Глава Приморья представил Владимиру Путину мастер-план развития столицы Дальнего Востока на VIII Восточном экономическом форуме (16+). Это событие открывает новые перспективы развития Владивостокской агломерации от промышленности до туризма. Мастер-план формирует понятные условия для привлечения государственных и частных инвестиций на территорию, создаёт возможности для самореализации людей, которые там живут, способствует становлению Владивостока, как логистического, туристического и культурного центра Азиатского макрорегиона. Документ увязывает между собой множество потребностей города и его жителей в единую канву, включая транспорт, социальную инфраструктуру и общественные пространства. Всё это поможет сделать Владивосток одним из лучших мест для жизни. Такой оценки придерживается экспертное сообщество, сообщает ИА PrimaMedia.
Олег Кожемяко представил президенту мастер-план дальневосточной столицы. Концепция развития города призвана раскрыть его колоссальные преимущества в части промышленности, туризма, логистики, портовой инфраструктуры и других отраслей. Владивосток будет центром агломерации, Артём — транспортно-логистическим хабом, промышленные площадки и предприятия расположатся в Большом Камне и ТОР "Приморье", на острове Русском будут развивать науку и туризм.
Кожемяко Олег Николаевич, губернатор. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
"Благодаря вашему поручению правительством РФ принимаются меры по созданию установки ускорителя частиц, инновационно-технологического центра и второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета. Эти проекты составляют основу для роста доли науки и образования в экономике городской агломерации. У острова большой туристический потенциал. Инвесторы приступили к созданию парков развлечений и гостиниц. На острове нужны новые дороги, мост через бухту Новик, а также благоустроенные пляжи и очистные сооружения", — отметил глава Приморья.
Ключевыми проектами также являются создание восточного узла Северного морского пути, строительство новых морских и сухих портов.
Концептуальное обоснование перспектив развития территории даёт новый стимул инвесторам, считают опрошенные агентством эксперты. Мастер-план — это, прежде всего, инвестиционный лот, инструмент, с помощью которого бизнес определяет перспективные для себя ниши. В отличие от генерального плана он даёт глобальное представление о макроэкономических тенденциях, позволяет анализировать рынок от общей картины до отдельных проектов.
Председатель комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Общественной палаты России, председатель экспертного совета корпоративной некоммерческой организации "Союз российских городов" Андрей Максимов:
"Конечно, презентация мастер-плана — большое событие для Владивостока. С одной стороны, когда есть понимание, подо что профилируется данная территория, чем она будет занята, что на ней можно делать, это создаёт понятные условия и для привлечения государственных денег, и для частных инвестиций, и для некой активности самих жителей, которые готовы её развивать. Мастер-план устанавливает понятные правила игры на территории. При этом он должен быть интегрирован со всей системой государственного, то есть стратегического территориального планирования, я имею в виду стратегию развития конкретных отраслей, макрорегионов, регионов и городов. В этом смысле единая система целеполагания, понимания того, к чему мы идём, может, с одной стороны, давать новые смыслы и новые идеи, а с другой — вдохновлять на новые большие шаги".
Согласно мастер-плану, эффективное пространственное развитие города будет происходить за счёт решения основных логистических проблем: пробок на дорогах, дефицита общественного транспорта. Так, концепция предусматривает создание на базе железной дороги "лёгкого" метро с приобретением электропоездов, строительством дополнительных платформ и расшивкой сложных участков.
Член Градостроительного совета Владивостока, урбанист Виталий Гречанюк:
"Главная польза мастер-планов для городов Дальнего Востока состоит в том, что масштабная исследовательская работа выполняется при поддержке федерального центра и финансируется из федеральных средств. Происходит глобальное осмысление, формируется стратегическое видение развития территории. А потом на основе этого, опять же, привлекается федеральное финансирование для реализации конкретных проектов.
Важно, что в единый документ упаковываются такие, казалось бы, не столь глобальные вещи, как развитие транспортной системы. Обновление электротранспорта, создание "лёгкого" метро — это то, что на самом деле важно для людей, которые здесь живут. Как и вынос нефтебазы с района Первой речки — идея, озвученная в генплане Владивостока ещё в 1939 году.
Совершенно очевидно, что такой промышленный объект не должен располагаться в середине города. Это нерациональное использование земли. Нефтебаза — крупное федеральное предприятие, само по себе оно с места не сдвинется. И если такие давно лежащие на поверхности идеи можно будет продвигать благодаря мастер-плану, это очень поможет развитию Владивостока. Тем более, президент сегодня говорит о важности этих процессов".
А развитие города напрямую связано с улучшением качества жизни его жителей. Это — одна из ключевых задач концепции.
Сооснователь Архитектурно-производственной компании Concrete jungle Феликс Машков: "Работу над мастер-планом ведёт профессиональная команда. И я считаю, это большой позитивный, качественно новый уровень для Владивостока. Документ увязывает между собой множество потребностей города и его жителей в некую единую канву, включая транспорт, социальную инфраструктуру, общественные пространства, к которым имеет отношение наша компания. Мастер-план содержит очень важный для Владивостока проект по выносу нефтебазы. То есть в него интегрированы инициативы, давно существующие в нашем городе. Конечно, их реализация сделает жизнь здесь комфортнее, качественнее. Это верное направление, в котором должен развиваться Владивосток".
Примечательно, что мастер-план города закрепляет статус острова Русского как научно-образовательного центра. Это место, где научные разработки будут воплощаться в промышленные технологии.
Член Градсовета Владивостока, архитектор Андрей Борняков:
"Остров Русский имеет большой научно-образовательный потенциал. Там находится кампус ДВФУ, технопарк "Русский", строится жильё для преподавателей. Это то, что надо развивать. Начало уже положено, и направление выбрано абсолютно правильное".
Эксперты отмечают бережное отношение мастер-плана к сохранению культурно-исторического наследия. Что касается туризма, то в концепцию вошли мероприятия по созданию современных безопасных пляжей и инфраструктуры для отдыха на побережье. Главным туристическим кластером должен стать остров Русский, где запланировано строительство одного из самых больших аквапарков на Дальнем Востоке и других туристических объектов.
Отметим, по прогнозам, к 2030 году в большом Владивостоке будет проживать 900 тысяч человек. Задача правительства региона — обеспечить опережающие темпы строительства современного комфортного жилья для граждан, благоустроить прибрежные полосы, территории для отдыха, модернизировать коммунальную инфраструктуру.