Инициатором выставки "Акватория/Тайга" (0+), на которой представлены фотоработы известного приморского гидрогеолога, бизнесмена, альпиниста, дайвера и прекрасного фотохудожника Сергея Эйдуса, стал галерист и основатель Центра современного искусства "Артэтаж" Александр Городний. По его признанию, поводом для выставки стал фотоальбом Сергея Эйдуса "Акватория. Залив Петра Великого" (0+), выпущенный в 2022 году издевательством "Рубеж". Городний был восхищен альбомом и решил, что фотографии Эйдуса обязательно должны стать достоянием общественности. И вот выставка состоялась, благо было из чего выбирать. За годы путешествий по всему миру Сергей скопил огромный фотоархив, в котором нашлось место и Африке, и Южной Америке, и Тибету, и Камчатке, и другим уголкам планеты. Однако для выставки были выбраны работы, посвященные Приморью. И надо сказать, для многих они стали откровением, включая обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова.
Пик Марии
Скажу сразу, у меня был особый интерес к выставке Сергея Эйдуса, поскольку в декабре 2004 года я брал у него интервью как у члена команды приморских альпинистов, которые в октябре 2004 года покорили безымянный пик на Тибете (совместно с группой канадских альпинистов). По существующим правилам, покорители вершины имели право дать ей имя. Перед восхождением долго перебирали возможные названия, думали-думали и, наконец, приняли предложение Сергея назвать пик именем его дочери Марии, которая родилась 1 марта 2004 года.
Выставка "Акватория/Тайга". Сергей Эйдус. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
После покорения вершины все полагающиеся документы были переданы в Москву для включения в Российский классификатор вершин. А там уже отечественная федерация альпинизма сообщила международной ассоциации о том, что на Тибете появился пик Марии.
Как рассказал тогда Сергей, восхождение на безыменный пик, ставший пиком Марии, проходил не без труда, хотя это была тренировка перед главным восхождением (в зачет чемпионата России) на соседний пик Гроссвенор. Думали обернуться за день, а пришлось делать две ночевки. Да и то сказать, пик Марии лишь на 100 метров ниже Эльбруса, высочайшей вершины Европы.
— Сергей, а сможет ли когда-нибудь Мария взойти на пик своего имени? — спросил я тогда у Сергея.
И услышал в ответ, что альпинизм не женское, в общем-то, дело, в отличие от скалолазания например.
— Хотя сам бы я Машку в горы не пустил. Со мной — куда угодно, — сказал Эйдус.
И вот спустя почти 20 лет у меня, как я надеялся, появилась возможность узнать продолжение той красивой истории про пик Марии из Приморья на Тибете. А заодно пообщаться с Марией Эйдус. Увы, на открытие выставки она не пришла. "Стесняется", — пояснил Сергей.
1 марта этого года, как нетрудно посчитать, Марии исполняется 20 лет. Она студентка. Что касается отца, то после того восхождения он еще не раз покорял высочайшие вершины планеты. Например, в день своего 59-летия забрался на вершину потухшего вулкана Чимборасо, самую удаленную от центра Земли точку поверхности (6384,4 км — на 2 км выше, чем вершина самой высокой горы над уровнем моря — Эвереста).
"Это не фотомонтаж"
Итак, Приморье Эйдуса. Какое оно? Вполне ожидаемое, знакомое, с теми самыми красотами (море и тайга, тайга и море), которые привлекают к нему многих. И в то же время неожиданное даже для тех, кто в нем родился и прожил всю жизнь.
Ну, вот, например, посмотрите на эту фотокартину. Что это? Где это? В каком райском краю снято? За какими морями, горами и долами? Да здесь же, под самым боком. И называется это чудо "Закат над полуостровом Песчаный".
Выставка "Акватория/Тайга". Закат над полуостровом Песчаный. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А вот приморская тайга, побережье — сочетание камней (скал), растений и воды (залив, река, маленькое озерцо). Этакая полифония природных стихий плюс взгляд человека, вооруженного фотокамерой.
Выставка "Акватория/Тайга". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
В любой работе обязательно присутствует какая-то фишка. Иногда это игра света (флайбординг на закате — в золоте всё: небо, море, катер, флайбордист), иногда неожиданный ракурс, иногда на первый план выходит сюжет.
Вот белка, например. С шишкой в руках. Ну, белка как белка, скажете вы. Но в памяти всплывет само собой: "Белка песенки поет да орешки все грызет". И улыбнешься. Значит, зацепило.
А вот другое "литературное" фото.
Выставка "Акватория/Тайга". Улитка на склоне. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Вспоминается "Улитка на склоне" (18+) братьев Стругацких, научно-фантастическая повесть, которую писатели считали самым совершенным и самым значительным своим произведением. Стоишь и думаешь, кто ты: филолог Перец, Кандидат-Молчун, шофер Тузик или, не дай Бог, начальник управления Искоренения леса.
Или вот огромное судно, а вокруг него множество маломерных суденышек — катеров. Встречают? Провожают? Прогоняют? Атакуют? Ну, прямо-таки легендарный "Индевор" капитана Джеймса Кука, окруженный пирогами кровожадных туземцев. Или, наоборот, дружелюбных туземцев.
Выставка "Акватория/Тайга". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
В общем, надо подумать.
Выставка "Акватория/Тайга". Цветок и горы. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А вот еще одно загадочное фото. Фотомонтаж или не фотомонтаж? Давно хотел научиться снимать горы и цветы, чтобы то и другое было в фокусе. Долго искал, как это сделать. И в конце концов нашел необходимую технику. Берется длинный объектив (400 мм), на него устанавливается полумакролинза (макролинза, деленная пополам).
— Это позволяет снимать буквально в десяти сантиметрах крупно цветок и далеко гору. То и другое в фокусе. Так что это не фотомонтаж, а единый кадр. И, кстати, признаюсь честно, я не умею пользоваться фотошопом. До сих пор не научился, — говорит Сергей, смущенно улыбаясь.
Выставка "Акватория/Тайга". Александр Городний дарит Сергею Эйдусу традиционную брендированную кружку. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia