В новом году конкуренция на рынке ритейла Дальнего Востока и Приморского края станет ещё острее. Компания "Невада" открывает во Владивостоке первые магазины Spar. "Реми" готовит открытие новых гипермаркетов в Хабаровске, Артёме и Владивостоке, часть из них — в формате "торгового города" "РемиСити". X5 Group продолжает региональную экспансию. Планами и прогнозами на текущий год с ИА PrimaMedia поделились тяжеловесы розничной торговли.
Мультиформатная розничная сеть
В январе стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России согласовала сделку по приобретению ПАО "Магнит" 33,01% розничной сети "Самбери" (принадлежит хабаровской ГК "Невада").
"Магнит" в октябре 2023 года договорился о приобретении 33,01% долей в уставном капитале "Самбери", а также о предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение пяти лет. Закрытие первого этапа сделки ожидается летом 2024 года", — сообщила пресс-служба сети.
Федеральный гигант заинтересован в торговых площадях и распределительных центрах компании в Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске. Уточняется, что после закрытия сделки "Самбери" продолжит развитие под своими брендами и управлением действующей команды менеджмента. Представители "Магнита" будут вовлечены в стратегическое управление бизнесом.
"Самбери" будет работать под собственным брендом. Мы продолжаем открывать магазины и проводить реновации уже существующих. В этом году откроются больше "Близких". Spar — тоже наша сеть. Группа компаний "Невада" приобрела магазины, работающие под этим эркером на ДВ", — сообщили агентству в ГК "Невада".
В планах группы — расширить франшизу Spar на Дальнем Востоке и зайти в Приморский край. Уже известно, что первый Spar во Владивостоке откроется на Некрасовской, 76, где раньше находился магазин "Яппи".
"Сейчас мы называемся мультиформатная розничная торговая сеть, в которую входят сеть гипермаркетов "Самбери", сеть супермаркетов "Самбери", сеть супермаркетов Spar, сеть магазинов у дома "Раз-два" и сеть дискантеров "Близкий"", — уточняет источник. Также в Хабаровске продолжает работать флагманский магазин "Невады" "Броско Маркет" под брендом, специально разработанном для торгового центра "Броско Молл".
Новые "РемиСити"
При этом конкурент "Самбери" в Приморье "Реми" готов держать удар. Один из крупнейших региональных ритейлеров продолжает расширять торговую сеть — если в середине 2023-го года "Реми" насчитывал 65 магазинов в Приморье, Хабаровском крае и Сахалинской области, сегодня их 67, и компания продолжает наращивать торговые площади.
"Например, в следующем месяце мы открываем первый гипермаркет формата "Реми" в Комсомольск-на-Амуре на улице Пирогова, 22", — рассказал представитель сети.
Основатель и владелец "Реми" Дмитрий Сулеев считает растущую конкуренцию на рынке розничной торговли "нормальным, естественным течением событий, если только кто-то не достигает монопольного положения". По его словам, в текущем году ритейлер сделает упор на развитие формата "РемиСити", который сегодня выделяется в сегменте продуктовой розницы своим масштабом и расширенным ассортиментом.
"Планируем открыть ещё около 15 магазинов, упор сделаем на "РемиСити" — в Хабаровске, Артёме, Владивостоке переобустроим часть площадей под этот формат", — делится планами Дмитрий Сулеев.
Один из гипермаркетов "РемиСити" откроется по адресу Борисенко, 35, уточнил собеседник.
И здесь главной интригой остаётся приход Spar, сможет ли франшиза в составе "мультиформатной розничной сети" потеснить "РемиСити". На Западе России представлены магазины Spar и Eurospar. Последние образуют огромные гастрономические пространства до 3000 кв. метров и больше. Однако не стоит забывать, что эта франшиза, и развиваться она будет исходя из закупочных мощностей "Невады".
Ставка будет сделана на уголь и контейнеры
X5 Group ищет площади
Не сбавляет оборотов "Пятёрочка" (федеральная группа компаний X5 Group). X5 Group объявила о росте чистой выручки на 20,6% в 2023 году. В том числе на эту динамику повлияла региональная экспансия — в марте "Пятёрочка" открыла первый магазин во Владивостоке. "X5 стал первым федеральным продуктовым ритейлером на данной территории", — отмечают в X5 Group.
В настоящее время в Приморье работают порядка 60 магазинов под брендом "Пятёрочка". Интересно, что членом наблюдательного совета Х5 Group является совладелец сети ДНС, сооснователь сети магазинов у дома "Квартет вкусов" Дмитрий Алексеев. Ранее он заявлял, что федеральный гигант "раскачает" дальневосточный ритейл и привнесёт новые стандарты в продуктовую розницу. Это касается и отношений с поставщиками, и продвижения бренда, и доверительной приемки товаров, и той же бесприлавочной торговли. По оценкам собеседников агентства, пока "Пятёрочка" — довольно "умеренный конкурент" и в своей стратегии развития обошлась без жёсткого демпинга. Сейчас главная проблема федералов — дефицит качественных торговых площадей. Именно это препятствие тормозит дальнейшую экспансию "Пятерочки".
Таким образом, текущий год игроки рынка встретили фактически на паритетных началах — плюс минус 60 магазинов в Приморье у каждого. Покупательной способности населения хватило на всех. И если посмотреть на статистику, например, администрации Владивостока за 2023 год, мы увидим, что оборот розничной торговли организаций показал рост 117,5 % к 2022 году, общественного питания — 121,3 %.
В новом году "Самбери" перейдёт под управление "Магнита", откроются магазины Spar, но глобальных изменений конкуренции участники рынка не прогнозируют. Хотя и так, как было, не останется, скоро потребитель почувствует изменения.
А вот что касается малого бизнеса, в этом сегменте количество игроков значительно уменьшилось. По оценкам ритейлеров, доля сетей в рознице Дальнего Востока увеличилась более, чем втрое. В 2015 году она составляла примерно 20%. Сейчас сети — это порядка 70% рынка.
Профессор
Автор фото: РИА PrimaMedia
Скоро потребитель сможет оценить изменения в нашем ритейле. Хватит места вновь пришедшим федеральным брендам на устоявшемся рынке продуктового ритейла, представленного приморскими и хабаровскими операторами? Интересный вопрос. Вспомним, как заходили в города Дальнего Востока "Эльдорадо" и "М-Видео". Тогда ведь тоже были похожие опасения, мол, локальным сетям придётся закрываться. Тем не менее, окончательно сошёл с дистанции только "Спектр". "В-Лазер" сдал все свои торговые площади челябинскому оператору RBT, а федералы нашли для себя новые торговые площади, в том числе, построенные в соответствии с техническими заданиями от "М-Видео" и "Эльдорадо". По-моему, для потребителя мы видим только плюсы от такой конкуренции.
В продуктовом ритейле будем наблюдать похожую историю, хотя нельзя исключить и варианта, когда "Реми" или "Самбери" уступят часть своих площадей федералам. Для потребителя я вижу одни плюсы, так как для покупателя будет больше выбора. Федеральные сети привнесут сюда какие-то новые стандарты обслуживания, получат толчок для развития и маркетинговые агентства, появятся новые контракты у наших логистиков. Коммуникация бизнеса и власти также трансформируется по мере прихода в наш край федеральных брендов. Посмотрим, что будет.