Группа "Колмар" является градообразующим предприятием Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и одним из крупнейших работодателей Дальнего Востока. Через порты Хабаровского и Приморского краев энергетический и коксующий уголь с якутских месторождений группы поступает на рынок АТР. На одной из ключевых сессий Восточного экономического форума (16+) "Кадры для промышленности Дальнего Востока: система и перспективы" первый заместитель генерального директора УК "Колмар Груп" Андрей Винюков выступил с своеобразным программным заявлением о необходимости возрождения престижа рабочих профессий.
В интервью ИА PrimaMedia топ-менеджер рассказал о поисках решения проблемы кадрового голода и обновления оборудования, перспективах угольной отрасли и поисках новых рынков сбыта.
— Андрей Валерьевич, насколько оправдались ожидания от очередного Восточного экономического форума?
— Не побоюсь громких слов — впечатление отличное. Не зря на этот форум каждый год стремится приехать такое большое количество представителей бизнеса и власти. Для дальневосточного региона это реальная возможность почувствовать пульс времени, для нас конкретно — сверить часы с коллегами, с компаниями, которые решают те же задачи, что и мы. Обменяться контактами, о чем-то договориться, поделиться опытом. Мероприятий много, иногда даже не успеваешь побывать на некоторых из-за пересечений. Восьмой по счёту форум — это уже достижение.
— Есть мнение, что Владивосток несколько перекормлен этим событием. А вы, как представитель регионального бизнеса, хотели бы видеть ВЭФ на площадке в другом регионе. В Якутии, к примеру?
— Конечно, мы были бы этому рады. Но, как ни крути, а Владивосток объективно это самое удачное место для проведения ВЭФа. Город, в силу своего удачного расположения по праву считается форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Плюс достаточно удобная инфраструктура для проведения такого мероприятия. Оптимальная локация на данный момент. Кстати, наша компания имеет определенные планы по взаимодействию как с местным бизнесом, так и с ДВФУ.
— Раньше участники жаловались на гостиницы и высокие цены…
— Гостиницы хорошие появились, обслуживание на уровне. Высокие цены — так это в любом месте проведения будет. Хоть в Хабаровске, хоть на Сахалине, хоть в Якутске. Не думаю, что это определённый минус.
— Вы сказали о планах по сотрудничеству с ДВФУ. Речь идет о подготовке решений для обострившегося в последнее время для всех без исключения кадрового вопроса?
— Безусловно, это сегодня одно из самых сложных направлений. В рамках встречи с представителями университета мы обозначили свои потребности, ознакомились с действующими программами, которые позволяют готовить специалистов для нашей компании, озвучили свои идеи. Важно, что встреча не превратилась в монолог одного интересанта. На наш взгляд, нужно как раз больше внимания уделять обратной связи между производственными компаниями и образованием. Мы равноправные партнёры, в одну сторону точно играть не стоит.
У нас, как и у любой другой компании, есть своё видение ситуации и решения определённых задач. Мы считаем, что уже, наверное, даже на федеральном уровне нужно уделять очень много внимания повышению престижа рабочих и инженерно-технических профессий, иначе нам не решить проблему кадрового голода.
Все прекрасно помнят, как что в советское время профессии шахтёра или докера в порту были одними из самых востребованных и даже престижных. Понятно, что такой труд всегда хорошо оплачивается, обязательно высокие социальные гарантии. На практике это приводило к появлению профессиональной преемственности. Мы в рамках своей компании используем этот опыт повсеместно, всемерно поощряем рабочие династии и заинтересованы принимать на работу людей из шахтерских семей, для которых труд и ответственность — не пустые слова. И многие приходят в различные структуры группы "Колмар", уже не понаслышке зная о нашей компании и ее устойчивости, что очень важно сегодня.
Кстати, на одной из сессий форума завязалась оживлённая дискуссия. Что в последнее время много снимают художественных фильмов, которые, можно сказать, пропагандируют определённые профессии. Лётчика, пожарного, космонавта, про спортсменов очень много лент вышло. И это даёт определённый эффект. Профессия того же пожарного в последнее время по ряду объективных причин не столь уже и популярна, но выход фильма "Огонь" с Константином Хабенским и Иваном Янковским в главных ролях сломал стереотипы. Действительно, что сегодня люди пошли на службу и в МЧС, и в пожарную часть, и в лесоохрану. Поэтому, на наш взгляд, в ближайшее время нужно снимать фильмы и про такую романтическую профессию, как шахтер. Поверьте, интересной фактуры хватит на несколько блокбастеров и сериалов.
