Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 67 дней

Фестивали, выставки и субботники: культурная программа на майские выходные
17:44
Дневник фестиваля рододендронов в Приморье: сап-экскурсия вокруг острова Папенберг
18:13
Во Владивостоке девушка погибла при падении с 20-го этажа
18:01
Похлеще ловеласа: рожденные в эти дни блудят с первой встречной - обходите за 10 км
18:00
Птицефабрики Приморья намерены снизить цены на яйца
17:46
Во Владивостоке задержан бывший глава "Восточной верфи" - СК
17:36
JONY даст большой сольный концерт во Владивостоке 25 мая
17:35
Депутаты и работники аппарата Думы Владивостока приняли участие в общегородском субботнике
17:09
Улицы Владивостока украшают к Дню Победы
17:04
До завершения конкурса "Столица молодых" во Владивостоке осталось всего три дня
16:51
Олег Кожемяко: Мастер-планы – наше будущее
16:28
В Приморье выберут главного по добру
16:19
Без изменений: работа пунктов пропуска в Приморье во время майских праздников
15:57
Один тариф для всей семьи: "Ростелеком" помогает оптимизировать расходы на связь
15:25
Субботник НЗМУ объединил больше 100 жителей Находки
15:07
ГИБДД анонсировала масштабные рейды в Приморье
15:02
Бывший командующий ТОФ вновь пробует себя на выборах в Приморье 14:05
На Дальнем Востоке не выполняют планы по президентской субсидии 12:00
Глава Чугуевского округа Роман Деменев ушел в отставку 11:17
Путин призвал все партии активнее выдвигать на выборах всех уровней участников СВО 10:35
Созданная в Приморье группа ДНС осваивается в Кыргызстане 10:33
Предложения ВАРПЭ об усилении влияния России в мировом рыбном хозяйстве доложены президенту 09:17
Мастер-планы городов Дальнего Востока визуализируют и сделают доступными для всех 26 апреля, 18:45
"Нет отторжения": "Партия дела" в Приморье не видит препятствий для коллабораций с ЛДПР 26 апреля, 08:30
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей 25 апреля, 21:20
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 25 апреля, 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 25 апреля, 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 25 апреля, 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 25 апреля, 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 25 апреля, 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 25 апреля, 06:39

От общего подхода к индивидуальному: новая система подготовки пилотов в Аэрофлоте

Как внедряется новая методика, и в чем заключается ее особенность
8 декабря 2023, 15:47 Бизнес
Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота предоставлено пресс-службой Аэрофлота
Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота
Фото: предоставлено пресс-службой Аэрофлота

Отказавшись от классического метода обучения пилотов, основанного на наборе стандартизированных упражнений, Аэрофлот перешел на новый подход к обучению летного состава. Он базируется на принципах компетентностного обучения и учитывает индивидуальные особенности каждого пилота, что позволяет повысить уровень подготовки и безопасности полетов. Подробнее о внедрении новой системы и ее особенностях рассказывает ИА PrimaMedia.

Сегодня Аэрофлот применяет современную систему подготовки пилотов под названием Evidence Based Training (EBT), что означает "обучение, основанное на анализе фактических данных". Подход EBT основан на стандарте Международной организации гражданской авиации (ICAO). 

Если традиционный принцип обучения пилотов был построен на прохождении уже заранее разработанных сценариев, то EBT позволяет реализовать индивидуальный подход. Это значит, что во время обучения пилот сможет активнее работать над теми моментами, которые получаются хуже остальных, и не тратить время на те навыки, которые уже достаточно хорошо отточены. 

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота. Фото: предоставлено пресс-службой Аэрофлота

"Классическая система подготовки на тренажере заключается в отработке определенных маневров, процедур и отказов систем самолета и не учитывает реальной необходимости такой подготовки для конкретного пилота. Новый подход ориентирован на разработку программы подготовки конкретного пилота, основанной на синтезе информации, например, из полетных данных (инциденты и происшествия), аудиторских наблюдений, данных об обучении", — разъясняет заместитель гендиректора и летный директор Аэрофлота Эдуард Советкин.

