Как сделать так, чтобы история Приморья, являющаяся неотъемлемой частью истории России, помогла сформировать историческое сознание жителя Дальнего Востока, и какую роль в этом играет региональное отделение Российского исторического общества в Приморском крае, рассказывает заместитель председателя Совета отделения РИО в Приморском крае, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук Анатолий Савченко.
— Анатолий Евгеньевич, когда было создано отделение Русского исторического общества в Приморском крае?
— В мае 2016 года на базе Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. С момента создания им руководит директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, академик РАН, доктор исторических наук, профессор Николай Николаевич Крадин. А я с 2018 года являюсь его заместителем.
Помимо коллектива Института истории, в отделение входят представители Дальневосточного федерального университета, краеведы, учителя. То есть наша задача — объединить всех, кто так или иначе вовлечен в процесс изучения, популяризации и преподавания истории в Приморском крае.
— Преподавание истории сегодня — это очень важная тема, поскольку мы столкнулись с тем, что незнание истории своей страны, истории своей края может иметь самые плачевные последствия. Если человек не знает истории своей страны, не знает ее традиций, то ему как бы защищать нечего. Он живет с чистого листа, только для себя. Что вы думаете по этому поводу?
— Как вам сказать? Не зря говорят, что история — это политика, обращенная в прошлое. В истории всегда есть богатое поле для различных интерпретаций, точек зрения. Современность всегда влияет на оценку событий прошлого, и так было и будет всегда.
Возьмем новейшую историю России, которая мне наиболее близка. Можно наблюдать, как за последние 20 лет менялось отношение к такому событию, как распад Советского Союза и к советскому прошлому в целом.
И здесь важно пройти по этой тонкой линии, сохраняя, с одной стороны, объективность, основанную на исторических фактах, а с другой — свободу для дискуссии и многообразия мнений.
Одна из главных задач Российского исторического общества и его отделения в Приморском крае — объективное осмысление истории, создание соответствующего контента: учебников, научной литературы, поддержка научных мероприятий, внедрение научных результатов в образовательный процесс, причем не только в университетах, но и в школах.
Одно из важных направлений нашей деятельности — это взаимодействие с учителями истории. Ежегодно мы проводим методические сессии учителей истории и обществознания. Члены отделения читают лекции с целью перенесения новейших научных результатов в образовательный процесс в школе. Ведь именно школа — это база исторического образования, исторического сознания, исторического воспитания, именно в школе всё это и формируется. А университет — это уже следующая ступень.
— Вот вы сказали о поддержке научных мероприятий, и мне сразу вспомнилась Всероссийская научная конференция с международным участием "Гражданская война на Дальнем Востоке России: окончание, итоги, последствия" (12+), которая прошла в октябре 2022 года во Владивостоке. Напомню читателям, что одним из ее организаторов как раз выступило Российское историческое общество. Это ведь было крупное мероприятие, собравшее ведущих ученых-историков со всей России?
— Да. Я вообще считаю, что эта конференция на сегодняшний день является одним из самых масштабных и главных событий в деятельности приморского отделения Российского исторического общества. Большую роль сыграло и то, что нам удалось привлечь внимание краевой власти и хорошо поработать в медийном пространстве, благодаря журналистам, заинтересованным в подготовке материалов на тему истории Приморья.
— Что-нибудь подобное еще планируется?
— В 2024 году во Владивостоке должно состояться большое научное событие — XIV съезд Общества востоковедов России (12+). Мероприятие, надеемся, также пройдет при поддержке Российского исторического общества, и мы проведем съезд на таком же высоком уровне, на котором прошла конференция по Гражданской войне.
— Востоковедение всегда было в чести во Владивостоке. Люди, интересующиеся историей образования в Приморье, знают, что первым высшим учебным заведением на российском Дальнем Востоке стал Восточный институт, который был открыт в 1899 году. Институту была поставлена задача по подготовке специалистов по восточным языкам — китайскому, японскому, корейскому и монгольскому языкам, а также по истории, географии и праву Кореи, Японии и Китая. К сожалению, многие сейчас об этом даже не слышали.
И вообще сегодня одним из популярных мемов в соцсетях и на телевидении становится уличение молодежи в незнании истории. Выглядит это очень смешно, но на самом деле, как мне кажется, тут не до смеха. И возникает вопрос: эти молодые люди, они ведь учились в школе, и им что-то рассказывали на уроках. Почему они не усвоили настоящую историю? Как так получилось?
— А где сейчас молодежь черпает информацию? Всё-таки, я думаю, 90% это не книги, не вузовские учебники и даже не школьные учебники. Это Интернет и различные интерпретации исторических событий, которые появляются в нем, формируя большинство контента.
Я не скажу, что я большой специалист в этой области. Но я вижу, что в основном контент составляют различные короткие видео. У людей вообще изменилось восприятие информации. Для них долгий текст — это априори утомительное чтение. Им легче усваивать короткую информацию, уже переработанную и поданную в определенном ключе.
Хотим мы этого или нет, но это реальность, с которой необходимо считаться. Я сомневаюсь, что сейчас можно заставить молодежь массово читать исторические книги. Поэтому нам тоже надо активно создавать свой видеоконтент и идти с ним в Интернет, в социальные сети. Сейчас от этого никуда не деться.
— Речь идет о видеороликах на историческую тему длинной не более 30 минут?
— Если мы говорим о научно-популярном изложении истории, то здесь важно научиться коротко и просто рассказывать молодежи о достоверных исторических событиях. И это относится не только к преподавателям, но и к ученым-историкам. Это один из вызовов, которые стоят перед нами.
