Дискуссия "Экономика впечатлений: креативное пространство, события и медиа, как тренды развития региона" объединила представителей креативных индустрий и экспертов в этой области на площадке 10 Дальневосточного МедиаСаммита (12+) во Владивостоке. На встрече присутствовали эксперты из Приморья, а также из Нижнего Новгорода и Камчатки, которые поделились собственным опытом в этой области. Модератором дискуссии выступил заместитель директора АНО "ТИЦ Приморского края" Виталий Станиславчук, сообщает ИА PrimaMedia.
Генеральный директор студии Dreamlaser Андрей Тубольцев рассказал участникам дискуссии о фестивале медиаискусства в Нижнем Новгороде Intervals Festival (0+). Это большое мероприятие посещает огромное количество человек. С 2019 года оно стало визитной карточкой Нижнего Новгорода. По словам эксперта, в прошлом году на площадках фестиваля побывали около 140 тысяч жителей и гостей города.
"Первый фестиваль в 2019 году мы сделали за свой счет, так как у нашей команды всегда было огромное желание развивать медиаискусство. В первый день площадку посетили около двух тысяч человек, во второй — около пяти тысяч, а на третий день весь город стоял в пробках. К нам пришли около 15 тысяч человек. Это по-настоящему всколыхнуло город, дало возможность в будущем организовать большее количество локаций. После того первого мероприятия мы получили поддержку со стороны государства, нашли новых партнеров и спонсоров", — рассказал Андрей Тубольцев.
Андрей Тубольцев. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
По словам эксперта, очень здорово, когда городские и региональные власти понимают важность поддержки подобных мероприятий и развития креативных индустрий. Адекватная оценка роли событийного туризма, повышение насмотренности собственных жителей напрямую влияют на развитие региона.
Другой эксперт — Елизавета Чемерова, управляющая проектом "Голос Внутри" во Владивостоке рассказала об иммерсивных экскурсиях (6+) и развитии проекта в настоящее время. В этом году он отмечает пятилетие, а начинался всего лишь с одной экспериментальной прогулки по Владивостоку. Как призналась Елизавета, тогда даже не было понимания, как отреагируют люди на этот новый необычный формат экскурсий. Сегодня проект представлен уже в четырех городах России: Владивостоке, Хабаровске, Москве и с этого года в Тюмени.
"Мы делаем акцент на экономике впечатлений. За счет иммерсии, погружения мы дарим людям впечатления, вовлекаем их в наши сюжеты. Такой формат привлекает внимание, дает большой отклик. В эту работу мы также вовлекаем партнеров, делаем совместные продукты с местными предпринимателями, чтобы подарить нашим гостям разнообразность форматов. Все наши прогулки разные, не похожие друг на друга. Сейчас мы ориентированы, прежде всего, на местных жителей, потому что, если местные жители будут влюблены в свою территорию, свой город, то они будут транслировать эту любовь другим, приглашать гостей, улучшая и развивая тем самым бренд своей территории", — рассказала Елизавета Чемерова.
Елизавета Чемерова. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Модератор дискуссии Виталий Станиславчук, отметил, что иммерсивные экскурсии по Владивостоку стали определенным толчком к развитию как самой экскурсионной деятельности по городу, так и отдельных территорий. В качестве примера он привел популярную "Миллионку". Именно благодаря экскурсиям проекта "Голос Внутри" на эту территорию обратили внимание все от чиновников, до бизнеса. Теперь там развиваются креативные студии. Развитие проекта привело к появлению новых смежных проектов.
"Когда мы думали над развитием креативных пространств, для своей команды мы решили, что креативным пространством в нашем случае является сам город. Мы чувствовали, что такой подход становится трендом по всей России, и не прогадали. А Владивосток — это город с богатой историей, наполненной интересными фактами и событиями", — сказала Елизавета.
Одним из первых партнеров проекта "Голос Внутри" стал ресторан "Zuma". По словам модератора дискуссии, он был одним из первых заведений, которое сделало виртуальное погружение для интересующихся этим местом людей. Этот креатив принес свои плоды, а такие экскурсии стали трендом в гастрономической отрасли региона. Подробнее о том, что руководило командой ресторана в части создания такого креативного продукта, рассказала исполнительный директор ресторана "Zuma" Мария Иноземцева.
Говоря об экономике впечатлений она отметила, что рестораны Владивостока борются друг с другом за потребителя. И любой гость города, вне зависимости от его достатка, является потенциальным потребителем.
