С глобальным изменением климата стихийные бедствия в Приморье рискуют стать ещё и серийными. Тайфуны, затопления, сильные ветра и невыносимо влажная летняя жара — все это становится обыденной жизнью для приморцев в разные времена года. По идее, в мастер-плане Владивостока на будущие года специалисты должны были учесть климатические условия, однако эксперт в архитектуре и градостроительстве говорит об обратном. В материале ИА PrimaMedia архитектор отметил главные ошибки мастер-плана: затопленную "набережную мечты" вдоль Амурского залива, ураганную высотную застройку небоскребами на сопках и раскаленные бетонные джунгли.
Как считает член Союза архитекторов РФ — профессор департамента архитектуры и дизайна Политехнического института ДВФУ Павел Казанцев, изменение климата стало свершившимся фактом — с этим уже мало кто будет спорить. По его словам, чтобы сохранить комфортную для человека среду, городские пространства и здания, уже сегодня необходимо проектировать с поправкой на климат будущего, на перспективу как минимум в 30 — 50 лет.
Эксперт рассказала о климатических беженцах, преимуществах Дальнего Востока и связи леса и климата
Но, если наложить "климатическую матрицу" грядущего на действующие и разрабатываемые градостроительные планы Владивостока, легко заметить, что заметная часть предлагаемых решений — вполне очевидных для климатических реалий вчерашнего дня — совершенно не оправдает себя в будущем.
"Наиболее очевидное несоответствие градостроительной документации Владивостока с климатическими реалиями будущего связано с планированием его прибрежных территорий с учетом уже ставшего необратимым роста уровня мирового океана. Если обратиться к разрабатываемой градостроительной документации горного и прибрежного Гонконга (как и многих других прибрежных городов), в мастер-плане Владивостока уже сегодня надо выделять территории подтопления в расчете на подъем уровня мирового океана в 5 и 10 метров (минимальный начальный порог 1,8 метра). И рассматривать варианты или их защиты — дамбы, насыпные территории, — или резервировать низменные сухопутные ландшафты побережья под будущие морские лагуны", — поясняет Павел Казанцев.
Как напомнил профессор, одна из территорий перспективного развития Владивостока — это береговая полоса Амурского залива (мыс Кунгасный, мыс Купера). В архитектурно-градостроительном решении береговой черты — офисные здания, жилые кварталы и набережные — фактор повышения уровня морской акватории пока не учитывается. А именно пространственное решение территории развития побережья могло бы укрыть низины в устьях городских рек от подтопления. Очевидно, что для более низменного побережья проектируемого города Спутник эта проблема еще более актуальна.
Вентилируемая дамба в горловине бухты Золотой рог, градостроительное решение с магистралью, трамваем и жилой застройкой фасадом на Босфор Восточный. Фото: Дипломный проект Александры Коломоец, ДВФУ
"Одна из моих выпускников ДВФУ Александра Коломоец предложила создать во Владивостоке морские защитные сооружения на основе вентилируемой дамбы (аналога дамбы, проектируемой для защиты Сан-Франциско), перекрывающие горловину Золотого рога и защищающие побережье исторического центра от подтопления. Прорисованная в мастер-плане Владивостока такая дамба не только бы защитила набережную Цесаревича, завод Соллерс и ж/д вокзал от потопа, но и с успехом бы заменила предлагаемый автомобильный туннель между полуостровами Шкота и Черкавского", — отметил архитектор.
Однако с Японским морем может быть связана и другая проблема. По словам Павла Казанцева, прогрев морской акватории сегодня идет довольно интенсивно, устраняя защитный барьер холодной воды между тропиками и нашим дальневосточным берегом. Эффект спровоцирует приход более сильных тайфунов. Следовательно стоит ожидать не только более интенсивных штормовых осадков и потопов, но и более сильных ветров.
Жилые башни, которые будут реализованы в ходе высотной застройки действующего Генерального плана, на вершинах и водоразделах сопок (самые ветреные места города) — конечно, устоят. Однако они сформируют ветровые потоки, не просто дискомфортные, но уже опасные для жизни пешеходов. Высотная башня усиливает ветер примерно в 1,5 — 2 раза.
Возможно застройка вершин городских сопок башнями не самый оптимальный вариант для Владивостока. Вершины сопок лучше озеленять — лес держит ветер, не только снижая штормовой сток воды. Как минимум, этот раздел градостроительной документации требует дополнительного рассмотрения.
Эксперты международного уровня рассказали о причинах затоплений в приморской столице и о том, как с ними справиться
Пересмотра градостроительного зонирования территории нашего горного города, по мнению эксперта, может потребовать и увеличение продолжительности теплой и жаркой погоды. Более жаркие периоды в сочетании с застоем воздуха в закрытых от летнего морского ветра котловинах Первой, Второй речки, реки Объяснения, или котловине Куперовой пади, к тому же раскрытых на жаркое вечернее западное солнце, могут сделать эти долины дискомфортными для горожан. При нашей влажности температура воздуха +35⁰С оценивается как предел обитаемости пространств, а в бетонных разогретых солнцем джунглях этот порог будет еще ниже за счет дополнительного лучистого тепла от стен зданий.
Скорее всего, в градостроительном зонировании долины преимущество следует отдать паркам, а не высотной застройке Снеговой пади. А для застройки станут более комфортны северо-восточные склоны сопок.
"В целом, действующие критерии оценки теплового комфорта ландшафтов городской территории возможно потребуют кардинального пересмотра. Так, ранее рассматриваемые как комфортные, закрытые от зимнего ветра и прогреваемые солнцем, южные амфитеатры сопок станут невыносимо жаркими в более продолжительные летние погоды. А открытые ранее летним морским ветрам и туманам городские "гнилые углы" станут самыми желанными на рынке городского жилья. Получается такой город наизнанку.
Конечно, это только постановка вопросов, а не рецепт их градостроительного решения. Но исследования начали, и первые результаты уже есть", — добавил профессор.