— А какие формы научно-популярных рассказов об истории могут быть?
— Я думаю, самые разные. Одно из направлений, которое мы намерены освоить вместе с советом молодых ученых ДВО РАН при продержке приморского отделения РИО, — это проведение научно-популярных семинаров для студентов, которые интересуются историей как предметом исследования.
У нас есть сайт, который мы стараемся развивать и делать более интересным за счет познавательного контента.
Другое направление — это создание открытых онлайн-баз данных по интересным историческим событиям. Сейчас при поддержке Российского исторического общества и Фонда "История Отечества" мы делаем онлайн-портал, посвященный истории Байкало-Амурской магистрали (6+). В следующем году БАМу исполняется 50 лет, и мы намерены собрать, на портале, во-первых, все актуальное, что есть в интернете о БАМе, и, во-вторых, оцифровать все имеющиеся научные и публицистические материалы.
То есть сделать так, чтобы этот портал был интересен как исследователям, занимающимся этой темой, так и пользователям, которые увлекаются историей Дальнего Востока.
— Скажите, а какие страницы истории Приморья могли бы стать похожим проектом?
— Надо подумать. У нас тоже были свои стройки. Первое, что приходит на ум, это порт Восточный, который, кстати говоря, был привязан к Байкало-Амурской магистрали.
— А стройка объектов саммита АТЭС-2012?
— Пожалуй. Такой же страницей, допустим, могло быть создание нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан — Козьмино. В Приморье довольно много проектов, которые заслуживают внимания.
Вот, например, Владивостокская крепость, если говорить о начальных страницах истории города и края. Здесь можно было бы сделать очень интересную базу данных, визуализировать ее и тем самым привязать к современному туризму.
Я думаю, что, делая подобные проекты, если мы берем их не как строго научные, а еще и общественные, рассчитывая на определенный резонанс, нужно взаимодействовать с органами власти. Однако инициатива всё-таки должна исходить от нас. В любом случае, масштаб таких проектов будет нарастать по мере приобретения нами опыта их реализации.
— Следующий год в Приморье планируется объявить Годом Владивостокской крепости. Собирается ли Российское историческое общество в лице отделения в Приморье принимать участие в мероприятиях, приуроченных к этому событию?
— Безусловно, я думаю, мы примем участие в этих мероприятиях. Тем более что у нас есть специалисты, которые активно интересуются историей Владивостокской крепости. Мы готовы сделать всё, что зависит от Российского исторического общества, от нашего регионального отделения, для популяризации этого памятника. То есть у нас есть понимание важности этого символа Владивостока и Приморья.
— Но это будет в следующем году. А чем был и еще будет отмечен этот год?
— Каждый год мы реализуем один-два проекта. В этом году у нас получилось три. Один из них — Выставка, посвященная 70-летию образования Дальневосточной археологической экспедиции (12+), второй — портал, посвященный Байкало-Амурской магистрали, и третий — большая международная конференция (12+), посвященная 125-летию Харбина. Она будет проходить в Благовещенске, Хэйхэ и Харбине.
— В заключение нашей беседы хотел бы всё-таки вернуться к вопросу изучения истории в средней школе. Согласитесь, очень важно, чтобы ребята, живущие в Приморье, знали о своем крае как можно больше. А неплохо было бы, например, чтобы в ЕГЭ присутствовали вопросы, связанные с историей Приморского края, то есть так называемый региональный компонент? Может, это заставило школьников обратить внимание на историю своего края?
— Развитие регионального образовательного компонента постоянно в сфере внимания и деятельности Российского исторического общества. Наверняка вы знаете, что появился учебник по истории Приморского края. Однако, как я понял после общения с учителями, вовлеченными в деятельность приморского отделения РИО, постоянно ощущается нехватка учебных часов для работы с этим учебником. Нет понимания того, как учебник гармонично включить в программу. Он изучается как бы факультативно.
С другой стороны, если мы вообще говорим о сохранении численности населения Дальнего Востока, о том, что люди не должны отсюда уезжать, то мы должны говорить и важности формирования соответствующего исторического сознания.
У жителей Дальнего Востока, Приморья должно быть понимание того, как мы здесь появились, как мы этот регион осваивали, сколько сил и труда вложили в его освоение и защиту, какова миссия страны на этой территории, и какую роль край и Дальний Восток в целом играют в обеспечении будущего России.
И вот именно школьное образование — один из главных путей формирования такого исторического сознания. Поэтому нужно реально работать над внедрением регионального компонента в изучение истории в школе и над его имплементацией в экзаменационную программу.
— Может быть, следует подумать о проведении олимпиад по истории Приморского края и о получении дополнительных баллов при поступлении на профильные специальности?
— В этом году приморское отделение Российского исторического общества проводит конкурс сочинений среди школьников старших классов к юбилею Приморского края. Мы стараемся придать этому краевой масштаб. И запланировали, что наши сотрудники в преддверии конкурса посетят школы с популярными открытыми уроками, с тем чтобы заинтересовать детей.
И у них потом будет еще около месяца на написание сочинений. И, соответственно, мы в Российском историческом обществе эти работы оценим. Пригласим на торжественную церемонию подведения итогов самих ребят, постараемся привлечь к этому и правительство края.
Как видите, в рамках наших возможностях мы стараемся проводить такую работу. Но, конечно, есть мысль о том, чтобы договориться о прибавлении одного-двух баллов для победителей конкурса. Подобная мысль звучала и от наших коллег, тем более что в этом случае школы будут более заинтересованы в участии в таких конкурсах.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.