"Поэтому задача нашей команды сделать время посещения ресторана настолько запоминающимся для каждого гостя, чтобы ему захотелось вернуться вновь. Это самое главное, потому что в этом мы конкурируем только сами с собой. Это осознание пришло много-много лет назад, когда родилась стратегия семи тысяч изменений в год. Исходя из этой стратегии, каждый новый день должен быть лучше предыдущего. Такой подход мотивирует нас создавать что-то новое и оптимизировать наши решения. Каждый день должен быть лучше предыдущего и, прежде всего, это касается нашей работы. И, конечно, такое отношение вызывает отклик в сердцах наших гостей", — рассказала Мария Иноземцева.
Мария Иноземцева. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Она также отметила, что такой подход рождает потребность в креативе. Именно так появилась коллаборация с проектом "Голос Внутри", именно это руководило командой ресторана, когда инициировались и проводились гастрономические фестивали. Потому что любой такой фестиваль в городе направлен на повышение такого туристического направления, как Дальний Восток. Нестандартные подходы нужны, чтобы потребитель знал, зачем ему ехать на Дальний Восток.
Российский стрит-художник, основатель комьюнити "СПИЧКИ" Александр Тито рассказал участникам дискуссии о том, что особой популярностью в креативной среде пользуются образовательные проекты.
"Мы проводим много лекций, устраиваем нетворкинги. К нам приходят люди, чтобы обсудить проекты, найти сторонников, партнеров. Все это конечно закрепляется каким-то развлекательным мероприятиям", — рассказал Александр.
Александр Тито. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Эксперт также отметил, что если говорить про событийный туризм, важно создавать в городе места, где будут концентрироваться творческие люди. Это пространство само по себе станет точкой притяжения. Он видит это в том числе и по себе, потому что как арт-художник занимается украшением стен родного города и замечал, что это притягивает внимание людей, делает такие места запоминаемыми.
Тревел-блогер из Петропавловска-Камчатского Александр Петровец рассказал о важности транслировании историй людей, живущих на той или территории. Такой креативный контент может напрямую влиять на узнаваемость места и желание туристов его посетить. Он объездил всю Камчатку, остров Сахалин и Курилы, Магаданскую область. После каждого такого путешествия он создает большие фильмы по 40-50 минут.
"Рассказываю про гостиницы, интересные места и как до них добраться, изучаю необычные маршруты, показываю различные локации, которые будут интересны мои зрителям. Но и, что немало важно, рассказываю о людях, которые там живут и про их работу. Точно знаю, что, например, после моих фильмов про Сахалин туда поехало большое количество людей", — рассказал Александр Петровец.
Еще он рассказал о проекте "В поисках танцев" и об отраженном в нем ежегодном празднике "Алхалалалай" (6+) коренных народов Камчатки, который сопровождается яркой развлекательной программой, но широко известен за счет 17-часового танцевального марафона, когда 17 часов подряд представители КМНС танцуют, совершая таким образом древний обряд, посвященный окончанию сбора урожая. Рассказывая через танцы о людях, удается привлекать внимание путешественников к различным территориям, убежден Александр.
Еще одна представительница Камчатки Анастасия Иващенко, креативный директор ООО "Ойкумена" рассказала о проекте "Ойкумена" (Обитаемая земля) — Центре зеленых технологий. Она отметила, что дикая природа Камчатского края сама по себе создает предпосылки для креатива и привлекает людей. Но проект больше ориентирован на экологическую тематику.
"Мы создаем экологическую тропу, чтобы каждый житель или гость Камчатки мог пройти по ней, любуясь уникальной природой, но при этом не оказывать на нее влияния. Но самое главное это то, что тропа создается из дощечек, состоящих из переработанного пластика с песком. Этот материал прочен, долговечен и может перерабатываться до 8 раз", — отметила Анастасия Иващенко.
Анастасия Иващенко. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Она подчеркнула, что любой желающий может сделать свой вклад в создание этой тропы, из любого уголка планеты. При этом на внутренней стороне дощечки будет написано пожелание или послание от этого человека, а может, и компании, а на внешней — шильдик с указанием имени или организации. Это чистой воды креатив, который не только привлекает внимание, делает людей участными, но и популяризирует Камчатку.
Отвечая на вопрос модератора о том, как высшее образование готовит новые кадры для креативных индустрий проректор по дополнительному образованию ДВФУ Михаил Кривопал обратил внимание экспертов и слушателей на тот факт, что в обществе, особенно в постпандемийный период действительно сформировался запрос на впечатления. Но наиболее удачливыми становятся те проекты, которые делаются командами. Потому что сам по себе креативный проект не сделает один человек, для этого у него должны быть люди с разным набором компетенций. Поэтому университет в этом смысле, прежде всего, создает такую среду, в которой студентам было бы комфортно формировать команды, работать над чем-то сообща, именно из такого деятельностного подхода рождается креатив.