Особенность системы EBT заключается еще и в том, что она способствует развитию не только технических навыков пилотов. Новый подход базируется на принципе компетентностного обучения, то есть внимание уделяется не просто летным навыкам, но еще и целому ряду иных немаловажных компетенций. Всего их в системе восемь: коммуникация, применение процедур, ручное управление траекторией воздушного судна, автоматическое управление, устранение проблем и принятие решений, ситуационная осознанность, лидерство и командная работа, а также управление рабочей нагрузкой.

Все эти компетенции имеют большое значение в вопросах управления безопасностью полетов. Они были определены в результате работы отраслевой рабочей группы, состоящей из экспертов-практиков в области летного обучения из почти 50 организаций по всему миру. Отслеживать уровень владения компетенциями в рамках системы EBT предстоит пилотам-инструкторам. Для этого они внимательно следят на работой экипажа и внешними факторами, ведут записи, классифицируют и определяют уровень владения каждой из восьми компетенций.

Новый подход к обучению помогает пилотам более качественно подготовиться к работе в аварийных ситуациях, создавая во время тренировки максимально реалистичные условия. Если ранее летный состав оттачивал такие навыки на тренажере в плановом режиме, то в системе EBT никаких предупреждений о предстоящей "поломке" не будет. Ровно также, как и в реальной жизни. Пилоту предстоит оперативно принять решение о том, как действовать дальше. 

Высокую эффективность новой системы обучения пилотов оценили в Росавации. Федеральное агентство отметило, что традиционная схема подготовки пилотов лишена возможности учитывать реальную ситуацию и индивидуальные особенности испытуемого. В это время метод EBT, напротив, поддерживает и повышает уровень безопасности полетов благодаря ориентации на развитие компетенций каждого конкретного пилота в отдельности, а не на запоминании шаблонных правил.

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота. Фото: предоставлено пресс-службой Аэрофлота

Реализация

Важно понимать, что одномоментно заменить систему обучения пилотов практически невозможно. Внедрение подхода требует длительной, поэтапной и планомерной работы. Нужно обучить инструкторский состав, разработать нормативные документы и методологические материалы, провести тестирование всей системы.

Новый метод подготовки пилотов EBT был представлен Международной организацией гражданской авиации еще в 2013 году. Аэрофлот начал его постепенное внедрение с 2018 года. Первыми обучение прошли 10 инструкторов, которые обучались работе в новом подходе у зарубежных партнеров компании. Тренажерная подготовка по системе EBT ведется с 2021 года.

Для консолидации усилий и стандартизации инструкторского состава в Аэрофлоте был создан специальный отдел развития компетенций. В его составе 60 инструкторов-экзаменаторов со всех типов воздушных судов, эксплуатируемых компанией.

На сегодняшний момент Аэрофлот первично протестировал своих пилотов для составления индивидуальных программ занятий по новой системе. На начало 2023 в группе компаний "Аэрофлот" насчитывалось 3,9 тыс. человек летного состава. В течение года компания наняла еще девять пилотов, а в ближайшее время штат планируется пополнить еще 20 специалистами.

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота

Тренажер для подготовки летного состава Аэрофлота. Фото: предоставлено пресс-службой Аэрофлота

Однако полноценное внедрение новой системы тренировки пилотов требует внесения ряда изменений в российское законодательство. Заместитель гендиректора ПАО "Аэрофлот", лётный директор Эдуард Советкин отмечает, что есть сложности, связанные со стандартизацией инструкторского состава и отставанием нормативной базы в России. Действующие сегодня федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации" не дают достаточной свободы в сфере обучения летного персонала. Так, например, они требуют прохождение пилотом определенного количества часов проверки общей квалификации даже, если специалист уже давно готов посадить самолет с закрытыми глазами. 

Работу в этом направлении Аэрофлот вместе с другими перевозчиками, которые также заинтересованы в переходе на новую систему подготовки пилотов, ведет при участии Росавиации, Минтранса и Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Аэрофлот — одна из старейших авиакомпаний в мире и одна из крупнейших в России. В состав группы авиакомпаний "Аэрофлот" сегодня входят такие перевозчики, как "Россия" и "Победа". Вместе они являются безусловным лидером российской гражданской авиации. В 2022 году группа компаний "Аэрофлот" перевезла 40,7 млн пассажиров.