производится развоз нашего яйца. 

30% потребностей Приморья в яйцах закрывает ООО

30% потребностей Приморья в яйцах закрывает ООО. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Сейчас заканчиваются проектные работы по масштабной реконструкции птицефабрики, которая позволит нам расширить поголовье с 600 тысяч до 1 млн несушек. Работа задумана большая, поэтому надеемся, что мы осилим задачу в 240 млн яиц в год. Кроме того, обновится инфраструктура — новый кормоцех, новые цеха сортировки, новые яйцесклады. 

— Удалось ли вам, как передовику производства, внедрить здесь какую-то собственную разработку? 

— Да, работая экологом была разработана технология производства удобрения "Гигантин", которое мы сейчас также выпускае. Задумывалось это как экологический проект, потому что стояла проблема с утилизацией отходов третьего класса. Рассматривалось несколько вариантов технологии переработки птичьего помета. К сожалению, в России запатентованных технологий массового использования не было. Это была разработка методом проб и ошибок. Когда мы попытались внедрить зарубежные технологии, поняли, что они у нас просто не работают. Стали внедрять и налаживать свою.

Елена Пушкарева

Елена Пушкарева. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Основной целью, в первую очередь, было обезвредить отход, лишить его сорных семян, патогенной микрофлоры, которая может в нем присутствовать. Сделали это способом повышения температуры, ферментации. После приготовления удобрения каждая партия у нас сдается на анализ для подтверждения того, что она безопасна по патогенной микрофлоре, по тяжелым металлам, по другим нежелательным элементам. 

— Насколько я знаю, в домашних хозяйствах часто не заморачиваются с покупкой удобрения и пользуются "произведённым" в собственном курятнике. Это небезопасно?

— Такое "домашнее" удобрение разносится по огороду, "обогащая" землю всем, что в нём содержится. Иногда это семена сорных растений. Яркий тому пример — Эта личные подсобные хозяйства с.Суражевка в 90-е годы. "Зачем мы будем покупать, пойдем начерпаем у соседей, две птицефабрики под боком". Начерпали, завезли себе на участоки паслён чёрный. Потом 10 лет думали, как с этим паслёном чёрным бороться. Одной причин гниения ножек растений — грибоковые заболевания, которое и заносится неперегоревшими органическими отходами. Поэтому, конечно, лучше использовать удобрения с промышленных производств, где выдерживается технология приготовления, есть лабораторный контроль, сертификаты соответствия. Так же и с яйцом.

— Фабричное лучше домашнего?

— На фабрике есть четкий контроль за ветеринарным состоянием птицы, за чистотой, за дезинфекцией, за вентиляцией, кормлением, поением и другими факторами, которые влияют на продуктивность птицы, на ее физиологическое состояние, на безопасность. В домашних условиях, к сожалению, такой контроль не ведется. И если подсчитать статистику вспышек высокопатогенного гриппа и других зараз — только в единичных случаях это фабрики. Покупая домашнее яйцо, мы не можем быть уверены, что в нём не будет, например, сальмонеллы. Она встречается в домашних хозяйствах очень часто. Но кто понесёт домашние яйца на анализы? А у птицефабрики нет права на ошибку. Есть обязательные мероприятия от контролирующих органов. 

ООО

ООО. Фото: ИА PrimaMedia

Убеждение в том, что фабрики кормят птицу антибиотиками, которые потом попадают в яйцо — чаще миф, чем реальность. Зачем тратить огромные деньги, ресурсы и кормить птицу антибиотиками, если достаточно просто соблюдать некоторые правила, и этой необходимости не будет? Чего мы и придерживаемся — антибиотик на взрослой птице, которая несёт яйца, совсем не используется. Контролирующие органы часто отбирают яйца на анализы и фиксируют, что антибиотики не найдены.

— А как же насыщенный вкус, натуральность домашних яиц и красивый, яркий желток? Многие считают, что этого фабричным яйцам не достаёт.

— Цвет желтка определяет провитамин А. Его очень много в траве, в моркови, в кукурузе и в некоторых других продуктах, которыми люди кормят кур дома. У организма человека есть норма усвояемости этого провитамина А. Эту норму мы в фабричных яйцах как раз выдерживаем. Всё, что выше этой нормы, к сожалению, организмом не усваивается. То есть наесться впрок этим витамином на неделю вперёд не получится. Выходит, что яркий желток — не панацея. 

А про вкус домашних яиц у меня даже есть забавная история. Был период, когда мы держали кур на даче у бабушки. Бабушка ходила и восхищалась: "Какие вкусные яйца, вообще не то, что магазинные". А это были фабричные куры, которые ели фабричные корма. Я не стала заморачиваться, купила корма у нас на складе. Мы потом сильно смеялись.

Ну и, опять же, возвращаюсь к безопасности продукции с промышленного предприятия. По этим же причинам мы стараемся обеспечить как можно больше населения своими уже вакцинированными суточными цыплятами, подрощенным молодняком и несушками, чьё ветеринарное состояние соответствует требованиям. Таким образом мы можем обезопасить людей от проблем, связанных с недостаточным контролем за их стадом.

ООО

ООО. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Чем больше наших птиц берут в домашние хозяйства и на мелкие фабрики, тем больше я уверена в стабильности ситуации с высокопатогенным птичьим гриппом в Приморском крае. К тому же, мы продаёт абсолютно ту же породу, высокопродуктивный кросс, с которой работаем на производстве. Каждая птица способна давать около 330 яиц в год. 

— Если мы останавливаемся всё-таки на яйцах с промышленного производства, как выбрать в магазине хорошие?

— Что такое хорошее яйцо? Хорошее яйцо — это свежее яйцо. Конечно же, специалисты рекомендуют выбирать диетические яйца, то есть такие, которые произведены не более семи дней назад. Потому что достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот, роль которых очень велика в нашем организме, содержится именно в желтках диетических яиц. То есть свежесть яйца должна быть решающим аргументом при выборе. Всё остальное — потребительские предпочтения. Есть, например, разница в кормлении птицы, а следовательно, в витаминном составе желтка, его вкусовых качествах. Здесь уже потребитель выбирает поставщика для себя. 

ООО

ООО. Фото: ИА PrimaMedia

Конечно же, нельзя не сказать, что лучше выбирать местного производителя яиц. Мы можем быть уверены в том, что свежесть таких яиц не пострадала из-за длительной транспортировки. К примеру, у нас с момента производства до доставки в магазин проходит максимум два дня. Наши яйца в магазинах могут храниться даже без холодильника, потому что все сроки строго выдерживаются. 

— А вы сама, вопреки профдеформации, завтракаете дома яйцами? 

— Яйца — отличный источник белка, жирных кислот и витаминов. Поэтому, конечно же, они всегда есть в моём холодильнике дома. Завтракаем ими с дочерью стабильно 2-3 раза в неделю. В остальные дни люблю есть творог и адыгейский сыр. 

— Вот в чём секрет такой потрясающей фигуры! И ещё, наверное, в труде. Вне работы на птицефабрике тоже трудитесь?

— Конечно. Занимаюсь спортом — хожу в спортзал, бегаю. По выходным люблю ездить на дачу, ковыряться в земле. 

223121
43
37