История Приморья, история Владивостока, форпоста России на Тихом океане, — яркий пример того, как занимание и понимание событий давних лет помогают воспитывать патриотов, то есть людей, любящих свой край, свою страну, свою малую и большую Родину. История — наука, которая делает человека гражданином, а весь народ — единым целым. Особенно это важно сейчас, в непростое для страны время. В истории страны, истории Дальнего Востока и Приморского края немало славных страниц, свидетельствующих, что это действительно так. Об этом и о многом другом — в интервью с директором Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, академиком РАН, доктором исторических наук, профессором Николаем Крадиным.
— Николай Николаевич, в истории Приморья немало таких прекрасных, ярких страниц. Мне кажется, их нужно сейчас поднимать на щит, не стыдится говорить об этом. А вы как считаете?
— Да, совершенно верно. Мало того, что у нас есть общая история страны. В каждом регионе, включая Приморье, есть какие-то свои значимые моменты, о которых нельзя забывать, и они позволяют как раз лучше осознавать локальную идентичность и высвечивают какие-то очень важные моменты для нашей местной истории.
Для нас, конечно, таких событий много. Это и освоение Дальнего Востока во второй половине XIX века, это и строительство Владивостока, это и Русско-японская война (трагическая страница, но очень важная, о которой мы должны помнить), это и противостояние в 1930-40-е годы с одним из наших ближайших соседей, события на Хасане.
Недавно меня попросили написать предисловие к книге дочери Геннадия Ивановича Невельского. Эта книга была написана на французском языке, и сейчас ее перевели в России. Замечательное произведение. И вот я летел до Москвы, прочитал эту книгу и написал небольшое предисловие.
А потом уже в аэропорту решил проверить, насколько хорошо молодежь знает историю нашей страны. Мне попалось четверо молодых людей. И я спросил у них, кто такой Невельской, кто такой Карацупа. И ни один мне не ответил, представляете? Наверное, в Хабаровске ситуация была бы получше. Кто такой Невельской, может быть, сказали, учитывая, что аэропорт сейчас носит его имя. А про Карацупу вообще забыли. А это ведь тоже очень важная часть нашей истории. История формирования новых органов власти, новой системы защиты восточных рубежей нашей страны, это часть нашей локальной истории, как и Маньчжурская операция 1945 года. Великая советская армия, которая только что сломала хребет германскому фашизму, провела, как я считаю одну из самых великолепных военных операций в мировой истории.
За очень короткий промежуток времени они сломали японскую армию, которая столько лет билась с американцами. Американцы ничего не могли сделать. А именно в Манчжурии находился основной, так сказать, костяк японской армии. И вот этот момент тоже нужно помнить. Нужно помнить героев, которые там погибли, нужно развивать наши отношения с Китаем. Я знаю, что они ухаживают за захоронением наших воинов. Но и нам самим нужно помнить об этом.
К сожалению, даже в Монголии сейчас молодежь забывает про Халхин-Гол. А ведь фактически с Халхин-Гола начало становление монгольской армии. До этого такой профессиональной единица, как монгольская армии, не было.
А кто одерживал победы над японской армией в Монголии? Наш великий полководец Георгий Константинович Жуков.
Есть и другие локальные моменты, которые очень важны для нас. Например, в следующем году будет отмечаться очень важная дата — полувековой юбилей строительства БАМа. Я помню, был еще школьником, когда всё это начиналось, многие из моих однокашников потом оказались на БАМе.
Впервые началось изучение Байкало-Амурской магистрали. Профессор Алексей Пантелеевич Деревянко создал целую научную школу, которая занималась БАМом. Потом про БАМ забыли, и тоже как-то стыдливо. А сейчас то мы понимаем, что это был очень важный шаг в развитии страны, что строительство БАМа было очень необходимо. И вот этот полувековой юбилей БАМа вызвал новый научный интерес. Пишутся новые книги, этот период пытаются переосмыслить. И это тоже часть нашей истории, которую мы должны помнить.
— И мне кажется, сейчас очень важно, чтобы история воспринималась людьми не как какой-то учебник, по которому надо учить историю в школе и получать оценки, — важно, чтобы история проходила через тебя самого. Простой пример — моя бабушка по материнской линии видела живого Чапаева, а мой дедушка по другой линии имел пластинку с автографом Вертинского. Они познакомились в Китае, где дед работал советским дипломатом. И мне кажется, каждый, если покопается, может в своей жизни найти много таких историй, таких мостиков из прошлого в настоящее. Было бы здорово, если бы такие личные истории можно было бы объединить в единый рассказ поколений. Вот только как это сделать?