Он также добавил, что сейчас университет открыт для того чтобы проектировать образовательные программы совместно с экспертами креативных индустрий.
"Давайте проектировать программы дополнительного образования вместе с нами. Не нужно переживать о стандартах и требованиях, методология — это наша часть работы. Станьте нашими экспертами, приходите преподавать. Уже сейчас у нас есть эксперты из креативных индустрий, которые работают по таким программам", обратился к представителям креативных индустрий Михаил Кривопал. Он отметил, что именно у экспертов, работающих в этой отрасли, есть необходимые компетенции, чтобы готовить молодых специалистов, которые потом с легкостью смогут встроиться в экономику.
Надо отметить, что развитию креативных индустрий в России на сегодняшний день уделяется огромное внимание и на самом высоком уровне. Эксперт, руководитель представительства агентства стратегических инициатив на Дальнем Востоке Ольга Курилова рассказала участникам дискуссии, что в настоящее время ведется большая работа по созданию Центра развития креативных индустрий. Накануне МедиаСаммита состоялась встреча с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которой одни из лучших представителей креативных индустрий презентовали главе государства свои продукты и поделились своими историями.
По информации Ольги Куриловой, на сегодняшний день почти 5% ВВП страны — это вклад креативной экономики, что в денежном выражении составляет около 6,5 трнл рублей. Поэтому отрасли уделяется высокое внимание.
"В настоящее время мы работаем над формулированием неких стандартов того, что должно быть в регионах обязательно с точки зрения создания инфрастрктуры, необходимой для развития креативных индустрий, со стороны органов власти, креативного сообщества и тех, кто готов внести свой посильный вклад, — отметила Ольга Курилова. — Конечно, государство должно помогать создавать необходимую среду, но при этом не должно мешать. Поэтому важно не допустить зарегулирования этого процесса. Этого нельзя делать. Творческие люди любят свободу, поэтому, если будут жесткие рамки, они будут голосовать ногами. Необходимо соблюсти баланс интересов творческих людей и экономики, чтобы и бюджет пополнялся, и территория развивалась".
Модератор дискуссии Виталий Станиславчук, поддержал позицию Ольги Куриловой, тем более, что сам неоднократно сталкивался со сложностями работы в жестких рамках. Для развития креативных индустрий на его взгляд, должно быть место для творчества, и роль государства в создании условий для этого.
Еще один эксперт дискуссии, сооснователь креативного бюро Yugen (Югэн) Алтанзула Жалсанова, поделилась своим опытом создания креативных проектов. Она рассказала, что даже название бюро было неким креативом.
"Я родом из Бурятии, но закончила ДВФУ. Не раз сталкивалась с тем, что моя азиатская внешность привлекает внимание людей. Какие национальности мне только не присваивали. Я подумала о том, что это прикольно, потому что у нас есть Азия внутри России, и есть Азия во вне — Япония, Китай и другие страны. Поэтому у названия "Югэн" два направления. Первое — отсылка к бурятскому языку, в котором "югэн" — это цифра "девять", являющееся высшим духовным числом, и второе — часть японской философии о том, что все изменения нужно принимать, не бояться, не переживать, все будет классно, так как все адаптируется само", — рассказала Алтанзула Жалсанова.
Алтанзула Жалсанова. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
В части развития туризма эксперт привела пример кейса, который бюро Yugen в настоящее время разрабатывает для ресторана "Миллионка". Она отметила, что в период пандемии ресторан вынужденно перешел на одностраничные варианты меню, теперь же идет возвращение к полноценному формату, в котором будут легенды о ресторане, интересные факты о "Миллионке" и многое другое.
Депутат Думы Владивостока, сооснователь движения "Решение Город" и сети велопрокатов "Сам себе велосипед" Антон Савенко, также выступивший экспертом, отметил важность создания условий для жизни в городах, чтобы люди хотели в них жить и не уезжали. На его взгляд, для жизни людей дальневосточные города по многим критериям проигрывают. Поэтому для формирования креативного кластера, креативной экономики на ДВ надо создать условия, чтобы люди здесь оставались. Речь, в том числе, идет и о наличии профессионального сообщества.
"Мы стараемся исследовать города, давать рабочие инструменты, которые могут помочь улучшить среду", — отметил Антон Савенко.
Напомним, что организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступили Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнеры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), "Ретро FM" (16+), Общественное телевидение Приморья (16+), hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+), АКМР (18+).