То, что увидели приморские зрители во вторник, 31 октября, является возвращением к полномасштабному спектаклю режиссера Александра Петрова и художника-сценографа и художника по костюмам Вячеслава Окунева 1991 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Сергея Прокофьева.
Премьера восстановленного спектакля прошла в Мариинском театре 15 и 16 октября 2022 года. И вот спустя год повторилась во Владивостоке. При этом музыку исполнял оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а пели солисты и хор Приморской Мариинки. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов, конечно же, не преминул оказаться в нужное время в нужном месте.
"Любовь к трем апельсинам". Премьера. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Просто веселый спектакль
"Любовь к трем апельсинам" — первая опера Сергея Прокофьева, поставленная на сцене Мариинского театра. Произошло это в 1926 году, спустя 7 лет после того как она была написана (1919 год).
Замысел оперы возник под влиянием Всеволода Мейерхольда. В основу либретто, созданного самим композитором, был положен сценарий Всеволода Мейерхольда, Владимира Соловьева и Константина Вогака, написанный в 1915 году на основе сказки Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам" (6+, 1761 год).
Мировая премьера "Апельсинов" состоялась на сцене Чикагской оперной ассоциации в 1921 году. Дирижировал сам композитор. Интересно, что в 1922 году в Москве в Третьей студии МХТ (впоследствии Государственный академический театр имени Е. Вахтангова) Евгений Вахтангов поставил последний в своей жизни спектакль — "Принцесса Турандот" (6+), также по сказке Карло Гоцци. Считается, что вахтанговская трактовка "Принцессы Турандот", в основе которой лежали принципы иронической сказки ("игра в сказку" или "сказка в сказке") повлияли на дальнейшее развитие жанра литературной сказки. Где-то здесь стоит искать ключ к пониманию того, что задумал Сергей Прокофьев и воплотил в 1926 году на сцене Мариинки режиссер Сергей Радлов и повторил, по-своему, конечно, Александр Петров в 1991 году.
Тут надо вспомнить, что мировая премьера "Апельсинов" прошло в Чикаго при аншлаге и с большим успехом, но только "внешне", как отмечал Прокофьев. Чикагский зритель гордился тем, что именно в его городе состоялась мировая "модернистская премьера". А вот в следующем, 1922 году, в Нью-Йорке опера провалилась. Ее никто не понял и не защитил, включая мудрых критиков.
Поэтому композитора так порадовала прекрасная постановка Сергея Радлова на сцене Ленинградского ГАТОБа — Государственного академического театра оперы и балета, как назывался тогда Мариинский театр, а главное, то, что спектакль был хорошо принят публикой.
Хотя критики недоумевали, причем и те, что спектакль не приняли, и те, что его приняли. Настолько произведение Прокофьева не было похоже на всё, что писалось до этого. Сошлись на том, что назвать "советской оперой" это невозможно.
"Старались установить, над кем я смеюсь: над публикой, над Гоцци, над оперной формой или над не умеющими смеяться. Находили в "Апельсинах" и смешок, и вызов, и гротеск, между тем как я просто сочинял веселый спектакль", — вспоминал Сергей Прокофьев.
Цирк и комедия дель арте
Вот именно такой — просто веселый спектакль без всяких лишних подтекстов и увидел приморский зритель на сцене Приморской Мариинки 31 октября 2023 года.
В каком-то смысле это цирковое представление (когда Сергей Радлов ставил "Любовь к трем апельсинам" в 1926 году в ГАТОБе, он был увлечен идеей циркизации театра; в 1991 году постановка Александра Петрова многое унаследовала от сценического решения предшественника). Все действие происходит как бы на арене цирка и порой напоминает цирковое представление. То колесом кто-нибудь пройдется, то королевский шут Труффальдино (Евгений Мизин) пожонглирует тремя апельсинами (шарами оранжевого цвета), довольно уверенно, надо сказать. То, совершенно случайно, конечно, один из апельсинов, катящихся по сцене (такая весела режиссерская задумка), докатится до самого края и, к радости зрителей, спикирует в оркестровую яму (оговоримся сразу, во время спектакля ни один из музыкантов не пострадал). То злодейская парочка — принцесса Клариче (Татьяна Макарчук), племянница короля Треф (Евгений Плеханов) и первый министр Леандр (Дмитрий Неласов) — в духе Эмиля Кио большой пилой "Дружба-2" распилят пополам арапку Смеральдину (Наталья Якимова). То злая ведьма Фата Моргана (Алена Диянова) превратит принцессу Нинетту (Алину Михайлик) в механическую крысу, натурально покрытую пьесу. На что добрый маг Челий ответит обратным превращением крысы в прекрасную принцессу — Мэрилин Монро Приморской Мариинки.