— Вы правы. У нас есть такое направление, как устная история. Есть история повседневности, которая как раз предполагает рассмотрение истории не через призму каких-то глобальных событий, деяний полководцев и политических деятелей, а через обычную жизнь простого человека.
Несколько лет назад наш институт выпустил замечательную книгу, которая была посвящена повседневной жизни Владивостока в годы Гражданской войны и Великой русской революции ("Повседневная жизнь Владивостока от Первой мировой до Гражданской войны (1914-1922): очерки истории" (12+) — Ред.). Ее автор Татьяна Зиновьевна Позняк. Толстый том, в котором рассказано о нашем городе, о том, как здесь жили люди, чем они питались, какие у них были проблемы, как они выживали. Власть же во Владивостоке тогда менялась очень много раз. Были волны интервентов. Сначала одни, потом другие, потом третьи…
В принципе, таких работ сейчас появляется всё больше и больше. И в этом отношении, конечно, история становится более живой и более интересной для массового читателя.
И тут, как мне кажется, очень важно сотрудничество с писателями, потому что писатель излагает какие-то свои собственные мысли через полотно исторического материала, и такое изложение не всегда достоверно. Историкам это не нравится. Они обижаются. Нам всегда хотелось бы, чтобы это было более достоверно.
Но вот есть у нас такой патриот нашего края, замечательный писатель, журналист Василий Авченко. Он написал чудную книжку "Иероглиф пространства" (12+), посвященную Дальнему Востоку. Она мне очень понравилась. Перед этим про Фадеева книгу написал (Василий Авченко. "Фадеев" (12+) — Ред.). Очень хорошо, когда люди мало того, что любят свой край, но еще умеют донести свою любовь до читателей.
— В последнее время очень много говорится о так называемом повороте на Восток и Восточном векторе. И, действительно, в нынешних условиях шаги в сторону дружественных стран, расположенных в АТР, кажутся выходом для страны. И Владивосток получается как бы на острие движения в этом направлении, да?
— Да он всегда был форпостом.
— Что бы вы могли сказать об этой миссии как историк?
— Само название нашего города, собственно, предполагает разворот на восток — "Владеть Востоком". И многая местная топонимика показывает геополитические претензии Российской империи на Восток, тот же Босфор Восточный и так далее.
Это все говорит о том, что данный разворот на Восток не первый. Несколько раз предпринимались попытки власти действительно развернуться в восточную сторону, но всегда не хватало и денег, и, может быть, каких-то усилий. И тогда всё оканчивалось очередным поворотом на Запад.
Однако нынешняя ситуация принципиально отличается от предыдущих. И, скорее всего, возвращения к западному вектору не будет еще долго. Поэтому, как мне кажется, в этом смысле перед Дальневосточным регионом стоит очень большая, я бы даже сказал, очень важная задача в плане выживания страны, какой бы жесткой ни казалась такая формулировка. Но сегодня это именно так.
В общем, мы не просто становимся форпостом, мы становимся жизненно важным форпостом.
— Часто говорят, что, если ты не можешь понять, как поступить в настоящем, обратись к прошлому и постарайся найти какие-то аналогии. Существуют ли в прошлом какие-нибудь аналогии тому, что происходит сейчас?
— Вы знаете, один мудрый человек сказал, что, в общем-то, из истории можно сделать только один вывод — что из нее никто и никогда не делает никаких выводов. К сожалению, это реальность.
И в этом смысле действительно можно найти в истории много аналогий, которые дали бы возможность сделать какие-то правильные шаги в будущем. Но, увы, жизнь есть жизнь, каждый предпочитает на своих собственных ошибках строить свой путь, а не смотреть, как на те же грабли наступали предшественники.
Не будем забывать, что значимость нашего геополитического положения такова, что мы не можем смотреть в одну сторону, даже герб нашей страны нам подсказывает, что нужно смотреть и туда, и туда.
Но есть другая крайность. Мы не должны разворачиваться исключительно только на Восток. Мы должны быть мудрыми, чтобы смотреть во все стороны. Это с одной стороны. Но, с другой стороны, здесь, в восточной части региона, свои сложившиеся, устоявшиеся связи. И если в Европе сейчас некоторые начинают говорить, что русские — это не европейцы, то на Востоке как раз наоборот существует такое мнение, что мы европейцы, а не азиаты. И поэтому наше поведение часто не понимают, и с этим связаны определенные экономические, культурные и другие проблемы.
