Шхуна Генриетта, переименованная в "Крейсерок"
Фото: из открытых источников

Загадка века: как погибла шхуна "Крейсерок"

Как начиналась пограничная служба по охране биоресурсов на русском Дальнем Востоке

Не смейте котиков стрелять у русских берегов!

В балладе Редьярда Киплинга "О трех котиколовах" описывается охота американских браконьеров у российских Командорских островов и борьба с ними русских сторожевых крейсеров. В первых же строчках баллады звучит суровое предупреждение:

Свинцом и сталью подтвержден, закон Сибири скор.
Не смейте котиков стрелять у русских Командор! 

Несмотря на это, американцы отправляли целые флотилии в воды русского Дальнего Востока на незаконный промысел. Российские власти вели с ними борьбу, посылая сторожевые корабли к лежбищам морских котиков, мех которых ценился особенно высоко. Браконьеров задерживали, груз и суда конфисковали, но жажда наживы перевешивала страх:

Горько бросить корабль и груз — пусть их забирает черт!
Но горше плестись на верную смерть во Владивостокский порт.

Смерть во Владивостокской тюрьме или на каторге в Сибири — это художественное преувеличение Киплинга — никто иностранцев туда не отправлял. Подобные слухи ходили, но, по большей части, нарушителей выдворяли из России на родину. А вот потеря судна, груза и прибылей — это было для них страшно. Одна такая история привела к трагедии с гибелью, как русских, так и американцев. Сейчас эта история полузабыта и напоминает о ней лишь памятник экипажу шхуны "Крейсерок" в Матросском сквере Владивостока. 

Клипер "Крейсер" и две его падчерицы

Эта история началась с плавания клипера русского флота "Крейсер", который совершил несколько походов из Кронштадта на Тихий океан. В 1886 г. экипаж "Крейсера" проводил гидрографические работы в Анадырском заливе на Чукотке. Командиром клипера в это время был Алексей Остолопов, Несмотря на неблагозвучную фамилию, он был удивительным человеком и блестящим морским офицером. 

В 1883 году капитан 2-го ранга Алексей Аполлонович Остолопов был назначен командиром "Крейсера" и в 1884 году вышел из Кронштадта на Дальний Восток. Во время плавания по Тихому океану экипаж клипера описал северные берега Анадырского залива, часть Восточного берега полуострова Корея, а также составил план рейда порта Чемульпо. 

 В ходе работ в Анадырском заливе, в селении аборигенов бухты Провидения Остолопов увидел 9-летнюю девочку с европейскими чертами лица. Она была истощена, но миловидна и отличалась живым характером. Выяснилось, что ее родила чукчанка от американского матроса с китобойного судна. Американец пропал в неизвестном направлении, а мать девочки страдала алкоголизмом. Алексей Остолопов пожалел ребенка и выкупил ее у матери за табак, рис и сухари. 

7 сентября 1886 года её крестили под именем Надежда Пиглянова (фамилия дана по ее чукотскому имени — Пиглянэ) в церкви Петропавловского порта на Камчатке. Крёстным отцом стал Алексей Аполлонович. Когда командующий Тихоокеанской эскадры контр-адмирал Алексей Корнилов узнал о случившемся, он объявил Остолопову выговор за самовольство и учинил ему жесточайший разнос, но поближе познакомившись с девочкой, остыл и разрешил сбор средств для ее поддержки. При этом контр-адмирал сам внёс значительную сумму. 

Надежду отправили на пароходе "Россия" в Одессу, а затем в Петербург. Остолопов пытался устроить крёстную в престижное учебное заведение для сирот — Николаевский сиротский институт, но ему отказали. Тогда Алексей Аполлонович решил удочерить девочку. Это решение грозило огромным скандалом и дошло до царской семьи. В 1887 г. в деле разбирался сам Александр III и разрешил в качестве исключения принять девочку в Николаевский институт на казенное содержание. В удочерении, правда, было отказано, но Остолопов продолжать поддерживать Надежду до конца своей жизни. После окончания института Надежда удачно вышла замуж, после революции 1917 года эмигрировала в Париж. Дальнейшие ее следы теряются.

