История Приморского края — это не просто собрание неких фактов и раритетов, которые наполняют музейные залы, научные фолианты и школьные учебники. История Приморского края — это великие уроки любознательности, терпения и трудолюбия, которые передали первопроходцы и первостроители последующим поколениям. Одним из таких уроков является Владивостокская крепость. Созданная для того, чтобы охранять город от возможных врагов с моря, она теперь выполняет функцию охранителя истории Приморского края, привлекая к себе всё большее внимание людей разных поколений. И тех, кто живет во Владивостоке, и тех, кто приезжает полюбоваться на столицу Дальнего Востока из других регионов России.
Неслучайно 2024 год планируется объявить в Приморском крае Годом Владивостокской крепости. При этом с сентября 2023 года по декабрь 2024 Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и Благотворительный фонд развития музеев Дальнего Востока и Сибири проведут масштабный фестиваль "Владивостокская крепость" (6+).
О значении Владивостокской крепости для современных жителей Приморья "Информационное агентство PrimaMedia" побеседовало с экскурсоводом Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Ларисой Дударовской.
— Лариса, скажите, ведь на ваших экскурсиях по Владивостокской крепости бывают дети, подростки?
— Конечно, приходят. Сейчас начнется учебный год, и опять будут приезжать классами, благо работает программа Пушкинской карты, а с этого года Арсеньевской карты. Для детей походить по этим подземельям — это настоящий квест. И, казалось бы, эти километры подземелий могут напугать ребенка, но я обращаю это в игру, мол, мы вырабатываем в себе такое качество, как храбрость. Мы преодолеваем трудности и осознаем, что вообще-то это очень интересно, когда ты можешь с помощью подземных ходов незаметно перемещаться и оказываться совершенно в другом месте. И дети принимают эту игру.
Если в группе ребята постарше, ты обращаешь их внимание на то, как работает физика. То есть ты как экскурсовод сам находишься в поиске, размышляя, что бы еще найти такого, чтобы заинтересовать разные категории людей, и взрослых, и детей.
А дети — это такой разряд посетителей, который не обманешь, с ними нужно вести себя предельно искренне, они должны видеть, что и мне интересно то, о чем я рассказываю. И вот вместе с ними ты начинаешь исследовать, задаешь им разные вопросы, на которые они пытаются ответить.
И поэтому экскурсия по Владивостокской крепости — это даже не про то, что ты даешь какую-то информацию, сухая информация там не воспринимается. И вот наша задача, экскурсоводов, заключается в том, чтобы у ребят в памяти запечатлелось, что Владивостокская крепость — это интересно.
— И тогда, когда они подрастут, то и дальше захотят что-то исследовать? И не только крепость. В Приморье ведь есть и другие интересные исторические места?
— Конечно. И не только исторические. Можно исследовать и природу, и географию, и флору, и фауну. Тут, что ни копни, открывается целый космос.
— А такое чувство, как гордость за дела предшественников, у детей, посещающих Владивостокскую крепость, появляется?
— У любознательных определенно. Как правило, это детишки, которые растут в семьях, где родители сами где-то побывали и могут об этом интересно рассказать. Они и сами тебе многое могут рассказать во время экскурсии. В компании с такими детьми и другие дети заражаются интересом к истории Владивостока и края.
— Можно ли назвать Владивостокскую крепость предметом гордости тех, кто живет в городе? Ведь нигде в мире, кажется, такого нет?
— Да, это последняя подобная морская крепость с такими мощными бетонными сооружениями. Первая мировая война вообще изменила концепцию войны: появились самолеты, танки, химическое оружие, и поэтому больше таких крепостей не строили.
Владивостокская крепость, она, конечно, дает очень многое пищи для размышлений. И рождает гордость за то, что русские вообще-то могут многое.
И если смогли тогда, то возникает вопрос к себе. А сейчас мы что можем или нет? Я об этом всегда говорю с подростками. Владивостокская крепость — эта история больше про нас, про то, как важно заниматься любимым делом в жизни.
Потому что те военные инженеры, которые ее воздвигли, всей душой любили свое дело. И то наследие, которое они нам оставили, — как раз свидетельство того, что у каждого человека есть свои таланты, свои способности. И не надо бежать за модой. Надо постараться стать мастером в том деле, которое тебе дано. Но это конечно, в идеале. Такая мечта о том, что если каждый будет классно заниматься тем, что ему предназначено, то мы все будет жить полной жизнью. Вот так капелька по капельке заряжаться духом созидания. Я всегда об этом говорю. И у многих глаза загораются.
— А вот интересно, люди, которые приезжают из других регионов России, гости нашего края, они приходят на экскурсии по Владивостокской крепости?