И третий, принципиально важный момент. Не надо забывать, что наша страна является многонациональной. Не случайно Россию называют евразийской державой. Она собрала многие народы и культуры. Но если, в Америке, относительно которой применяется понятие плавильный котел, все, в общем-то, стали американцами, то у нас в этом отношении ситуация более сложная.
Российская империя, продвигаясь на восток и присоединяя к себе какие-то территории, сохраняла культурную самобытность народов, живущих там.
И поэтому у нас разный уровень этнической иерархии. На самом высоком уровне мы россияне, так же, как были советскими в советский период истории. Затем идет региональная идентичность, потом какая-нибудь локальная этническая идентичность: буряты, калмыки и татары, и так далее. И дальше, вплоть до уровня землячеств.
И в этом отношении получается очень сложное явление, очень хрупкая конструкция, которую обязательно нужно учитывать. И вот исторический опыт нашей страны говорит, что в трудные для страны моменты все вопросы забываются, и мы начинаем себя чувствовать единым народом, единой нацией, и это позволяет нам выживать в сложной геополитической ситуации.
— Сегодня во Владивосток и Приморье приезжает много людей из Средней Азии. Некоторые из них принимают российское гражданство, некоторые не принимают, но их становится всё больше и больше. Возможно, возникает у обывателя какое-то чувство напряженности, даже опасности. В связи с этим, вероятно, можно вспомнить период конца XIX — начала XX века, когда во Владивостоке было много китайцев и корейцев. Насколько я знаю, у этих наций существовали разные подходы к существованию в чужой стране. Китайцы старались обособиться и жить компактно.
— Да, это была Миллионка.
— И на эту территорию даже боялась полиция заходить. А корейцы, наоборот, старались ассимилироваться и отдавали своих детей учиться в русские школы, хотя им никто не препятствовал создавать национальные. Корейцы рассуждали так: если дети будут учиться в национальных школах, они ничего не добьются в жизни, а если будут учиться в русский школах, затем смогут поступать в университеты и институты и становиться инженерами, врачами, юристами и так далее. Возможно ли что-нибудь такое с детьми мигрантов?
— Естественно. В принципе, нынешняя российская государственность во многом продолжает те традиции, которые были заложены в прошлом.
Для того, чтобы сделать карьеру, получить хорошее образование, обязательно нужно было учить русский язык, это было обязательным правилом. С другой стороны, у нас сейчас существует такая практика, что в многонациональных субъектах федерации обязательно учат язык этого народа. И это тоже очень правильно, потому что хотя бы какой-то языковый минимум должен быть для того, чтобы общаться с представителями этих культур. И это правильно даже просто с культурной точки зрения. Нас сегодня обвиняют западные коллеги, что Россия тоже была империей, что у нее были колонии. Но я не очень себе представляю, чтобы где-нибудь в Америке, в различных штатах, местное население заставляли изучать индейские языки. Это был нонсенс. Их, наоборот, очень жестко ассимилировали в этом отношении.
Однако и в Российской империи, и в советском государстве, и в новейшей России существовала и существует традиция учитывать и этнические, и культурные особенности разных народов. Это мы наблюдаем сейчас в Приморье.
В этом отношении, как мне кажется, национальная политика развивается в правильном отношении. Я думаю, что с течением времени, наверное, должна произойти некая нивелировка, потому что понятно, что русский язык он будет доминировать. Но, тем не менее, самобытность отдельных культур нужно сохранять. В этом, я считаю, наша сила.
Но мы как-то ушли в вопросы этнических и национальных отношений. А история, она шире.
— Согласен. И хочу задать вопрос, который меня давно волнует. Возможно, в истории Приморье есть какие-то моменты, которые заслуживают того, чтобы сказать о них всю правду. Например, в советское время практически ничего не говорили о том, что, например, Суханов, погиб в результате восстания белочехов. Ну, понятно, в советское время Чехословакия была социалистической.
— Да нет, это было известно. Даже есть фильм такой немножко смешной, наивный "Владивосток, год 1918" (12+), там как раз именно про это говорится. Тут, понимаете, с Гражданской войной немножко другая ситуация. У нас прошла целая серия мероприятий, приуроченных к завершению Гражданской войны на Дальнем Востоке. Она началась в Иркутске в 2020 году, в год 100-летия трагического расстрела Колчака, а завершилась 25 октября 2022 года во Владивостоке. Состоялась большая научная конференция.