А тут еще несравненная Кухарочка (Сергей Плешивцев) с помощью спрятанной под необъятной юбкой конструкции значительно прибавит в росте, заставив вспомнить Великана из сказок братьев Гримм и архаического циклопа по имени Полифем. И принц (Илья Астафуров) вместе с Труффальдино унесутся на облаке-самолете подальше от дворца страшной ведьмы Креонты.
И то и дело на сцену выносят извивающегося китайского дракона на шестах. И хор, успешно совмещающий функции хора и миманса, порою берет на себя также и функцию клоунады, причем не классической (без Белого и Рыжего, Бима и Бома и т.д.), а в духе советской клоунады 70-х (мне, например, вспомнилась клоунская группа Марка Местечкина "Ребята с Арбата"). И еще такой трюк: во время исполнения знаменитого "Марша" оркестром, расположенным в яме, с ним перекликается небольшой "засадный" оркестр (так называемая "банда"), спрятанный за кулисами (дирижер — Душан Вилич).
В общем, цирк, да и только. Разумеется, в хорошем смысле этого слова.
"Любовь к трем апельсинам". Премьера. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Но еще и обращение к традициям старинной итальянской народной комедии масок — дель арте с ее постоянными персонажами — Труффальдино, Панталоне (Никита Одалин) и Смеральдиной, играющими новые для себя персонажи ("игра в игре"). Отсюда и сценографические решения спектакля, декорации и костюмы, в которые одеты персонажи. Воздадим должное фантазии и мастерству Вячеслава Окунева.
Италия времен Карло Гоцци? Да. Парики и треуголки. Карнавальные полумаски. Стихия балаганного райка. Игра в театр, предложенная зрителям. И принятая ими. Вплоть до финального парада-алле: выхода на поклоны под звуки "Марша", который любят все люди доброй воли во всем мире и который очень любил сам Сергей Прокофьев. Погуглите — записей "Марша" в Инете превеликое множество — и получите удовольствие.
А еще лучше — сходите на следующие премьерные показы спектакля — они запланированы на 10 ноября, 11 ноября, 13 декабря, 19 декабря, 26 декабря, 27 декабря, 24 января и 27 января.
Как сказал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев на пресс-конференции, предшествовавшей премьере, "Любовь к трем апельсинам" идет в Санкт-Петербурге с большим успехом. Бывали случаи, когда спектакль игрался три раза в один день: утренник — в основном, для детей; дневное представление — для семейного просмотра; вечером — для искушенной оперной публики. И неизменно каждый, независимо от возраста и зрительского опыта находит в "Апельсинах" что-то близкое и созвучное себе.
Лично я, например, отметил в постановке, открывающей цикл премьерных показов "Трех апельсинов", тихое и вдумчивое исполнение музыки оркестром Мариинского театра. Под стать ему исполняли свои партии солисты, пел хор. Оркестр не гремел басами, и никто из певцов не напрягал без причины голосовые связки. С пятого ряда моего любимого бельэтажа было слышно каждое слово, благо акустика позволяла. Да и публика рядом на этот раз оказалась очень душевная: никто не обсуждал мировые и семейные проблемы поперек нот, не тыкал пальчиком в смартфон, не шуршал конфетными обертками. Благодать!
P.S.
Спектакль является точной копией того спектакля, который идет в Санкт-Петербурге. Как отметила художественный руководитель оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Ирина Соболева, это крайне важно, поскольку такая идентичность дает возможность говорить о едином Мариинском театре. И тогда солисты Приморской Мариинки могут поехать в Петербург для того, чтобы исполнить этот спектакль на сцене главной Мариинки.
"Вообще этот спектакль замечательный. Эта музыка, наверное, самая жизнеутверждающая из той, что была написана в ХХ веке, а может быть, и вообще за всю историю оперного творчества всех композиторов. Наверное, веселее нет спектакля (может быть, только "Любовный напиток" (12+) Доницетти). Это музыка для всех: для детей, для юношества, для взрослых. Потому что там всё есть: волшебство — есть, трагедия — есть, предательство — есть, любовь — есть. Всё есть", — сказала Ирина Соболева.
Валерий Гергиев (в центре), Ирина Соболева (слева) и главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра Павел Смелков. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia
"Пройдет какое-то время, может быть, мы покажем здесь новый спектакль Мариинского театра в очень интересном современном решении. И видеоконцепция и декорационное решение заслуживают внимания. И возможности в этом плане большое. Раскрою еще один секрет — сейчас готовится "Дон Паскуале" (12+) Доницетти. В перспективе — "Итальянка в Алжире" и "Золушка" Россини, и "Идоменей" (12+) Моцарта. Думаю, что тут певцы созрели для того, чтобы такие называния прозвучали в Сибири и на Дальнем Востоке", — пообещал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
Поживем — услышим?