Людмила Умеренкова — молодой педагог из села Голубовка Партизанского района. В этом году она выиграла конкурс экологических отрядов "Общий сбор" в рамках всероссийской акции "Вода России" (6+). Людмила стала лучшей в номинации "Эко-педагог". Ее проект экологической игры для младших школьников очаровал высокое жюри. В интервью агентству Людмила рассказала, как она внедряет экопросвещение в творческие занятия с младшеклассниками, почему экология — это образ жизни, и чем городские дети отличаются от деревенских в своем отношении к природе.
Людмила Владимировна, расскажите немного о себе.
— Я педагог. Недавно я вышла из декрета и поняла, что мне необходима педагогическая деятельность. В это время мы переехали в собственный дом в селе Голубовка, и я искала место работы именно там. Выбрала местную сельскую школу, в которую пришла педагогом дополнительного образования. Я веду творческую мастерскую, а в летний период выполняю воспитательную работу в дошкольном лагере. Именно там родилась идея провести для детей игру и поучаствовать в конкурсе. Я решила адаптировать под младших школьников игру "Своя игра" и провести ее вместе с ними. Составила план, взяла на себя организацию, и провела детское мероприятие по экопросвещению.
Расскажите о проекте, который вы представили на конкурс "Вода России". Как появилась такая идея? Как дети ее восприняли?
У наших детей, конечно, каждое мероприятие и каждое занятие — это какое-то небольшое открытие. Но мне хотелось чего-то более глобального, какого-то серьезного проекта. И вот наша группа волонтеров узнала о том, что есть конкурс "Общий сбор" в рамках акции "Вода России", и предложили мне как педагогу поучаствовать в индивидуальном зачете в номинации "Эко-педагог". Кроме того мы вместе как группа волонтеров участвовали в другой номинации — "Креативная уборка". Для конкурса среди эко-педагогов я написала проект, подготовила презентацию, определила маршрут, состоящий из экологических баз. Для реализации проекта я создала карты для детей, благодаря которым они могли бы ориентироваться на нашем экологическом маршруте. На каждой станции детей ждало задание на экологическую тематику — про растения, животных, отходы, сортировку мусора и так далее.
Дети были в неведении. Дети только знали, что я приду к ним в определенный день с чем-то очень интересным, но не знали, с чем. Я их попросила одеться в яркие цвета для того, чтобы распределить их на команды, чем страшно их заинтриговала. Вот когда они узнали цель нашего мероприятия, они были очень удивлены. А потом, когда стали проходить маршрут, очень вовлеклись в процесс экологического квеста. Буквально на каждой станции они спорили друг с другом, выясняли, какой ответ правильный, посматривали на своих соперников, которые находились по другую сторону школьной территории, и действительно соперничали. На конечной станции у них было задание, посвященное второй жизни бросового материала, где они еще раз повторили, для чего нужна переработка.
А какие задания вызвали затруднения у детей?
Скорее всего, как раз последнее задание, про переработку отходов и создание новых изделий из вторсырья. У детей было задание превратить пакет из-под молока в кормушку для птиц. Они столкнулись с тем, что тяжело было вырезать отверстие для птиц, также надо было придумать, как ее прикрепить к дереву. Это была самая продолжительная станция.
Вы часто говорите "моя команда волонтеров"? Как она сложилась? И кто эти люди?
Это люди, неравнодушные к жизни своего села. Люди, которые любят природу, переехали в Голубовку, чтобы жить рядом с городом, но при этом находиться на природе каждый день. Неравнодушные жители, которые собрались вместе и делают какие-то массовые мероприятия в самом селе. Построить каток, организовать субботник, решить вопросы по созданию клуба культуры, работать с нуждами школы — это все про них. Их энергия и инициативность распространяются и на других жителей, которые также постепенно включаются в нашу деятельность.
Как вы пришли к идее заниматься экопросвещением? Как дополнительные занятия с детьми творчеством стали экологическими?
Тема экологии — это мое состояние души по жизни. Я сама живу по таким принципам — стараюсь, чтобы все это было экологично, природно. Если жить, то по законам природы, если выбирать одежду, то из натуральных тканей, продукты — чистые, от местных производителей. Воспитывать детей мы стараемся тоже экологично. Экология — она со мной всегда и везде — начиналась с семьи, затем плавно перешла в профессиональную, педагогическую деятельность.