Летом 1886 года, кроме происшествия с Надеждой Пигляновой, в Анадырском заливе, произошло еще одно важное событие. 17 августа 1886 г. клипер "Крейсер" перехватил у мыса Дежнева американскую браконьерскую шхуну "Генриетта". На борту "Генриетты" оказалось около двух тонн китового уса, 500 шкур черной и красной лисы и большое количество моржовых клыков. Шхуну конфисковали. Лейтенант Попов и девять членов экипажа перегнали "Генриетту" во Владивосток.

Вот что писал об этом Остолопов: "...шхуна совершенно новая, только в 1884 г. делала первое плавание; и с очень хорошими морскими качествами; стоимость ее в Сан-Франциско 7 тысяч долларов. Я не уничтожил эту шхуну, но решил отправить ее во Владивосток по следующим побуждениям: во-первых, самостоятельное плавание офицеров на этой шхуне на расстоянии более 3000 миль давало им отличную практику; кроме того, шхуна эта могла принести значительную пользу во Владивостоке, и именно в такой шхуне чувствовали недостаток в эскадре судов Тихого океана, которая не имеет возможности знакомить офицеров с нашими берегами и врезанными в них бухтами, а потому большинство бывавших в Тихом океане не видели своих берегов, исключая одного Владивостока; назначая же на эту шхуну офицеров и команду с разных судов отряда, можно без ущерба судовой службе в продолжение лета по крайней мере трем сменам доставить возможность ознакомиться с нашими берегами от Владивостока до Амура". 

Остолопов отмечал, что она выдержала по пути несколько штормов и подтвердила хорошие морские качества. 6 сентября "Генриетта" вместе с "Крейсером" заходила в Петропавловск, где на берег высадили капитана шхуны Декстера и его команду. После этого американцы вернулись в Сан-Франциско. Газета "Daily Alta California" 10 октября 1886 г. сообщила о том, что в Сан-Франциско пришел пароход "Александр II", среди пассажиров которого находились капитан Декстер. По его словам, "судно было захвачено русским военным кораблем "Крейсер" за торговлю в российских водах. В результате обыска на корабле были обнаружены и конфискованы: 4 тыс. фунтов китового уса (1,814 т), 500 лисьих шкур и 1 тыс. фунтов (0,454 т) моржовой кости. 

"Генриетта" была небольшим судном длиной около 20 м., шириной чуть более 6 метров, водоизмещением около 45 тонн. Но именно таких небольших судов не хватало в Сибирской флотилии для вспомогательной службы. В 1887 г. началась ее служба под Андреевским флагом и с новым названием. Приказом командира Владивостокского военного порта контр-адмирала Фельдгаузена шхуну переименовали в "Крейсерок" в честь клипера "Крейсер".

Поначалу шхуну использовали, как гидрографическое судно. В 1887 г. она участвовала в гидрографических работах в Амурском лимане, но весной 1888 г. на борту шхуны установили два орудия и передали в подчинение лейтенанта Сергея Россета — начальника караула на о. Тюленьем, где находились лежбища морских котиков. "Крейсерок" стал заниматься сторожевой службой по охране, как бы мы сейчас сказали, биоресурсов. 

Остров Тюлений

Тюлений находится в Охотском море, у западной оконечности острова Сахалин. Это небольшой островок площадью примерно 500 кв. метров является одним из крупнейших в мире лежбищем морских котиков. Он был открыт в 1643 г. голландским мореплавателем Мартином де Фризом, но как лежбище котиков, был описан только в середине XIX века. В 1860-1870-е гг. здесь стали добывать котиков тысячами, что привело к угрозе их исчезновения. Ограничения по добыче были установлены в 1880-е гг. в императорской России, затем в СССР, а полный запрет на добычу котиков вступил в 2008 году. 

О. Тюлений -птичий базар и лежбище котиков

О. Тюлений -птичий базар и лежбище котиков. Фото: Алексей Алтухов, из открытых источников

Ныне остров Тюлений используется только в научных целях, крупным судам запрещено подходить к Тюленьему ближе, чем на 30 миль и давать в его зоне гудки, самолётам и вертолётам пролетать над островом тоже запрещено.