И знаете, что меня поразило в этих событиях? Мне казалось, что Гражданская война — это уже далекое прошлое, и потому оценка ее должна быть объективной. Но ничего подобного. То есть до сих пор в головах существует этот раздрай, конфликтная ситуация. В Иркутске я испытал большое удивление, когда представители коммунистической партии чуть было не подрались с местными казаками. Нам буквально силой пришлось их растаскивать.
А на самом деле, что такое для нас Гражданская война 100-летней давности? Это чудовищная катастрофа для России. С обеих сторон, в общем-то, были по-своему честные, порядочные люди, каждый из которых отстаивал свою точку зрения. И то, что они не смогли договориться, привело к чудовищному конфликту, к гибели большого количества людей, к оттоку за границу, в общем-то, множества талантливых и способных людей, которые могли бы работать на Россию.
— Знаете, я недавно сходил на премьеру спектакля в нашем театре имени Горького. Там один из героев говорит о людях старшего поколения, которые жили в советское время, во что-то верили, на что-то наделялись, надеялись на что-то, а потом в одночасье это всё признали ошибкой, черной дырой, забыли, прокляли. И дальше у него прозвучала мысль, что как раз забывать этого не надо. Как вы считаете, советское наследие сейчас нуждается в каком-то переосмыслении?
— Оно нуждается и в переосмыслении, и в реабилитации. Потому что действительно, в постсоветское время как-то стали этого стыдиться. А на самом деле Советский Союз был великой страной. Я не буду сейчас говорить о мрачных страницах, о большом терроре, в общем-то, это всем известно, это тоже забывать нельзя. Но ведь не зря же говорят, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой... В период правления Сталина уже было всеобщее среднее образование. Этого не было во многих странах мира. Была создана мощнейшая инженерная школа. В советское время произошел мощнейший взлет науки. Подтверждение этому — и первый полет человека в космос.
— И вот что интересно, это был не только мощнейший всплеск науки, но и, как мне кажется, по-настоящему нравственный подвиг. Ведь все эти лженауки, все эти академики Лысенко ушли в небытие, саморазоблачились. А научный и нравственный подвиг Николая Вавилов остался. Наверное, об этом важно помнить?
— Совершенно верно, очень важно. В 1960-е годы одним из самых популярных фильмов у молодежи был "Иду на грозу" (12+). В детстве он произвел на меня громадное впечатление. И мне кажется, что для многих это впечатление стало определенным выбором, куда идти и как строить свою карьеру так, чтобы приносить пользу своей стране.
В День России вручали государственные премии. И на церемонии Константин Эрнст сказал замечательные слова о том, что у нас слишком много стало юристов, экономистов, менеджеров. Мальчишки идут туда. А на самом деле, в общем-то, нужно создавать предпосылки для того, чтобы они хотели стать моряками, летчиками. Ну, он еще путешественников добавил, но я бы добавил военных, потому что это тоже, в общем-то, очень важная профессия. И сейчас мы это прекрасно понимаем, потому что в плане мотивации молодежи в советское время всё было правильно.
— Николай Николаевич, давайте последний вопрос задам. Конечно, очень важно именно сейчас воспитывать патриотизм у нашей молодежи. Однако к этому ни в коем случае нельзя подходить формально. Какой патриотизм нам сейчас нужен, с вашей точки зрения?
— Нам нужен патриотизм реальный. Потому что когда это идет от души, изнутри человека, это одно, а когда перед тобой лежит бумажка, а там написано, что нужно сказать... Дети, на самом деле, очень чувствительные, и они прекрасно осознают фальшь. А когда это пережито тобой, это совершенно иное.
Это же поколение моих дедов совершило великую победу. И я помню, что, когда я был мальчишкой, к нам приходили настоящие ветераны, еще не старые, вполне крепкие мужчины, моложе меня нынешнего. И когда они рассказывали о Великой Отечественной войне, это было совершенно иначе, нежели по каким-нибудь книжкам.
У нас военрук тоже был ветеран Великой Отечественной войны. Он не любил рассказывать про войну, но когда каких-то моментов касался, сразу была тишина, и все мальчишки слушали его с широко раскрытыми глазами. Мы прекрасно знали все типы самолетов, что наших, что немецких. Все виды вооружений, хотя жили в мирное время. Но видимо то, что это передалось нам через наших отцов и от наших дедов. И, конечно, пусть и наши дети, и наши внуки живут в мире, но мы всегда должны быть готовы к сложным потрясениям, всегда должны понимать, что мы сможем выстоять только сами и только, когда мы вместе.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.