Принципы бережного отношения к окружающей среде мы применяем в нашей творческой мастерской. Если мы, например, занимаемся аппликацией, то стараемся вырезать ровно столько бумаги, сколько нам понадобится, чтобы не выбрасывать лишнего. Всегда стараемся экономно использовать ресурсы. Тем более что дети, которые живут на территории деревень и сел, как никто другой понимают, что такое ресурсы природы и что к ним надо подходить разумно. Поэтому экопросвещение для меня — это часть жизни, стиль жизни и образ жизни.
Можно ли сказать, что дети в деревне более восприимчивы к экопросвещению?
Согласна. Даже глаза другие — они по-другому смотрят. Когда человек, особенно маленький, который как губка все впитывает, находится ногами на земле большую часть времени, он по-другому все чувствует, чем если бы он ходил по асфальту или бетону. Буквально полгода-год в деревне, и городской ребенок меняется, он уже по-другому начинает ко всему относиться, даже к дневному циклу. Его ритмы жизни синхронизируются с природой. У него уже энергоресурсы заканчивается тогда, когда заканчивается день, и пробуждаются с восходом солнца. Это экологическая, природная, нормальная, здоровая жизнь, если смотреть в целом.
Экологический квест для детей села Голубовка. Фото: Людмила Умеренкова
Какие экологические приемы вы внедрили в творческие занятия?
Чаще всего у меня есть некий план рабочей программы, схема, которую я наполняю самостоятельно во время подготовки к занятию. Например, тема "работа с тканью", на уроке я рассказываю, какие бывают ткани, даю их потрогать, чтобы дети почувствовали их, рассказываю, как создается ткань. Потом мы выходим во двор, трогаем траву и проводим связи — из чего происходят эти материалы. Ведь экологию можно найти во всем — во всех взаимосвязях человека и окружающего мира. Когда мы сидим за партой — это одна история, а когда ты это познаешь природу на практике, видишь ее своими глазами, трогаешь — это совсем другой уровень восприятия и усвоения материала.
Почему вы решили заниматься именно с младшими школьниками?
Ну, это моя любовь — младшие дети. У меня у самой младшим детям два и четыре года. Это тот круг общения, в котором я нахожусь много времени.
А какие темы экологических занятий больше всего нравятся вашим ученикам?
Им нравится, когда мы создаем что-то, что они могут забрать с собой домой и потом этим пользоваться. Например, они с гордостью носят экосумки, которые они сами создали на нашем занятии, кто-то подарил их родителям, чтобы те отказались от пакетов.
А дети приносят эти позитивные экологические привычки в свои семьи?
Конечно, отклик есть. Сначала, наверное, это происходит в какой-то шуточной форме, как что-то несущественное, когда ребенок начинает пытаться контролировать взрослого, убеждать его, например, ходить в магазин с многоразовой сумкой. Но в каждой шутке есть доля шутки, а все остальное правда. Поэтому, конечно, и родители в итоге прислушиваются и перенимают какие-то привычки. И потом уже видишь, как родители моих воспитанников выходят на наши экологические акции, субботники, участвуют в нашей волонтерской деятельности.
Экологический квест для детей села Голубовка. Фото: Людмила Умеренкова
Какие у вас дальнейшие планы в области экопросвещения?
Дальнейшие планы — продолжать работать в том же направлении. Привить нашим детям начальные экологические знания о природе. Чтобы экологические привычки в них развивались, чтобы они передавали их своим сверстникам и родителям.
А в дальнейшем, конечно, я бы хотела создать свой собственный отдельный кружок по экопросвещению. Например, в Доме культуры, если его, наконец, восстановят в нашем селе. В любом случае нам нужна какая-то база, от которой я как педагог и наша группа волонтеров будем отталкиваться. Сейчас в селе единственная такая площадка — эта школа.
На следующий год хотелось бы вновь поучаствовать в акции "Вода России", может быть, в другой номинации, хочу обсудить эти идеи с детьми. Конечно, это тоже будет связано с экологическим просвещением, развитием детей и в целом пользой для нашего села.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Чистый край — Приморье". Цель проекта — информирование населения о наиболее значимых экологических процессах в регионе, освещение деятельности природоохранных организаций и частных экологических инициатив, вовлечение населения в деятельность по охране окружающей среды, воспитание экологического сознания и экологической культуры.