Вот как описал о. Тюлений в 1888 г. мичман корвета "Витязь" А. Бутаков

"Остров очень невелик; длина его всего 270 сажень [имеется в виду морская сажень — 1,8 м] наибольшая ширина 60 сажень. Береговая полоса, саженей в 10—15 шириною, песчаная. Средняя возвышенная часть — сплошная скала, сверху плоская, ровная. Растительность острова более чем жалкая, дерева нет ни одного, только местами кусты и трава. Что поражает всякою, вступившею на почву неприветливого острова — это богатство животного мира на нем. Верх и уступы скал сплошь были покрыты кайрами и чайками, при нашем приближении поднявшими страшный шум и крик. Они подпускали нас к себе совсем близко... Когда мы ходили наверху острова, вся эта движущаяся и кричащая в один голос масса почтительно расступалась перед нами...

Но еще более поражающее зрелище ожидало нас впереди… достигнув вершины и пройдя несколько шагов, мы очутились над обрывом с противоположной стороны острова, и здесь нашим взорам открылась картина, которую, раз увидев, не скоро забудешь. Представьте себе берег моря, песчаный, шириною, как мы уже сказали, в 10—15 саженей. Все это пространство было покрыто сплошь котиками. Их было тут несколько тысяч... Все разом блеяли, кричали, шевелились и, несмотря на всю осторожность, с которою мы подходили к обрыву, увидев нас, с шумом бросились к морю. Заметив, однако, что мы не двигаемся и никакою враждебного намерения не имеем, они стали мало-помалу возвращаться, и мы могли производить над ними интересные наблюдения. Справа, в стороне, в воде близ берега сидели несколько гигантов сивучей. Целая толпа детенышей-котиков расположилась подальше от воды, напротив, самые крупные сидели ближе к ней. В самой воде копошилось столько же, сколько на берегу, котиков. Те, которые были подальше, плавая, выпрыгивали из воды и, грациозно согнувшись, описывали в воздухе дугу. Эти прыжки мы отметили еще с корвета... Пребывание на Тюленьем острове, несмотря на кратковременность свою, повторяем, не скоро забудется: слишком поражает вас это многотысячное стадо земноводных зверей...".

Первый патруль

В мае 1888 г. шхуна "Крейсерок" вышла из Владивостока в район патрулирования, взяв курс на о. Тюлений, но ночью 10 мая случилось трагическое происшествие. При проходе пролива Лаперуза, в условиях штормовой погоды, командир судна "Крейсерок" лейтенант Россет был сбит гиком за борт и утонул. "Крейсерок" вынужден был прервать поход и под командованием мичмана Ергольского возвратился во Владивосток. 

В некрологе, помещенном в газете "Владивосток" о Сергее Россете было сказано: "… помимо прекрасных качеств морского офицера, он приобрел себе добрую славу и любовь товарищей и знакомых, отличался безупречной честностью, мягким и уживчивым характером, был всегда веселым и приятным собеседником". 

По делу о гибели лейтенанта Россета была назначена специальная комиссия. Действия старшего офицера Ергольского комиссия оценила, как правильные, впрочем, со шхуны он ушел и новым командиром "Крейсерка" стал лейтенант А.Я. Соболев, а его помощником был назначен лейтенант А.П. Дружинин. Команда состояла из 17 матросов и двух унтер-офицеров. Всего 21 чел.

5 июля шхуна снялась с якоря и вторично покинула Владивосток. 27 июля она благополучно достигла острова Тюлений и стала на якорь. Для "Крейсерка" началась будничная служба, события которой тщательно заносились офицерами в вахтенный журнал. 10 августа проводились работы по съемке берегов в заливе Терпения. 20 августа в 8 часов прибыли с острова лейтенант Дружинин и квартирмейстер Кочнев с рапортом. На острове все обстояло благополучно. 

