Все чаще смелый подход и умелая организация превращают заброшенные здания в общественные пространства, куда люди устремляются в свободное время, чтобы пообщаться с единомышленниками и вместе творчески взаимодействовать. Для таких мест даже есть свой термин — "третье место". И будущее как раз за ними, а не за "надоевшими всем нафталиновыми музеями". К такому мнению пришли участники секции "Третье место: опора для бизнеса или туристическая достопримечательность?" в рамках Восточного экономического форума (+16), который проходит на острове Русский во Владивостоке, передает корр. ИА PrimaMedia.
Концепция, меняющая городское пространство, впервые была изложена в книге американского социолога и антрополога Рэя Ольденбурга "Третье Место". Первым местом он называет дом, где человек живет. Второе место — рабочее, где люди проводят большую часть своего времени. А третье — место притяжения людей, которое способствует их творческому взаимодействию. "Здесь рождаются смыслы, возможности и формируются сообщества", — пишет автор.
Первый на Дальнем Востоке креативный кластер находится в Якутске и называется "Квартал труда". Он объединяет резидентов, работающих в области IT, кино, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшена. Его креативный директор Ольга Антипина рассказала, что "Квартал труда" — это некогда заброшенное здание бывшего мясокомбината. Сейчас на 14 тысячах кв.метрах пространства проводятся выставки, концерты, даже кино полного цикла снимают.
Ольга Антипина. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
В Амурской области тоже воплощают в жизнь такую идею. Креативный кластер тут планируют открыть уже в 2026 году. По словам руководителя регионального центра развития территорий Петра Стрельца, в настоящее время они дорабатывают мастер-план, который в понедельник, 11 сентября, будет презентован президенту РФ Владимиру Путину.
"Мы нашли заброшенные казармы на территории министерства обороны, это историческая часть города Благовещенска. И чтобы их спасти — а военное ведомство хотело обустроить здесь бассейн, — подали заявку в Минкультуры на организацию здесь креативного кластера "Казармы", и наш проект одобрили", — отметил Стрелец и пообещал на следующем Форуме поделиться дальнейшим опытом создания объекта с нуля.
Петр Стрелец. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Генеральный директор творческого индустриального кластера "Октава" Дмитрий Барсенков заметил, что они тоже отнюдь не "маленькая точка на обочине Тулы". Создано их пространство частным инвестором и соседствует через стенку с действующим электроакустическим заводом. Тем самым, который выпускал микрофоны для старых дисковых телефонов. Кластер "Октава" включает в себя музей станка и выставочное пространство, высшую техническую школу, лабораторию, библиотеку и студию звукозаписи. Он посоветовал коллегам относиться ответственнее к выбору партнеров.
Дмитрий Барсенков. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
"Я отказывал, например, табачным и ликероводочным компаниям, потому что считаю, что им не место в нашем кластере. Мы — это про развитие, у нас все-таки культурное учреждение, и резиденты должны быть соответствующие", — подчеркнул Барсенков.
Ученый Сергей Самойленко признается, что реализует особый продукт — восхищение. Ведь Камчатка — край вулканов, не восхищаться ими нельзя. Музей вулканов "Вулканариум" — очень крупный частный музей, и это их семейная история.
Сергей Самойленко. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
"Мы этот музей собирали для себя. Но сразу понимали, что нам интереснее не просто рассказывать о камнях и о том, что знают вулканологи о вулканах, а собирать вокруг себя единомышленников. Так на нашей площадке стали собираться бизнесмены, решающие социальные или общественные задачи, но методами бизнес-подхода. Сейчас самое хорошее время, когда что не сделай, все в новинку, все привлекает внимание. И музей стал третьим местом не только для людей, которые хотят посмотреть, что же еще есть на свете, но и для педагогов, которые проводят к нам своих учеников", — сказал Самойленко.
Несомненно, многие подобные точки притяжения серьезно пострадали во время пандемии. Участники дискуссии привели в пример ЦСИ "Заря" во Владивостоке, которая определенный период времени не была насыщена событиями, соответственно, сократился бюджет и персонал. "Такими силами невозможно делать заметные проекты. Даже если площадка 18 раз прекрасная, но находится далеко, у людей должен быть смысл туда приехать. Просто красивые стены не являются таким смыслом. Люди едут как сверчки на свет", — уточнил гендиректор тульского индустриального кластера.
Основатель единственного в мире Музея трепанга Дмитрий Павлов говорит, что расположение в центральной части Владивостоке "ударило" в пандемию и по ним: "Вы представьте, когда ранее к нам заезжало по 30-50 автобусов из Китая, а потом мы рады были и 30-50 людям. Но мы не закрылись, мы выжили, не без помощи государства, но выжили. Работаем уже два года на внутреннем рынке и стараемся коллаборировать с другими заинтересованными".
Участники секции в большинстве считают, что креативные пространства города не перезапустили, но людям тут точно нравится. Ну и история их не про бизнес. Аренда площадей является основным источником доходов, но выйти хотя бы в ноль очень проблематично.
Напомним, VIII Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 10-13 сентября 2023 года. Его девиз — "На пути к сотрудничеству, миру и процветанию". Деловая программа ВЭФ включает свыше 90 мероприятий по актуальным вопросам российской и глобальной повестки. Состоится более 400 выступлений спикеров, посвященных проблематике изменений, происходящих в мире, оценкам текущего положения дел в мировой экономике и промышленности, разработке новых логистических цепочек и промежуточным итогам комплексной работы по модернизации российского Дальнего Востока.