Первый заместитель генерального директора УК "Колмар Груп" Андрей Винюков на сессии в рамках ВЭФ (сентябрь 2023 г.). Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Профессия очень сильно изменилась в последнее время, в ней много интересных возможностей появилось. И, конечно же, об этом необходимо рассказывать. Шахтер — это уже не чумазый рабочий с киркой и тачкой. Реальность такова, что сегодня это работа всё больше на очень сложном, но высокоэффективном оборудовании, которое постоянно совершенствуется. У угольных компаний развернуты мощные свои диспетчерские центры и различные технологические новшества, автоматизирующие производственный процесс.
Поэтому рассказывать есть о чём. Да. Мы говорим, что профессия в последнее время серьезно изменилась, и требует не просто знаний, но и высокого интеллекта, поэтому молодежь нужно готовить уже со школьной скамьи. Мы считаем, что преподаватели профильных учебных заведений должны в обязательном порядке проходить стажировки на промышленных предприятиях, а учебные заведения должны иметь квоту на закрепление студентов за определенными производственными предприятиями, начиная со второго года обучения.
Угледобывающая компания "Колмар" основана в 2003 году и ведет свою основную деятельность на территории Республики Саха (Якутия). Сегодня это многопрофильный холдинг, объединяющий угледобывающие предприятия, трейдинговые и логистические компании, образующие единый цикл добычи, обогащения и отгрузки коксующегося и энергетического угля, добываемого на месторождениях Нерюнгринского района. Базовая компания — АО "Колмар Груп".
Мы гордимся, что на наших горнодобывающих предприятиях порядка 40% персонала приходится на возраст до 35 лет. Я говорю про оба наших ГОКа — "Денисовский" и "Инаглинский", где основу коллектива составляет молодежь. И нам нужно ещё более активно привлекать новые кадры, популяризировать профессии, где требуется спускаться под землю или работать, к примеру, на большегрузной технике. Это вообще-то требует мужества определенного. Конечно, одним из стимулов выбора таких профессию является наличие высокой зарплаты. И мы это гарантируем, проводим постоянно индексацию, ведём премирование. Но без интереса к профессии и стимула постоянно совершенствоваться в ней, просто высокая зарплат не сыграет. Мы не получим классного специалиста, если не заинтересуем человека в развитии.
У "Колмара" есть интересный опыт сотрудничества с "Южно-Якутским технологическим колледжем в якутском городе Нерюнгри. Это большое учебное заведение ещё с советских времен, с огромным опытом и интересной историей. Сегодня там учатся примерно около 2,7 тысяч человек. И вот на базе этого колледжа мы создали настоящий открытый полигон с действующей техникой, которую передали со своих производственных объектов. На площадке представлены образцы практически всего горно-шахтное оборудования, которое мы используем в рабочем процессе. Поэтому вчерашние школьники не просто учатся по учебнику, а проходят практические занятия на той технике, которая уже реально работает. Кроме того, мы постоянно проводим стажировки для студентов и преподавателей непосредственно на производстве. И по факту мы видим, что к нам приходит очень много выпускников, уже знакомых с нашим оборудованием и нашими требованиями. Вот это действительно удачный опыт.
С инженерно-техническими кадрами, с высшим образованием чуть сложнее. Увы, сегодня есть профессии вымирающие, например, гидрогеолог (занимаются поисками подземных вод и их изучением — прим. ред.). Вода — это одна из главных проблем подземной добычи угля в Якутии. Проблему обводнения нужно решать постоянно, поэтому нам нужны специалисты такого профиля. А с какого-то момента их просто перестали готовить, нет такой специализации и точка. На местах остались только старые кадры, но им нужна достойная смена. И мы готовы вкладываться в подготовку подобных узкопрофильных специалистов.
Возможность строительства АЭС в Хабаровском и Приморском краях изучалась еще в советское время. Пришло время реализовать проект на практике
— Не проще ли привезти работника с западных регионов страны? На якутскую-то зарплату?
— Наличие высокой зарплаты, конечно, важный фактор, и мы слукавим, если будем это отрицать. Но заманиванием специалистов из других регионов проблему не решишь в перспективе. Закрыть дыру — да, получится. Но мы считаем, что нужно готовить достойные кадры на месте, чтобы они вживались в своё предприятие, видели для себя перспективы на несколько поколений вперёд. Рабочему очень важно чувствовать масштаб предприятия и его стабильность. Компании-однодневки, не заботящиеся о своих сотрудниках, должны остаться в прошлом.
