Загруженность портов, железных и автомобильных дорог создают серьезные неудобства не только бизнесу, но и жителям Приморского края. Кажется, еще немного, и все логистические цепочки просто рухнут от перегрузки. В рамках Восточного экономического форума (16+) эксперты обсудили механизмы, которые, как в долгосрочной перспективе, так и “здесь и сейчас” способны спасти Дальний Восток от логистического коллапса, сообщает ИА PrimaMedia.
Спикеры сессии “Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции” подтвердили, что глобальной проблемой Дальнего Востока все еще является неразвитость инфраструктуры и перегруженность портов. Восточный полигон ежедневно задыхается в грузопотоке, а недостаток мощности не дает бизнесу перевозить весь имеющийся груз без потерь.
В развитие железных дорог на этом участке уже было вложено более 25 миллиардов рублей. Генеральный директор ГК 1520 Алексей Крапивин отметил, что в 2022 году было решено за три года построить более 1600 км вторых путей, однако, как выяснилось, сделать это крайне трудно. Некоторые участки железной дороги проходят по Сибири, где из-за морозов грунт не поддается обработке, а техника перестает функционировать. Отдельной проблемой стал недостаток работников.
Расширение мощностей БАМа и Транссиба — один из самых важных и глобальных проектов в стране на сегодняшний день. Предполагается увеличение пропускную способности железной дороги и сокращение времени доставки грузов. Проект состоит из расширения мощностей трех участков маршрута: новые тоннели на участке Лена-Восточная — Таксимо и Таксимо — Новая Чара, а также новый тоннель и железнодорожный мостовой переход через р. Амур на участке Комсомольск —Сортировочный — Ванино.
Решить проблему перегруза железных дорог можно и другими способами, например, развивать альтернативные логистические цепочки. Так, в России имеют огромный потенциал, но все еще остаются неразвитыми, автомобильные и речные перевозки.
“Они [автомобильные дороги], по факту, есть. Вопрос только в том, как быстро мы их приведем в порядок, ведь нам особо новых дорог строить не надо, у нас основные коридоры транспортные есть. Стоит задача сейчас перевозить грузы. Понятно, что по автомобильной дороге сырье не повезем. Его можно везти только железнодорожным путем. Я имею ввиду уголь, руду. Конечно, нам надо развивать железные дороги, но вот сейчас быстрое решение — это автомобильные дороги”,
рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Он также отметил, что автодороги уже используются во внутренних и внешних перевозках, тем самым помогая разгрузить ж/д пути, однако пропускной способности имеющихся маршрутов не хватает, что создает коллапс в городах и за их пределами. Решением такой проблемы уже сегодня становится расширение дорог и строительство новых маршрутов в обход городов по всей России, в частности в Приморском крае.
”Проблемную” повестку разбавило заявление гендиректора ООО “Универсальная логистика” Ирины Ольховской о растущей мощности портов Дальнего Востока.
”Сейчас мощности портов — это 255 миллионов [тонн] при плане по пропускной способности 173 миллиона. <...>Уже сейчас запущено очень много портов, но объемы пока минимальные, они раскрутятся. К 25-27 годам уже мощность будет 370 миллионов. Это огромные цифры для экономики, потенциала экспорта и импорта”,
— сообщила она.
Товарооборот растет с каждым годом: по сравнению с 2018 годом контейнерооборот на импорт вырос в 3,5 раза, в экспортном выражении в 2,1 раза. Даже если мощность портов позволяет обрабатывать нарастающее количество товаров, железные дороги нуждаются в развитии, чтобы динамика была только позитивной без каких-либо трудностей.