Автомобильное сообщество в буквальном смысле оказалось взбудоражено планами правительства Японии усилить экспортный контроль легковых автомобилей в Россию, в том числе подержанных уже с 1 августа. Под запрет попадают популярные на Дальнем Востоке иномарки. Как рассказал ИА PrimaMedia эксперт одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко, август обещает стать черным днем для авторынка, так как стоимость многих автомобильных брендов может существенно увеличиться.
Ранее сообщалось, правительство Японии планирует усилить экспортный контроль легковых автомобилей в Россию, в том числе подержанных. Под запрет попадают популярные на Дальнем Востоке новые и подержанные гибридные автомобили, подключаемые гибридные автомобили и электромобили (EV), а также бензиновые и дизельные машины с объёмом двигателя более 1,9 литра (в том числе в эту категорию входят востребованные Toyota Crown и Toyota Land Cruiser Prado). После усиления санкций экспорт будет ограничен лишь малолитражными автомобилями. Соответствующие решения могут вступить в силу уже с 1 августа.
По мнению эксперта одной из сертификационных лабораторий Владивостока Дениса Максименко, по авторынку будет нанесен двойной удар, потому что с августа также повышаются ставки утилизационного сбора.
"В короткий период планируется большое количество изменений для нас. 1 августа становится черным днем для российского авторынка. Так как уже через две недели изменяются утилизационные ставки. После повышения утильсброра подразумевалось, что цена авто возрастет минимум на 200 000 рублей, то сейчас после решений Японии ситуация ухудшится. К чему приведут ограничения сказать пока сложно, однозначно будет подорожание японских авто. Плюс под эту историю попадут и те автомобили, которые завозятся сюда для разбора и запчастей. То есть помимо рынка подержанных автомобилей у нас еще автоматически может приехать и рынок запчастей", — сказал Денис Максименко.
По словам эксперта, ремонт автомобилей в России станет значительно дороже. Это изменение непосредственно отразится на стоимости запчастей, делая их непомерно высокими.
"Стоимость запчастей будет просто космической", — говорит эксперт.
Безусловно, такое решение японской стороны вызвало обеспокоенность на авторынке, и многие задаются вопросом о дальнейших перспективах. Возможно, рынок был не подготовлен к таким изменениям, так как эта новость стала неожиданностью для многих.
Сейчас ситуация настолько сложная, что остается, по мнению эксперта, рассматривать возможность импорта запчастей из Китая. Однако это также может сопровождаться дополнительными расходами и сложностями в доставке, потому что надо будет учитывать утилизационный сбор, особенно на свежие автомобили.
"Наверняка, люди не захотят сразу отказываться от японских авто, вероятно, будут попытки привести автомобили в Россию в обход, например, через другие страны. Такой путь существует. Это приведет к тому, что стоимость автомобиля существенно может увеличиться", — сказал эксперт.
Чего стоит ожидать рядовым автомобилистам, рассказали эксперты
Напомним, что еще с апреля 2022 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей, которые стоят более 6 млн иен. Согласно торговой статистике Министерства финансов Японии, стоимость экспорта из Японии в Россию в 2022 году составила около 600 млрд иен, что примерно на треть меньше, чем в 2021 году.
Ко всему прочему, ранее эксперты озвучили прогноз, где сказано, что на фоне ажиотажного спроса объём поставок подержанных автомобилей из Японии в Россию по итогам 2023 года может увеличиться до $2 млрд.
Торговый представитель РФ в Японии Петр Павленко также подчеркнул, что что Япония не стала накладывать санкции на поставки в РФ подержанных автомобилей, так как "три японских префектуры живут именно за счет торговли запчастями и автомобилями с Россией". Однако столь оптимистичный прогноз не сработал.