3 октября в 7 часов утра на шхуну прибыл квартирмейстер Кочнев и рапортовал о том, что у острова замечены четыре "хищнические шхуны". На следующий день "Крейсерок" обнаружил браконьерскую шхуну и задержал ее. В вахтенном журнале записано следующее: 

"4 октября. Встали на якорь в бухте за мысом Терпения. В 5-м часу вечера показалась идущая с севера промысловая шхуна... Для осмотра шхуны отправил лейтенанта Дружинина. В 7 ч лейтенант Дружинин возвратился с осмотра шхуны. Шхуна оказалась английская "Rose". Бумаги в порядке. Имеет разрешение на охоту и рыбную ловлю в Охотском море от Японского правительства [Курилы тогда принадлежали Японии]... Шхуне предложено утром уйти и предупреждено, что при встрече с ней у этих берегов она будет конфискована. 5 октября. В 6 1/4 утра шхуна "Rose" снялась с якоря и, отсалютовав английским флагом, легла бейдевинд на левый галс".

12 октября "Крейсерок" встретил еще одно браконьерское судно. Во время стоянки севернее мыса Терпения, в 6 часов 15 мин., вахтенные увидели стоящую на якоре шхуну, которая снялась и пошла на север. На "Крейсерке" подняли флаг и, сделав три выстрела, пошли вслед. Вскоре шхуну удалось догнать и принудить остановиться. Судно подняло американский флаг. Для осмотра шхуны отправился лейтенант Дружинин на двухвесельном вельботе. Это была американская шхуна "Arctic", вышедшая из Хакодате; ее команда насчитывала 24 человека (все японцы, командир — американец), груза и товаров на борту не было. По словам шкипера, шхуна зашла за питьевой водой, а главной ее целью была добыча пушнины на Курильских островах (на это имелось разрешение японского правительства). Шхуна была отпущена и, отсалютовав флагом, ушла на север.

Визиты иностранных шхун имели явную цель: выяснить обстановку около острова и возможность ведения там браконьерского промысла. Встреча с "Крейсерком" была для них неожиданностью.

14 октября "Крейсерок" покинул остров Тюлений, караул был снят и 28 октября шхуна бросила якорь на Владивостокском рейде. Навигация 1888 г. была окончена. По итогам кампании стало очевидно, что идея использования "Крейсерка" в качестве специального корабля для несения сторожевой службы полностью себя оправдала.

Последняя навигация "Крейсерка"

В 1889 г. командиром "Крейсерка" стал лейтенант Алексей Дружинин и под его началом шхуна вновь вышла на охрану острова Тюлений. 13 июня на острове был высажен караул, после чего судно ушло в залив Терпения проводить гидрографические работы.

Осенью на Тюлений началось нашествие браконьерских шхун. "Крейсерок" и караул, оставленный на острове, несколько раз отгоняли хищников, но погода портилась и в октябре 1889 г. пришло время снимать караул. 15 октября стал последним днем патрулирования и в этот день "Крейсерок" арестовал у Тюленьего знакомую по прошлому году шхуну "Роуз", правда, на сей раз она была под американским флагом. 

Самое удивительное, что капитаном "Роуз" оказался старый знакомый — шкипер Декстер, бывший капитан "Генриетты", которая стала "Крейсерком". Было ли это совпадением, неизвестно, но есть версия о том, что Декстер и хозяева "Генриетты" спланировали эту операцию, чтобы отомстить русским за конфискацию шхуны и ценного груза. Возможно также, что это было случайным совпадением, но Декстер имел зуб на русских моряков и мог воспользоваться удобным моментом для мести. 

17 арестованных американцев лейтенант Дружинин разделил на две команды: Декстера и восьмерых американских матросов пересадили на "Крейсерок", еще восемь американцев оставили на "Роуз" и к ним приставили пятерых русских моряков под командованием лейтенанта Налимова. 15 октября "Роуз" и "Крейсерок" взяли курс на Владивосток, но в условиях начавшегося шторма шхуны потерялись и пошли раздельно.

Ночью 16 октября 1889 г. у мыса Терпения "Роуз" наскочила на камни и села на мель. Причиной был испорченный компас, который повредили американцы. Во время эвакуации с разбитого судна, американцы первыми прыгнули в шлюпку и обрезали трос. С ними в шлюпке оказался русский матрос, но судя по всему, эта шлюпка погибла. Погибли и оставшиеся на "Роуз", которая была разбита штормом. Чудом уцелел лишь один человек — кондуктор Василий Корсунцев, начальник караула на Тюленьем. Он вплавь добрался до берега и обессиленный, добрел до м. Терпения, где его обнаружили орочи. Корсунцева доставили в лазарет в Корсакове, где он дал показания. 

