"Вкалывают роботы, а не человек" — эта строчка пока остается романтическим домыслом из советского фантастического фильма. В сентябре 2019 года АО "Восточный порт" запустило третью очередь специализированного угольного комплекса — крупнейший частный портовый проект на Дальнем Востоке практически со стопроцентной автоматизацией. Электромеханик СЦБ в АО "Восточный Порт" Василий Дзина, проработавший на предприятии 37 лет, на своем опыте знает, что автоматизация невозможна без чуткого участия профессионала. В интервью как раз с таким профессионалом мы поговорили о том, почему важно постоянно учиться, и о том, как важно и отдыхать.
Электромеханик СЦБ Василий Дзина. Фото: ИА PrimaMedia
— Василий Николаевич, как вы пришли в Восточный Порт?
— Я с детства предполагал, что буду заниматься техникой. У меня перед глазами был пример старшего брата. К тому же, я вырос на побережье и точно знал, что моя работа будет так или иначе связана с морем. Конечно, в молодости были другие романтические идеи — очень хотелось поработать на севере. Но после окончания вуза судьба меня забросила в Приморье. По распределению попал сначала во Владивосток, потом — в Большой Камень. По истечению трех лет принял самостоятельное решение о том, где трудиться, выбрал Восточный Порт. Здесь сплелись все мои желания — и море, и большое количество современной техники, которую раньше нигде не видел. Занимался энергохозяйством с 1985 года. Если посчитать, то уже 37 лет отдал предприятию.
Электромеханик СЦБ Василий Дзина. Фото: ИА PrimaMedia
— Как изменился за это время объем хозяйства, за которое вы отвечаете?
— Все менялось эволюционным путем. Задачи оставались прежними, а вот само оборудование обновлялось. Порт ведь постоянно модернизировался. Ничто не стояло на месте, как, в прочем, и сейчас. В основном, я работал на угольном комплексе. Моя специализация — энергетика, а она связана со всеми структурами ППК-3, в том числе и с железной дорогой. Когда началось строительство третьей очереди, я принимал активное участие в процессе. Да я и вторую очередь строил. Только первую пропустил — еще школьником был. В ходе строительства третьей очереди было введено практически все, что касается электрики железной дороги. Я участвовал в строительстве контактной сети, стрелочных переводов. После окончания строительства железнодорожного парка "Новый" пришел сюда работать. Тут практически 100-процентная автоматизация. А у меня — огромный опыт работы с автоматикой. Приходилось здесь еще до прихода текущего персонала запускать и освещение, и дизель-генераторы, настраивать насосные станции. Потом уже, когда пришли специалисты-железнодорожники, вместе с ними настраивали железнодорожную автоматику.
— Можете рассказать, что требует к себе особого внимания?
— Здесь каждая деталь требует особого внимания. Это большой комплекс, в который входит и прием железнодорожного состава, и поддержание путей, и, соответственно, контактная сеть энергоснабжения и то, чем сейчас занимаюсь, СЦБ — система централизации и блокировки. Она включает в себя обеспечение безопасности приема поездов и распределение их по путям, учет подвижного состава по вагонам, марке и так далее.
— Сейчас бытует мнение, что благодаря автоматизации скоро будет как в песне "вкалывают роботы, а не человек". Фантазии, конечно. На ваш взгляд, почему без человека все равно не обойтись и, в целом, ничего и работать не будет?
— Без человека никакая техника никогда работать не будет. Она выходит из строя, устаревает. Робот может работать только по программе. А если программа дала сбой? Робот сам себя не ремонтирует, не заменяет элементную базу. Автоматика — это инструмент, требующий тонкой настройки и мастерства от людей, которые им владеют. Конечно, могут скоро внедрить что-то такое, что робот сам может программу поменять согласно задаче или сиюминутной потребности. Но электронные компоненты робот не заменит. Все это ложится на плечи энергетиков. Они контролируют работу, исправность электроники. Все неполадки устранит только человек, только профессионал, который точно знает, что надо и как надо, и имеет не искусственный интеллект, а настоящий — любопытный, дотошный, способный на нестандартное мышление.
— Василий Николаевич, можете рассказать о вашем обычном трудовом дне?
— С утра, как правило, узнаешь от дежурного станции о всех неисправностях — были ли выходы из строя или какие-то неполадки, которые контролирует автоматическая сигнализация. Выбираешь информацию, потом идет планерка по приоритету работ. Основная работа СЦБ — работа по графикам. Предупреждение аварийных ситуаций и выявления тонких мест, где они могут возникнуть.
— Как автоматика узнает, какой узел в механизме не исправен?
— Сейчас все контролируется элементной базой. Это и микропроцессорная, и релейная техника. Она контролирует состояние рельс, положение стрелочных переводов, светофоров. Если они не стабильно работают, это отображается на мониторах, фиксируется дежурным станции. То есть уже известно, где возникла неполадка или неисправность. Мы находим неисправный компонент и либо меняем его, либо устраняем причины выхода из строя.
— Вы получаете удовольствие от работы?
— Основное удовольствие состоит в том, что скучно у нас не бывает. Постоянно приходится учиться. Все время задавать вопрос — почему тот или иной элемент вышел из строя, что к этому привело, искать первопричины. Это не рутинная работа. Это постоянное повышение квалификации.
— Мы побывали у вас в зале, где стоят шкафы с реле и микропроцессорами. Все выглядит так, будто в лаборатории или в научно-фантастическом фильме. И еще — ни пылинки, даже глазу было приятно смотреть. Тяжело поддерживать это все в таком состоянии?
— Тяжело, как и в любой профессии, когда ты пытаешься делать свое дело хорошо. Микропроцессоры для железнодорожной сферы — не такое уж новшество. Тем более, что сейчас появляются российские предприятия, которые разрабатывают подобную технику.
— Много уже здесь российской техники?
— Достаточно. Приборы состоят из элементной базы, но не все электронные компоненты выпускаются в России. Не секрет, что электроника у нас в стране немного отстает. Поэтому заводы закупают часть за рубежом. И на ее базе уже сами разрабатывают приборы, которые могут заменить, например, электромеханические реле на электронные. Отдельные приборы уже потихоньку внедряются. Движение есть. Рано или поздно, думаю, к этому придем.
— Какие основные качества требуются от вашей должности?
— Постоянная работа над собой.
— А как вы над собой работаете?
— Мне, в отличие от специалистов-железнодорожников, легче изучать СЦБ, поскольку в установке всей электроники и электротехники я участвовал напрямую. А вот то, что связано с железной дорогой — движение локомотивов, вагонов, поездов, мне приходится изучать в куда большем объеме, чем ребятам, которые работают по этой специальности. Это огромный и интересный пласт знаний.
— Как вы отдыхаете?
— Восточный Порт — это и природа, и погода, и море, и родное предприятие. Всё в одном. Далеко ехать не надо. Работу закончил, в этот же день — на море. Можно съездить в лес за грибами или на дачу.
— В этом году за грибами ездили?
— Регулярно бываю.
— Грибные места знаете?
— А что их знать? Рядом сопки — они все грибные. И экология тут хорошая. Со времен основания Восточного Порта и на протяжении всей его деятельности акватория бухты Врангеля всегда была богата морскими обитателями: креветкой, гребешком и разными видами рыбы.