IХ всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему "Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона" (12+) открылась 26 сентября 2023 года в рамках VIII дней Эрмитажа (12+) — мероприятия, которое проводится по инициативе директора музея "Государственный Эрмитаж" Михаила Пиотровского и Правительства Приморского края уже не первый год. Конференция собрала широкий круг профессионалов в области реставрации произведений изобразительных искусств из России и Зарубежья. Это представители РГХПУ им. Строганова, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, научно-реставрационного центра им. Грабаря, Союза художников России, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Республики Саха, Национального музея Республики Бурятия и многие другие, сообщает ИА PrimaMedia.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова (Москва) профессор Кирилл Гаврилин.
"Мы действительно очень рады, что Приморская государственная картинная галерея становится важнейшим центром притяжения во всем Дальневосточном федеральном округе. Благодаря сотрудничеству галереи с Эрмитажем здесь будет создан крупный реставрационный центр. Это очень актуальная и очень злободневная проблема для всех российских регионов, потому что сокровища отечественного и мирового искусства, которыми мы обладаем, накладывают на нас колоссальную ответственность. Мы должны сохранить эти сокровища, придать им экспозиционный вид", — сказал профессор Гаврилин.
Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова (Москва) профессор. Фото: пресс-служба Приморской государственной картинной галереи
При этом он отметил, что в нашей стране (и в первую очередь в Петербурге) находится сильнейшая в мире реставрационная школа, которая опирается не только на мощные исторические традиции, но и весь опыт прошедшего столетия. С приходом новейших технологий, в том числе цифровых, перед отечественной школой реставрации открываются еще большие перспективы.
"В этом смысле нам есть чему поучиться у Государственного Эрмитажа. Я говорю это с полной ответственностью, потому что в Строгановском университете, который я представляю, существует довольно старая кафедра реставрации, где реставрируют произведения из разных материалов. Это реставрация живописи, керамики, стекла, дерева, металла. Но, конечно же, те масштабы, которые представляет государственный Эрмитаж, действительно носят международный характер. И вот этот блестящий международный опыт будет перенесен во Владивосток, где в скором времени ждут развития мощного реставрационного центра. Это пример для всей страны, и для стран СНГ. Поэтому, мне кажется, этот опыт будет иметь важное международное значение, — подчеркнул Кирилл Гаврилин.
О востребованности опыта Государственного Эрмитажа упомянула в своем выступлении врио ректора Дальневосточного института искусств Олеся Перич, сообщив, что в скором времени в институте появится новая специализация, связанная с реставрацией художественных произведений.
Одной из главных тем мероприятия стало обсуждение задачи сохранения культурного наследия. Профессиональные реставраторы, приглашенные на конференцию, приняли участие в дискуссии, предметом которой стал практический опыт и новые решения с применением искусственного интеллекта и технологии блокчейна. Особый акцент был сделан на новых возможностях привлечения финансирования реставрационных работ и реставрационных центров.
Эксперты с большим интересом восприняли недавно представленный на ВЭФ-2023 проект "Цифровое искусство", реализованный совместно группой "Интеррос", российской платформой "Атомайз", деятельность которой регулируется Центробанком РФ, и музеем Государственный Эрмитаж.
О сути проекта в своем докладе рассказал профессор Кирилл Гаврилин. Участники проекта создали NFT-токены на фрески мастерской Рафаэля XVI века из коллекции Эрмитажа — "Венера и Амур на дельфинах", "Венера и Адонис", "Венера, вынимающая занозу".
Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова (Москва) профессор. Фото: пресс-служба Приморской государственной картинной галереи
Это первый в России проект в области токенизации предметов искусства, реализующийся только на территории России и осуществляющийся в полном соответствии современному российскому законодательству о цифровых финансовых активах. Такой подход гарантирует защиту прав всех его участников и приобретателей токенов.
"Для создания токенов использовались сделанные в самом начале процесса реставрации фотографии фресок. Каждую из них наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект, содержащий дореставрационный облик произведения. Так как фрески уже отреставрированы, только приобретатели токенов смогут получить индивидуальные цифровые права на облик до реставрации. Средства, полученные с продажи NFT, были направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа", — рассказал Александр Гаврилин.