Поэтому мы сегодня основную ставку делаем на местные кадры, и она себя оправдывает. Всё, что построено и реализовано в компании, в большей части, заслуга рабочих и инженеров из Южной Якутии. Но какие-то специальности мы действительно закрываем специалистами из других регионов, без этого никак в любом технологическом производственном процессе. И, скажу вам, профессионалы охотно принимают приглашение поработать на предприятиях "Колмара", кто-то в итоге остаётся даже в Якутии.
Интервью с первым заместителем генерального директора УК "Колмар Груп" Андреем Винюковым на полях ВЭФ. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Вы говорите о современном оборудовании, которое применяют в "Колмаре". Понятно, что от его наличия зависят и объемы производства, и затраты. Как ваша компания решает проблему техники на фоне санкционного давления? Спасает Китай?
— Действительно, так исторически сложилось, что в постсоветский период основной, наверное, процент горно-шахтного оборудования, не только именно в угольной отрасли, а вообще в добывающие отрасли, приходится на технику иностранного производства — европейскую и американскую, где-то используется и японская. Сейчас все эти бизнесы объединены в глобальных производителей. Так или иначе, но эта техника производится в тех странах, которые сегодня отказались от сотрудничества. И нам, естественно, пришлось искать выход.
У компании "Колмар" есть целая стратегия по обновлению парка горно-шахтного оборудования. Да, где-то мы до сих пор используем старую технику, продолжаем продлеваем срок работы того парка, какой есть. И в то же время смотрим на перспективу, тестируем и внедряем новые модели. Не скажу, что мы закончили этот процесс. Продолжаем активно работать с новыми, пока еще не раскрученными как глобальные компании, производителями, благо они есть, и не только в Китае. Не стану сейчас называть конкретные страны, но действительно, сегодня мы можем себе позволить даже выбирать. И, конечно, мы очень ждем, чтобы тяжелое машиностроение активно развивалось в нашей стране. У нас, мы считаем, для этого есть все компетенции и громадный стимул. Естественно, что мы со своей стороны также участвуем в этом процессе. У нас мощные собственные ремонтно-производственные базы, какие-то задачи по импортозамещению мы уже решаем самостоятельно. Наша гордость — конструкторский отдел, который готовит и чертежи, и модели на какие-то узловые элементы и запчасти. Помогают коллеги из Сибири и Кузбасса, многие заводы уже берут заказы. Я думаю, что успешное обновление оборудования и технологической базы — это только вопрос времени.
— Есть мнение, что "золотые времена" угольной отрасли скоро останутся позади — так как азиатский рынок не сможет поглотить столько российского угля, плюс есть объективные сложности с его вывозом в адрес портов Приморского и Хабаровского краев. На ваш взгляд, хватит ли всем работы на этом рынке в ближайшей перспективе?
— Можно сказать совершенно точно, что рынок для российской продукции в Тихоокеанском регионе есть и с неплохим потенциалом. Ёмкость этого рынка позволяет нам существенно наращивать мощности, мы же не будем работать на склад. Сейчас препятствием для роста поставок являются исключительно инфраструктурные ограничения. И если говорить о тех преимуществах, которые страна в целом получает от развития в восточном направлении, то здесь трудно переоценить те возможности, которые открываются для сбыта продукции. Поэтому заниматься этим, безусловно, надо, и не только касательно угля. Известно, что и "Газпром", и "Роснефть", и "Транснефть" создали и постоянно обновляют инфраструктуру, направленную на диверсификацию поставок газа и нефти. И сейчас мы за счет этой инфраструктуры успешно выстраиваем партнерство с тем же Китаем.
Конечно, для всех сырьевых производителей возможность инфраструктурного доступа к рынкам стран АТР — это вопрос жизни и смерти. Восточный полигон необходимо развивать ускоренными темпами, и мы видим, что в этом направлении предпринимается.
ВМТП уже готовит новые мощности, реализует проект Восточного транспортно-логистического узла
— Ваши конкуренты говорят, что для угольщиков не совсем оправдалась ставка на Индию. Виной всему длинное логистической плечо?
— Не во всём согласен. Мы видим, что индийский рынок сегодня растет, есть неплохая динамика и по металлургии. Сейчас это наиболее быстрорастущая экономика мира. Сами по себе индийцы открыты для диалога с нами, и он не прекращается. Вы абсолютно правы в том, что логистики с этой страной достаточно сложная. Но даже с учётом всех сложностей, сотрудничество с Индией имеет хорошие перспективы. Я думаю, что сейчас все российские сырьевые компании активно занимаются этим направлением, и уже в ближайшее время стоит ожидать новых сделок.
Интервью взял Олег КЛИМЕНКО.