С 2015 года Тихоокеанский Медицинский является координатором научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона "Восточный", а с 2019 года регулирует работу пяти региональных проектных офисов, содействуя развитию региональных систем здравоохранения Приморского края, Камчатского края, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа.
10 лет ведущий медицинский вуз Дальнего Востока и островное здравоохранение связывает работа по повышению квалификации сотрудников медицинских организаций региона, взаимодействию в части целевого набора и практической подготовки обучающихся, проведению научных исследований и др.
В продолжение плодотворного сотрудничества в этом году на базе кафедры общей и клинической фармакологии по заказу Минздрава Сахалинской области выполнены работы по анализу лекарственной номенклатуры региона. Проведенное исследование соответствует курсу на образовательное и научно-исследовательское лидерство Тихоокеанского Медицинского на Дальнем Востоке в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030".
Подробнее об этом корр. ИА PrimaMedia побеседовал с проректором по научно-исследовательской деятельности Тихоокеанского Медицинского, заведующей кафедрой общей и клинической фармакологии Екатериной Валерьевной Елисеевой.
Екатерина Валерьевна Елисеева, проректор Тихоокеанского Медицинского. Фото: предоставлено ТГМУ
— Екатерина Валерьевна, для начала хотелось бы представить масштаб проделанной Вами и Вашими коллегами работы. Насколько важно то, что вы сделали по заказу сахалинского Минздрава?
— Начнем с главного. В настоящее время в Российской Федерации реализуются несколько программ социальной помощи в части лекарственного обеспечения. Это предоставление лекарственных препаратов пациентам, оформившим инвалидность в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178 "О государственной социальной помощи". И предоставление лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в соответствии с которым любой субъект Федерации может дополнять федеральные программы своей номенклатурой лекарственных препаратов, предоставляя дополнительную лекарственную помощь, например, пациентам с сахарным диабетом, с онкогематологическими, сердечно-сосудистыми и иными заболеваниями, являющимися социально значимыми для данной территории.
Кроме того, все граждане Российской Федерации за счет средств ОМС бесплатно получают лекарственную терапию, когда находятся на лечении в стационаре.
Для любого субъекта Федерации и регионального министерства актуальным вопросом является качественное управление лекарственным обеспечением. Это нужно для того, чтобы номенклатура лекарственных препаратов соответствовала заболеваемости, и у пациентов были только те лекарственные препараты, эффективность и безопасность которых доказаны в клинических исследованиях.
И поскольку номенклатура лекарственных препаратов чрезвычайно обширна, в том числе и в части перечня жизненно важных и необходимых препаратов, то именно ею руководствуются, определяя, какие именно лекарственные средства нужны людям, и что они будут получать по льготным рецептам.
При этом очень важно, чтобы существовал алгоритм добросовестной, объективной, последовательной и непрерывной экспертной оценки качества использования лекарственных средств.
Этим занимаются специалисты — врачи — клинические фармакологи — потому что только у врачей — клинических фармакологов есть специальные знания, умения и навыки, которые позволяют, с одной стороны, определить, какие именно лекарственные препараты наиболее эффективны, а, с другой стороны, дать экономическую оценку лекарственным технологиям.
Что такое экономическая оценка лекарственных технологий? Это анализ эффективности затрат на лекарственную терапию в соотношении с конечным клиническим результатом, полученным благодаря схеме, применяемой той или иной фармакотерапией. В этой связи Правительству Сахалинской области потребовалась экспертная организации, способная проанализировать качество лекарственного снабжения по программе "Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами", по программе "14 высоко затратных нозологий", программе "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" и Государственной программе развития здравоохранения Сахалинской области.
Соответствующую работу выполнил Тихоокеанский Медицинский. Результаты этой работы предоставлены в виде заключительных отчетов Министерству здравоохранения Сахалинской области. Далее, коллеги, опираясь на наш анализ, будут принимать управленческие решения, которые позволят им совершенствовать работу в этом направлении.
— Как шла работа по заказу Минздрава Сахалинской области? Ваши эксперты выезжали в Южно-Сахалинск? Знакомилось там с какими-то документами?
— Современные информационные технологии позволили произвести анализ качества лекарственного снабжения Сахалинской области в удаленном режиме.
Анализируемый массив данных по лекарственному обеспечению носил обезличенный, а не персонализированный характер. К тому же, благодаря современным информационным технологиям, мы обменивались данными и анализировали их в защищенном исполнении.
— Что конкретно делали эксперты?
— Наши эксперты выполнили так называемый ABC/VEN анализ лекарственной номенклатуры по всем программам, которые я перечислила выше.
ABC-анализ — это анализ, позволяющий определить, каким лекарственным препаратам при их приобретении по той или иной программе отдается предпочтение, и насколько оно соответствует приоритетной структуре заболеваемости.
Группа А — это лекарственные препараты, на которые субъект Федерации тратит до 80 % всех финансовых средств, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения. Группа B — это льготные препараты, на которые тратится 15 % средств. Группа С — лекарственные средства, на которые тратится 5 %.
VEN-анализ — это распределение всей номенклатуры лекарственных препаратов по трем классам: V от слова Vital ("жизненно важный"), Е от слова Essential ("необходимый") и N от non Essential ("не необходимый, второстепенный, не нужный").
В настоящее время оценка эффективности лекарственных технологий проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 871 "Об утверждении правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи". При этом за последние годы Минздрав России поднял подходы к оценке эффективности лекарственных технологий на очень высокий уровень.
Однако исторически в перечне жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов очень много лекарственных соединений, которые были включены туда до того, как появилось Постановлением Правительства Российской Федерации № 871. Соответственно, в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов находятся лекарства, которые были синтезированы в 70-80-х годах прошлого столетия. Они не проходили коллегиальный процесс клинических исследований и не имеют соответствующей экспертной оценки. Но в перечне эти препараты есть. Они имеют юридическую регуляторику, поэтому могут в силу лечебных стереотипов назначаться практическими врачами и использоваться самими пациентами по субъективным причинам.