Кроме того, ЦФА (цифровые финансовые активы) позволяют привлекать средства для ремонта и развития музеев в целом, а также реинвестировать привлеченный капитал. Другими словами, токены претендуют на статус нового и эффективного инструмента решения проблем финансирования процессов сохранения культурного наследия, в чем реставрационные работы играют существенную роль.
Интересно и то, что приобретатели токенов как обладатели защищенного российским законодательством цифрового права, могут экспонировать свою коллекцию. Таким образом, высокое искусство может быть представлено в самых отдаленных уголках страны, небольших музеях и галереях малых городов России.
Важно отметить, что для группы "Интеррос" этот проект стал демонстрацией ее экспертизы в цифровых проектах и блокчейне, логическим продолжением многолетнего сотрудничества с Государственным Эрмитажем и десятков благотворительных проектов. Для платформы Атомайз участие в проекте ознаменовало статус российского первопроходца в токенизации предметов искусства, возможность подчеркнуть высокие компетенции и универсальность бизнес-модели, создающей новые ценности на основе технологии блокчейн, а Государственный Эрмитаж, развивая филиал во Владивостоке, передает в пользование свои самые оригинальные проекты, что будут однозначно способствовать развитию музейного и реставрационного дела не только в Приморье, но и на всем Дальнем Востоке.
"В нашей стране множество федеральных и региональных музеев, экспонаты которых нуждаются в реставрации. И Владивосток тут не исключение. В то же самое время реставраторов здесь не так уж много, а требуется огромная армия специалистов, поскольку город обладает большим историческим архитектурным наследием. Сегодня реставрация превращается, по сути дела, в масштабную отрасль, которая в современном мире соединяет не только художников, реставраторов, архитекторов, историков, но и специалистов в области IT", — сказал профессор Кирилл Гаврилин.
Во Владивостоке, по его словам, этому как раз и будет способствовать создание реставрационного центра федерального значения.
"Как мы знаем, во всех странах мира реставрация — это очень такое затратное явление. Там реставрационные исследования и реставрацию шедевров финансирует крупный бизнес. Это то, что нам нужно было взять из международного опыта. И для того чтобы проект "Цифровое искусство" состоялся и у нас, конечно же, нужная была поддержка крупного бизнеса. И вот, наконец, в нашей стране мы наблюдаем подобный пример в лице Эрмитажа, группы "Интеррос" и платформы Атомайз. Мне кажется, этот своевременный почин, который может стать очень хорошим примером для российского бизнеса", — подчеркнул ученый.
Применение IT технологий в реставрации позволяет делать настоящие чудеса, отметил он и привел пример реставрации богатого художественного наследия Рембрандта в Нидерландах. Осуществленный в этой стране проект "Следующий Рембрандт" стал одним из первых проектов, продемонстрировавших отменный результат взаимодействия искусства и информационных технологий. Нейросеть проанализировала 346 работ Рембрандта и создала среднестатистический портрет, который мог бы написать живописец. Полученное изображение было распечатано на специально разработанном 3D-принтере, имитирующем объемную текстуру мазков кисти, характерную для Рембрандта. Результат получился грандиозным — проект удостоился многих наград, в числе которых были и Каннские львы.
В 2021 году с помощью искусственного интеллекта была восстановлена и показана в полном размере картина Рембрандта "Ночной дозор" (1642 год). Дело в том, что в 1715 году полотно было варварски обрезано со всех сторон, дабы оно уместилось в приготовленной для нее нише городской ратуши. При этом утраченные части не сохранились. Для точного воссоздания этих частей картины были использованы сверхточные нейросети, которые были обучены на обширном наборе данных, включая результаты рентгеновского сканирования, архивные фотографии, текстовые описания и уменьшенную копию оригинала, созданную Герритом Люнденсом в XVII веке. Благодаря такому комплексному подходу реставраторам удалось достоверно восстановить недостающие элементы произведения и придать шедевру вид, близкий к первоначальному. Исследователи отмечают, что картина обрела более динамичный характер, который соответствует оригинальному художественному замыслу Рембрандта.