По его словам, американцы устроили намеренно устроили кораблекрушение, подложив под компас топор, который вывел его из строя. Когда "Роуз" села на мель и началась эвакуация, янки устроили давку, стремясь первыми сесть в шлюпки. Матрос Трапезников хотел навести порядок, но один из американцев выхватил нож и ранил Трапезникова в шею. 

17 октября "Крейсерок" вернулся в поисках "Роуз", но обойдя Тюлений, никого не нашел и отправился дальше, к южной оконечности Сахалина. 25 октября его видели там последний раз. 

Карта о. Сахалин — в его средней части выделяется большой залив — это залив Терпения. Узкий полуостров — это п-ов Терпения и у его оконечности находится о. Тюлений (на карте он не виден)

Карта о. Сахалин — в его средней части выделяется большой залив — это залив Терпения. Узкий полуостров — это п-ов Терпения и у его оконечности находится о. Тюлений (на карте он не виден). Фото: из открытых источников

Поиски

8 ноября командир Владивостокского порта контр-адмирал Ермолаев послал телеграмму в Санкт-Петербург: "Шхуна "Крейсерок" еще не возвратилась, начинаю беспокоиться, прошу исходатайствовать разрешение послать пароход Доброфлота "Владивосток" до Тюленьего острова". Через два дня министр дал разрешение и 12 ноября "Владивосток" вышел для поисков. 

27 ноября командир парохода сообщил о том, что последний раз "Крейсерок" видели около Крильонского маяка, куда шхуна, по сведениям смотрителя, заходила 25 октября (пришла в 7 часов утра, ушла — в 8 вечера). Шхуна была в полном порядке. Что произошло дальше, неизвестно, остается строить догадки. Одна из версий гласит о том, что бывший капитан "Генриетты" Декстер решил отомстить русским за понесенные убытки, поднял на судне бунт и в условиях штормовой погоды и беспорядка на шхуне, она потерпела крушение и затонула.

Команда парохода "Владивосток" осмотрела о. Тюлений и залив Терпения. Там были обнаружены обломки шхуны "Роуз" и найдено тело лейтенанта Налимова. Капитан "Владивостока" также сообщил, что в лазарете поста Корсаковский находится единственный спасшийся с "Роуз" — квартирмейстер "Крейсерка" Василий Корсунцев.

Эта информация вызвала тревогу и недоумение у командования. Посыпались запросы и телеграммы. Ситуацию удалось прояснить лишь после того, как командир парохода привез копию протокола опроса Василия Корсунцева. Из протокола: 

"9 ноября 1889 года в 7 часов вечера доставлен в пост Корсаковский человек, назвавший себя квартирмейсером Сибирского флотского экипажа Василием Николаевичем Корсунцевым, который заявил, что он находился на арестованной американской шхуне "Роза", потерпевшей крушение у мыса Терпения. При осмотре Корсунцева у него оказались обмороженными ноги. На следующий день при опросе Корсунцев показал: "Военная шхуна "Крейсерок" 13 июня сего года высадила на Тюлений остров отряд, состоявший из меня и четырех матросов Сибирского флотского экипажа: Тихона Зеленкина, Ивана Кряжева, Дмитрия Белкина и Ивана Судакова; я был назначен старшим этого отряда и отряду приказано было оберегать котиковые лежбища от хищнической охоты на котиков. С 7 октября мы замечали, что около острова ходит какая-то шхуна, а 13 октября к острову подошел "Крейсерок". Шхуна, которую мы замечали 7 октября, в это время была с другой стороны острова и я начал делать знаки об этом командиру "Крейсерка". Знаки эти на "Крейсерке" заметили, он обошел на другую сторону острова и погнался за шхуной". 

