28 июля в России отмечается важная государственная памятная дата Российской Федерации — День Крещения Руси (0+). Отмечается она и в Приморском крае. Так, во Владивостоке, возле Покровского собора, на празднике прозвучат хоровые песнопения, по периметру расположатся выставки прикладного русского творчества и стенды с рисунками детей из воскресных школ, а все желающие смогут принять участие в хороводах и гуляниях, погрузившись в традиции исконно-русской культуры. Год за годом День Крещения Руси дает яркий пример того, как церковный праздник приобретает не только большое культурно-просветительское значение, но и огромное историческое и патриотическое значение. Тем более что история освоения Приморья тесно связана с историей православия на Дальнем Востоке, напоминает "Информационное агентство PrimaMedia".
"Дальний Восток представляет собой многонациональный и поликонфессиональный регион. История его присоединение к России начинается в середине XVII века. Лидирующую роль в распространении русской культуры на новых землях и приобщения коренного населения к русской культуре сыграла Русская православная церковь и ее служители. Религиозность, декларация православия рассматривалась переселенцами как принадлежность к русской культуре и традициям родины. Необходимо отметить подвижнический характер деятельности священнослужителей, при том, что их количество в регионе было незначительным", — рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор исторических наук Оксана Федирко.
В рамках последующего этапа освоения ДВ с середины XIX до 1918 года священнослужители РПЦ сыграли заметную роль в процессе закрепления Дальнего Востока за Российской империей (например, участие Святителя Иннокентия в подписании Айгуньского договора 1858 года) и его развития: происходит создание самостоятельных дальневосточных епархий и системы православного религиозного образования.
При этом религиозная жизнь Дальнего Востока отличалась веротерпимостью, уже в 50-80-е года XIX века на Дальнем Востоке сложилась религиозная ситуация, отражавшая поликонфессиональный состав населения Российской империи, продолжает свой рассказ собеседница сетевого издания.
"В годы Гражданской войны и военной интервенции на территориях, где власть контролировали буржуазные правительства, в частности в Приморье, православие оставалось главенствующей религией, но это не отеняло свободу совести для остальных. После вхождения Дальнего Востока в состав Советской России в 1923 году на территорию Приморья распространились советское законодательство и деятельность РПЦ оказалось вне закона. После окончательного установления в регионе советской власти начались репрессии в отношении духовенства и прихожан. Массовые аресты и высылки проводились в 1923-1924 годах и в 1929-1931 годах", — сказала Оксана Федирко.
Возобновление церковной жизни в Приморье произошло во время Великой Отечественной войны. 5 февраля 1944 года был зарегистрирован первый приход в регионе — Никольский во Владивостоке.
В том же году верующим удалось добиться регистрации общины близ станции Лазо. В 1945 году в Приморском крае был зарегистрирован третий приход — в городе Спасске-Дальнем. 25 декабря 1945 года постановлением Синода была создана Хабаровская и Владивостокская епархия, в состав которой вошла территория Приморского края.
"В конце 1980-х годов деятельность РПЦ в Приморском крае заметно оживилась. Возрождение православной религиозной традиции Приморском крае в 1990-е годы шло в русле общероссийских традиций, но имело свои особенности: практическое отсутствие православных традиций в среде дальневосточного населения; недостатка профессиональных кадров священнослужителей; отсутствия стройной системы религиозного образования и монастырской жизни; недостатка храмов и молитвенных домов и проч. Несмотря на существующие проблемы, дальневосточным епископам и епархиальным управлениям РПЦ (МП) удалось за 10 лет возродить в регионе православную традицию, практически уничтоженную в годы советской власти. Во многих населенных пунктах были открыты приходы с действующими при них воскресными школами; начата профессиональная подготовка священников; установлены отношения с Вооруженными Силами; созданы собственные СМИ и отделы по работе с молодежью и пр. Все это заложило основу дальнейшего развития православной традиции в регионе и деятельности дальневосточных епархий как одного из структурных элементов гражданского общества", — подвела итог Оксана Федирко.
В 2011 году была образована Приморская митрополия, в состав которой входят три епархии: Владивостокская и Приморская, Арсеньевская и Дальнегорская, Находкинская и Преображенская.
Как рассказала ученый секретарь Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева Анжелика Петрук, в экспозиции "Кабинет исследователя: Продвижение России на восток в XVII–XIX веках" (6+) имеется целый раздел, рассказывающий о роли и миссии русского православия на Дальнем Востоке.
"Конечно, мы не рассказываем о том, как обращали местные народы в христианскую веру, — это не наша задача. Мы говорим о людях, которые этим занимались. Это были не только миссионеры, хотя, понятно, миссионерство было главной задачей, которую ставила перед ними церковь. Многие из них как занимались изучением и освоением территории. И тут можно назвать несколько фамилий. Это и архимандрит Палладий (Кафаров), благодаря которому мы очень много знаем о Маньчжурский истории. Это и владыка Иннокентий (Вениаминов), который довольно долго жил на Аляске и провел огромное количество исследований (владыка Иннокентий — первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов — ред.). На так давно был его юбилей — 225 лет со дня рождения, — и в Якутии в местном издательстве вышел семитомник его трудов. Это замечательные работы, этнографические материалы, которыми мы и сегодня пользуемся. Это и Николай Японский, основатель Православной церкви в Японии, который занимался переводами церковных книг на японский язык и сделал очень много не только для продвижения православия в Японии, но и для позиционирования России и русской культуры в этой стране", — сказала Анжелика Петрук.
Самое интересное, что исследовательской работой эти священнослужители и миссионеры занимались по собственной воле, понимая, насколько важна эта задача, приносящая большую пользу Отечеству. И в этом, конечно, появлялся их патриотизм.
По мнению игумена Антония (Каменчука), духовного наставника Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии Русской Православной Церкви, День Крещения Руси — это не только большое событие религиозного характера, но и большое историческое и даже политическое событие, которое определило на многие годы судьбу России и развитие всей русской цивилизации.
"Под русской цивилизацией я понимаю совокупность всей культуры, то есть это и политика, и религия, и сформировавшийся менталитет, и мироощущение и мировоззрение, сформировавшие за много веков. Это сам русский человек со своим мировоззрением, своим взглядом на жизнь, со своим внутренним стержнем, который определяет его в этом мире, который является его главной ценностью. Всё вместе и есть русская цивилизация. Поэтому Крещение Руси имеет значение для любого жителя страны, потому что заложено в каждом очень глубоко, на генетическом уровне, — отметил игумен Антоний. — Именно сейчас такие даты, как День крещения Руси очень важны для нас. Этот тот огонек, который поддерживает в нас наш цивилизационный выбор".
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.