Приморские ученые-философы ДВО РАН на основе многолетних исследований пришли к выводу, что марксизм советского образца в настоящее время нежизнеспособен, сообщает ИА PrimaMedia. Острая дискуссия развернулась на круглом столе "Ленин и судьбы современного социализма и антиколониализма" (16+), прошедшем по инициативе Приморского отделения Российского исторического общества в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН.
По словам доцента кафедры философии ДВО РАН, кандидата философских наук Максима Буланенко, школа аналитического марксизма — один из ведущих в мире коллективов по исследованию Маркса — обнаружили, что марксизм или, вернее, социализм марксистского толка, имеет несколько неразрешимых проблем.
Причем, два недостатка выглядят совершенно непреодолимыми.
Первый — марксистский социализм неразрывно связан с диалектикой, а трудность диалектики состоит в том, что, в отличие от логики, ее статус, как теории, не очень понятен.
"У нее нет правил, нет метода. Опять же, я как будто бы выношу приговор диалектике. Но у меня нет другого выхода — это результаты собственных многолетних исследований", — констатировал ученый. — В диалектике нет даже согласия относительно основных понятий. Принцип отрицания отрицания подробнейшим образом обсуждался на круглых столах с ведущими советскими философами. И там не было одного мнения. Что же говорить об остальном?"
На круглом столе, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ленина, досталось и отцам коммунизма, и "красным" блогерам
И фактически в современном российском марксизме — ослабленной версией советского марксизма — диалектика превратилась во что-то вроде Священного Писания. При этом познавательной функции подобного рода теоретические экзерсисы не несут. Они, по сути, утверждают существующие у аудитории предрассудки".
Второй серьезный дефект марксистской теории — это так называемые функциональные объяснения, которые использует Маркс. Такого рода объяснения используются в биологии и называются функциональными потому, что объясняют наличие признака через его функцию, которую он выполняет для достижения оптимального состояния.
"И у Маркса значительная часть объяснений имеет этот функциональный характер, но он не относится к биологии. По большому счету, этот вид объяснений можно охарактеризовать простым афоризмом — "Что бы ни происходило в капиталистическом обществе, это выгодно капиталу", — говорит эксперт.
По его мнению, подобного рода объяснения превратились в некоторый шаблон, который, скорее, служит для эмоционального сплочения приверженцев современного российского марксизма, а вовсе не для объяснения чего бы то ни было.
"В этом смысле марксизм, который существовал в Советском Союзе, как мне кажется, не жизнеспособен. Ни как теория, ни тем более как средство для преобразования общества или его улучшения", — отметил Максим Буланенко.
Но означает ли это, что социализм вообще надо похоронить? По мнению ученого, нет. Уже во времена Маркса существовали другие версии социализма, в которых ни диалектика, ни функциональное объяснение не играли совершенно никакой роли.
"Если говорить коротко о том ядре социализма, которое, на мой взгляд, свою общественную значимость сохраняет, то это идея о том, что общество представляет собой не просто конкурентную среду, в которой те, у кого больше преимуществ, имеют право на большее, а некий союз людей, которые от природы равны, обладают равным достоинством и поэтому имеют право на некоторую долю социальных благ, обеспечивающих их достойное существование", — отметил эксперт.
В этом свете марксизм, особенно современный российский, скорее, приносит больше вреда, чем пользы.
"Вместо того, чтобы говорить об этой идее и смотреть, каким образом можно было бы ее реализовать, он держится за несостоятельную марксистскую теорию, которая очень часто приводит к ненависти, к зависти на пустом месте", — сказал ученый.
Есть много версий, почему Ленин в свое время взял за образ действия именно марксистский социализм. Вероятнее всего, по мнению эксперта, это произошло из-за интеллектуального престижа. Марксизм — не просто политическая теория, а сильнейшая философия и метафизика, которая объясняет все. Русские революционеры были очень умными людьми, и, вероятно, имели очень высокие интеллектуальные притязания. Им хотелось понять мир в целом и общество, как часть мира.
"Но, если говорить о значении Ленина, то сегодня его приверженцам, наверно, следует отказаться от марксизма-ленинизма в пользу социализма", — считает ученый.