15 октября браконьерскую шхуну удалось догнать и арестовать. Ею оказалась "Роза". На "Крейсерок" были отправлены командир шхуны и пять человек матросов-американцев [еще трое американцев были арестованы на берегу]. На "Розе" остался лейтенант Налимов, который по приказанию командира "Крейсерка" принял командование шхуной и с ним я и четыре матроса: Тихон Зеленкин, Иван Кряжев, Иван Трапезников и Павел Савин; кроме того на шхуне находилось восемь человек из экипажа этой шхуны. 

"Крейсерок" снялся и пошел в море; следом за ним, идя ему в кильватер, пошла и наша шхуна. Часов в 11 ночи виден был огонь с "Крейсерка", а затем огонь скрылся. Когда я об этом доложил командиру, то он сказал: "как-нибудь проходим до утра". Командир все время сам стоял на компасе, который очень плохо показывал; вероятно, американцы его испортили. В три часа ночи шхуна с полного хода села на подводный камень и сразу дала течь по килю; в это время ветер сильно засвежел. Как только шхуна села, пробовали сниматься и ставили все паруса, но шхуна не сошла с камня. Ее сильно било о камень, корму разбивало волнами и заливало водой. Когда убедились, что шхуну нельзя снять, то начали спускать шлюпки.

Первую шлюпку, как только спустили, сейчас же залило волнами. Затем спустили вторую шлюпку и в нее сейчас же бросились американцы и один наш матрос Кряжев. В это время я увидел, что матрос Трапезников стоял и ничего не делал; я его спросил: "отчего ты не работаешь?", он ответил: "меня американец зарезал, ударил ножом в горло". 

Шлюпка, на которую сели американцы и матрос Кряжев, оттолкнулась от шхуны и мы видели, что она благополучно вышла. Командир не захотел сесть в эту шлюпку, хотя и успел бы это сделать, а остался на судне, причем говорил, что он не оставит судна, с ним осталось и нас четверо. До рассвета мы просидели на шхуне, корму которой совсем разбило, держась за борта. Когда начало светать, мы увидели берег не более, как на версту от шхуны, а милях в 4-х виден был мыс Терпения. 

Когда стало светло, мы хотели спустить на воду последнюю шлюпку, оставшуюся на шхуне, но не могли этого сделать и шлюпку перевернуло вверх килем. Когда шлюпка была унесена, мы сделали из гиков плот. Командир первый взялся за конец и начал спускаться на плот; в это время подошедшей волной накрыло нас и сбило с ног на палубу, а командир выпустил из рук конец и упал за борт и тут же его отнесло зыбью от шхуны. После этого только раз показалась из воды голова командира и он утонул. 

...мы не захотели спуститься на плот и рассудили ожидать, пока совсем разобьет шхуну, думая спастись на обломке палубы. Ветер все свежел и около полудня 16 октября мачты упали, шхуну, разбив окончательно, снесло с камня на глубину, где и затопило... часть разбитой палубы, отделившись от корпуса, плавала на поверхности; я, раненый Трапезников и Зеленкин держались на ней, а Савин ухватился за обломок борта и тоже держался на нем. 

Держась на обломке палубы, мы видели, что приходил "Крейсерок" по направлению к Тюленьему острову и начали подавать знаки, но с "Крейсерка" нас не заметили, вероятно потому, что наш плот не виден был в волнах. Трапезников вскоре умер и мы его привязали к плоту. Под вечер нас несло на гряду и смыло волной всех с нашего плота… Когда совсем стемнело, меня прибило к берегу, ветер начал стихать и я вышел на берег и лег в траву, тут я немного отдохнул и пошел берегом к мысу Терпения. 

По берегу... мне попадались обломки разбитой шхуны и шлюпок. Вскоре я увидел огонь и начал кричать, но не мог докричаться и сел в траву, где просидел до рассвета. Когда совсем рассвело, утром 11 октября накрыл туман и пошел дождик, так что ничего не было видно на море. Весь день 17 октября я проходил по берегу и вышел на мыс Терпения, на восточном берегу этого мыса мне попалась необитаемая юрта, в этой юрте я ночевал. На утро 18 октября я оставил юрту и пошел по берегу, шел весь день и ночь. Утром 19 октября встретились два орочена охотника, они покормили меня". 