Так вот, наша задача — сделать так, чтобы в каждой программе денежные средства тратились именно на те лекарства, которые спасают и продлевают жизнь человека, повышая качество человеческой жизни, а не на те препараты, которые, скажем так, являются фармакологической нагрузкой.
ABC/VEN-анализ всегда делается одновременно. Он позволяет проанализировать общий массив лекарственных препаратов и увидеть, насколько рационально затрачиваются финансовые ресурсы на их приобретение.
— Именно это и потребовалось правительству Сахалинской области?
— Нужно сказать, что Сахалинская область — это очень показательный субъект федерации в том плане, что его руководители уделяют большое внимание вопросам лекарственного обеспечения. И уровень бюджетной обеспеченности региона позволяет поддерживать очень много дополнительных программ, которые представлены не во всех субъектах Российской Федерации.
Так, например, Правительство Сахалинской области уже в течение многих лет выделяет в бюджете региона отдельную защищенную статью на приобретение препаратов для пациентов с онкогематологическими заболеваниями и препаратов, которые не включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты — ред.), но необходимы соответствующей категории пациентов, поскольку эти лекарственные средства входят в клинические рекомендации.
Благодаря тому, что Правительство Сахалинской области создает такую статью в бюджете региона, эти препараты доступны для пациентов, что позволяет им лечиться в полном соответствии с современными клиническими рекомендациями.
Сегодня правильные управленческие решения в части лекарственной политики могут приниматься только на основании научных данных. И мне очень приятно, что Правительство Сахалинской области заказало большую аналитическую работу по лекарственной политике именно нам — Тихоокеанскому Медицинскому.
Генетика, "цифра", профмедицина, новые лекарства — ведущий медицинский вуз Дальнего Востока в программе "Приоритет 2030"
— Вот о науке и хотелось бы немного поговорить. Понятно, что Тихоокеанский Медицинский и Минздрав Сахалинской области связывают многолетние плодотворные партнерские связи. Но ведь не только благодаря этому вуз получился заказ на выполнение такой масштабной работы. Видимо, были учтены и компетенции ваших экспертов?
— Я думаю, да. Участие в работе принимали сотрудники лаборатории анализа лекарственного обеспечения Дальневосточного федерального округа, коллеги с ученой степенью, званием и большим опытом. Я, например, больше 20 лет в своей профессии, и являюсь главным клиническим фармакологом Дальневосточного федерального округа.
— А смену готовите? Как обстоят дела со студенческой наукой?
— При кафедре общей и клинической фармакологии, относящейся к педиатрическому и фармацевтическому факультету, работает студенческое научное общество, которое занимается фармакологией. Основная задача общества — формирование у студентов навыков рационального использования лекарственных средств.
С 2002 года на кафедре работает клиническая ординатура, успешно ведется подготовка аспирантов. Основные направления научной работы — клинико-фармакологическое обоснование рациональной антибактериальной терапии и антибиотикопрофилактики; нитроксидергическая регуляция висцеральных функций и возможности ее фармакологической коррекции; фармакоэпидемиология и фармаконадзор, фармакоэкономические исследования в медицине; нитроксидергические механизмы развития и фармакологической коррекции боли.
Помимо этого кафедра реализует программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по клинической фармакологии для врачей Приморского края, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия).
В общем, кафедра находится в тренде стратегии развития Тихоокеанского Медицинского, исходя из которой вуз должен усилить свою деятельность в качестве координатора научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона "Восточный".
— В программе "Приоритет-2030" большое внимание уделяется цифровой трансформации вуза. Наверняка тренд на цифровизацию коснется и фармакологического направления?
— Разумеется. Я, как эксперт в сфере лекарственного обеспечения, считаю, что без информационных систем невозможно осуществлять надлежащий контроль над качеством этого обеспечения.
Когда у вас в номенклатуре имеется несколько сотен наименований лекарственных препаратов, а в регионе ежегодно выписываются сотни тысяч рецептов, и в режиме реального времени необходимо видеть, сколько препаратов пациенту назначено, какие препараты ему были отпущены, нет ли каких-то неблагоприятных клинически значимых взаимодействий между этими препаратами, что происходит на складе уполномоченной фармацевтической организации, достаточно ли там лекарственных средств, нет ли перебоев в лекарственном обеспечении, нет ли рецептов на отсроченном обслуживании, какие сроки годности у препаратов, нет ли препаратов с истекающими сроками годности и многое, многое другое, поневоле придешь к выводу, что для того, чтобы качественно управлять всем этим непростым процессом, нужно внедрять самые современные информационные системы. Разумеется, в обязательном порядке (и в первую очередь!) там должно быть учтено льготное лекарственное обеспечение.
Совместно с Институтом автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук нами была создана так называемая антология льготных лекарственных препаратов. Мы полагаем, что в дальнейшем она станет частью медицинских информационных систем, и поможет врачам принимать правильные решения, например, при составлении лекарственных заявок.
Антология включает не только базовую информацию о препарате, но и отражает сведения о том, проведены ли по нему надлежащим образом спланированные клинические исследования. Если проведены, то, какие получены результаты, и как препарат показывает себя в контексте здоровьесберегающих технологий.
В рамках этой программы кафедра общей клинической фармакологии намерена в следующем году продолжить проект по формированию антологии на лекарственные препараты. Считаем эту работу важной и своевременной, тем более что антологией смогут пользоваться врачи всех регионов Дальневосточного федерального округа.
Один из лидеров медицинского образования Дальнего Востока идет в ногу со временем