— Да. Мы уже второе лето наблюдаем наплыв туристов из европейской части России. Их либо группами везут на объекты, либо они приезжают сами. И, конечно, смотришь, с каким выражением глаз они заходят в подземелье и с каким выходят. И когда потом спрашиваешь у тех, кто приехал в город впервые: "Как вам Владивосток?", они отвечают: "Мы не думали, что Владивосток такой!" А какой именно "такой", объяснить не могут. Ну, "такой" — и всё, никаких слов больше, одни эмоции. Понятно, что осмысление придет потом. Но впечатление останется.
И точно так же бывает, когда мы заходим на объект.
Ну, крепость. Ну, форт. Но вот мы спускаемся на несколько этажей под землю, ходим этими подземными коридорами, и когда я говорю, что это лишь один форт, а всего их 16, люди задумываются: "Ничего себе!" И это их впечатляет.
— А как у вас самой возник интерес к Владивостокской крепости?
— До того, как перейти непосредственно во Владивостокскую крепость, я несколько лет работала в главном корпусе экскурсоводом. Но наступает момент, когда хочется кардинально сменить направление.
И когда появилась такая возможность в виде Владивостокской крепости, конечно, все внутри загорелось. Потому что это была мало знакомая история, почти еще не раскрытая для людей. И, конечно, самой мне было интересно это все узнать, "распаковать". И по мере того, как я узнавала о крепости всё больше и больше, мне очень хотелось поделиться знаниями с другими.
— Какое открытие было самым главным лично для вас?
— Какое? Наверное, то, что крепость — это не про войну, а про людей. Про людей на такой далекой окраине, где надо было создавать всё практически с нуля. Это история про то, что мы живем в месте, где постоянно надо делать выбор.
И вот эти люди, которые строили крепость — командиры, инженеры, строители, солдаты, — этот выбор сделали. И с чем они сталкивались при этом? Какие качества характера проявляли?
И вот точно так же проявление этих качеств очень много говорит о людях, которые сейчас живут здесь и делают выбор в пользу того, оставаться или уезжать. То есть это еще и история про то, как находить в себе силы и ресурсы жить в том месте, где ты живешь.
Край у нас божественно красив, прежде всего природой. И человек здесь может красиво проявиться.
Владивостокская крепость — это очень красивая история про то, как люди проявляли себя. Потому что, именно делая выбор, они раскрывали себя. Ведь можно и продремать всю жизнь. Но ты живешь в месте, которое вынуждает тебя постоянно делать выбор, всё время что-то преодолевая и раскрывая в себе. Говорят, что на Дальнем Востоке живут люди с сильным характером. А тут по-другому и не получается.
— Выходит, изначально крепость имела военное значение, но с течением времени приобрела какую-то ментальную значимость?
— На экскурсиях я люблю рассказывать, что древнеримский архитектор Витрувий сформулировал три критерия, по которым можно оценивать любое архитектурное строение: польза, прочность и красота.
И, конечно, очень интересно, как эту формулу можно применить к Владивостокской крепости. Польза была — на город с моря не нападали. Прочность мы видим своими глазами и ощущаем своими ногами, когда оказываемся на объектах. А сейчас возникает ощущение красоты в чисто визуальном плане, когда ты смотришь на форты, вписанные в пейзаж, в рельеф. Это, как бы сказали сейчас, биологический стиль архитектуры.
Тогда этого добивались военные инженеры, чтобы маскировать крепость. А теперь открывается какая-то новая сторона. Действительно, красота крепости многогранна. Это и природная история, и человеческая история. И сейчас мы открываем для себя, что Владивосток — очень красивое место. Сюда стоит приехать.
В последнее время нас все время посещают высокие гости. Им показывают объекты крепости сверху, с высоты, с вертолета, чтобы объять необъятное.
Но гораздо важнее, как мне кажется, чтобы люди, которые здесь живут, понимали ценность того, что у них есть. Не так много еще людей понимает, чем мы владеем. И это неудивительно, потому что город долго был закрытым. И Владивостокская крепость изучается не так давно. Вот сейчас наш музей занимается популяризацией крепости, стремится к тому, чтобы как можно больше людей узнавали о ней. И фестиваль "Владивостокская крепость", я думаю, поможет в этом.
Всё складывается постепенно. Знаете, как круги по воде ширятся? И вот рождается город, память о городе. Это надо взращивать. Об этом надо рассказывать. И тогда постепенно, шаг за шагом, ты понимаешь, как всё начиналось. И ты поражаешься. И продолжаешь удивляться.
Мне кажется, что, когда строители создавали эту крепость, они в прямом и переносном смысле врезáлись в эту скалу, чтобы русские здесь остались навсегда. И вот Россия присоединила этот край, закрепилась здесь и творила что-то хорошее, достойное. И мы, в общем-то, должны быть сами достойны этого.
Владивостокская крепость — это история нашего наследства. Она помогает вспомнить. И это то, что нам всем нужно сейчас.
Я хочу, чтобы люди здесь укоренились, чтобы молодежь не уезжала. Чтобы усилия первопроходцев, первооткрывателей и первостроителей не пропали впустую. Чтобы всё это продолжалось.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.