Тайна гибели "Крейсерка"

На этом показания Корсунцева заканчиваются, но вопросы остались и главным из них был: куда делся "Крейсерок"? 

Через месяц этот вопрос был разрешен. В конце ноября 1889 года обломки "Крейсерка" были обнаружены японцами на северо-западном побережье Хоккайдо у небольшого селения Ваканаи. Об этом сообщили в русскую дипломатическую миссию, а оттуда в эскадру Тихого океана, которая зимовала в Нагасаки. Командующий эскадрой контр-адмирал Владимир Шмидт (дядя знаменитого лейтенанта Шмидта) послал в Ваканаи лейтенанта Бухарина и еще нескольких моряков установить, действительно ли обнаруженные останки судна принадлежат пропавшему без вести "Крейсерку"? К месту кораблекрушения наши моряки добрались с трудом в связи со снегопадом. Там нашли доску, на которой значилось имя корабля: "Крейсерок". На берегу лежал вмерзший в снег труп человека в форме русского моряка, по татуировке на руке которого было установлено, что это матрос Федор Иванов. Японцы передали россиянам Андреевский флаг с "Крейсерка" и кое-какие вещи, обнаруженные на побережье после крушения шхуны. 

По мнению местных жителей, русское судно погибло в результате обледенения, чему способствовал сильный шторм со снегопадом. Однако истинная причина гибели шхуны так и осталась тайной. Вполне возможно, что капитан Декстер попытался захватить свое бывшее судно. По крайней мере, об этом во Владивостоке много говорили и писали в местной прессе. 

 Память

В 1890 г. Морское собрание приняло решение поставить во Владивостоке памятник экипажу шхуны "Крейсерок". Средства собирали на добровольные пожертвования и строительство затянулось на семь лет. Памятник был создан по типу памятника клиперу "Опричник" в Кронштадте, автором которого был петербургский художник Лавров. Клипер"Опричник" служил на Дальнем Востоке и, как "Крейсерок", пропал без вести в 1861 г. Памятники похожи, но есть и отличия. Памятник "Опричнику" выполнен из двух гранитных глыб, а памятник "Крейсерку" из 22 блоков розового гранита, добытых на Русском острове и символизирует 21 человека погибшего экипажа и командира "Крейсерка" Сергея Россета, погибшего в 1888 году.

Памятник экипажу шхуны Крейсерок, изначальный вид, 1910 г.

Памятник экипажу шхуны Крейсерок, изначальный вид, 1910 г.. Фото: из открытых источников

Мемориал в честь экипажа "Крейсерка" стал первым памятником, сооруженным во Владивостоке, но открыт был вторым. Приемка памятника прошла в мае 1897 года, но открытие было отложено до осени, так как одновременно строился монумент адмиралу Г.И. Невельскому и власти посчитали, что памятник адмиралу является более значимым. 26 октября был открыт памятник Невельскому, а на следующий день, 27 октября 1897 года — памятник "Крейсерку". 

Реставрация памятника в 1982 г. На памятнике был установлен якорь Холла, вместо оригинального адмиралтейского якоря

Реставрация памятника в 1982 г. На памятнике был установлен якорь Холла, вместо оригинального адмиралтейского якоря. Фото: из открытых источников

В годы советской власти памятник "Крейсерку" был осквернен: венчавший его адмиралтейский якорь убрали и на постамент водрузили статую В.И. Ленина. В таком виде памятник простоял до 1962 года, когда было решено его восстановить. Советская реставрация была выполнены небрежно и на памятник установили не тот якорь — вместо адмиралтейского поставили якорь Холла. В 2008 г. памятник был реставрирован в прежнем виде за исключением одной детали — до сих пор не восстановлена мемориальная доска с именами погибших моряков. Оригинальная табличка утрачена, а документы со списком экипажа затерялись в архивах. Остается надеяться, что рано или поздно они будут найдены и памятник обретет первоначальный вид. 

В 2008 г. памятник был восстановлен

В 2008 г. памятник был восстановлен. Фото: из открытых источников

231437
Это интересно