С 1 апреля прогнозируется удорожание на 30% иномарок поставляемых в Россию по "параллельному импорту" через Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. Эксперты разъяснили ИА PrimaMedia различия между параллельным импортом и "уходом" от таможенных платежей, и предстоящем выравнивании стоимости машин у официальных дилеров и самодеятельных импортеров.
По требованию российских властей с 1 апреля 2024 года вводятся ограничения на импорт машин через страны Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан). Предприниматели, импортирующие машины через страны ЕАЭС в Россию выразили опасение, что такие меры приведут к удорожанию иномарок на 30%.
"Давайте разграничивать механизм параллельного импорта и всего того, что везется с уходом от полной стоимости таможенных платежей. Параллельный импорт — это то, что производитель везет с заключением через НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Автопродукция производителей, которые ушли из России из-за санкций, оформляется на юридическое лицо, и подается пакет документов в НАМИ. Потом проходит таможенное оформление, и затем только выпускается на рынок",
— разъясняет автоэксперт, представитель сертификационной лаборатории СБКТ Денис Максименко.
По мнению эксперта, параллельный импорт — это официальная процедура легализирующая использование оригинальной продукции, производитель которой официально ушел из России, проходящая техническую оценку соответствия безопасности и экологическим стандартам.
Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia
Справка: ФГУП "НАМИ" является единственной уполномоченной организацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2022г. № 855, проводящей оценку соответствия транспортных средств. ФГУП "НАМИ" уполномочено проводить оценку соответствия обязательным требованиям, применяемым в отношении колесных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе и не оснащенных системами вызова экстренных оперативных служб, ввозимыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
"Сейчас начинают во многих постах и статьях про параллельный импорт, включать те машины, которые просто везутся через Киргизию, Казахстан и Беларуссию. Относить их к параллельному импорту не совсем корректно, потому что там занижали изначальную стоимость машины — это не параллельный импорт, а полноразмерный уход от таможенных платежей.
Логично, что Россию не могла устраивать ситуация, когда машины шли изначально для России и в Россию, их завозили, но оформляли по стоимости намного ниже, чем они были приобретены, соответственно проверка по этим машинам не проводилась. Вопросы были: "Ребята вас обманывают по стоимости, а вы воспринимаете как само собой разумеющееся". Но на все ноты протеста, которые выставляли в октябре той же самой Киргизии, ожидаемой реакции не было.
В итоге правительство России было вынуждено сделать механизм контроля и добора этих платежей, чтобы машины приходили сюда с полными таможенными сборами. И они были конкурентоспособны с теми официальными дилерами, которые работают в рамках параллельного импорта, и по стоимости были плюс-минус одинаковы", — объяснил автоэксперт.
Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia
В Приморском крае машины, завезенные из стран ЕАЭС скорее исключение, чем правило. Здесь есть свое направление импорта отработанное десятилетиями (Япония и Корея). Тем более, свои колоссальные планы на российский авторынок имеет китайский производитель. Как сообщало ранее ИА PrimaMedia, один из лидеров автомобилестроения КНР, планирует в 2024 году нарастить продажи за рубеж до 158 тысяч машин. По мнению генерального директора компании "Альтаир-Авто " (дилер Mercedes-Benz, Geely) Владимира Шестака, совокупные планы китайских производителей на российский рынок в два раза превышают возможности российского рынка.
Это означает, что российские покупатели могут, обосновано ожидать дополнительные программы поддержки от производителей, субсидии за покупку машины в кредит и лизинг. Будет производиться поддержка тех моделей, которые собираются на территории России.
"В итоге, ценник маркетинговый не поменяется, но покупатель может рассчитывать на поддержку или субсидии от производителей", — ранее отмечал автоэксперт.
Потребности приморских автолюбителей не совпадают с экономическими возможностями
Более резких изменений по стоимости, по сравнению с прошлым годом эксперты не ожидают.
Отметим, что в массовом сегменте в России в целом пользуются высоким спросом модели стоимостью в районе 2,5-3 млн рублей. По оценкам агентства "АВТOСТАТ", средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в 2023 году составила 3 млн 130 тысяч рублей. Относительно бюджетного "китайца" можно приобрести, располагая суммой порядка 2 млн рублей. Другой вопрос, насколько экономическая ситуация позволит нашим автомобилистам обновить своих "железных коней". У многих теперь просто нет возможности приобрести новую машину, а стоимость б/у машин поднялась настолько, что приемлемые модели ушли в район выше 1,2 млн.