Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 55 дней

Парад, фестивали и соревнования: программа на майские праздники во Владивостоке
8 мая, 10:20
Показали новое видео праздничного парада во Владивостоке - прибыла техника
10:40
Встреча на телемосту: школьники Владивостока и Минска поделились историями ко Дню Победы
10:29
Председатель Думы Владивостока Андрей Брик поздравил жителей с Днем Победы
09:30
Бессмертный полк ИА PrimaMedia: помним наших героев!
08:30
Парад, фейерверк и концерт: как пройдет День Победы во Владивостоке
08:05
Дальний Восток 9 мая. Во Владивостоке был открыт корабль-музей "Подводная лодка С-56"
07:00
День Победы: что вы знаете о Великой Отечественной войне? – ТЕСТ на 9 мая
06:00
Выручающая разминка из СССР: эти 3 упражнения помогут тем, у кого шалит давление
05:00
Вкуснее любого шашлыка: это блюдо "покорит" сердце каждого гостя на майских
04:40
Вот почему некоторые люди не могут пить молоко - дело не только в лактозе
04:20
Эксперт рассказала, что в первую очередь отключат в квартире за долг по ЖКХ
03:11
Ученые прогнозируют сильные солнечные вспышки в ближайшие три дня
8 мая, 21:30
Символы 9 мая: Георгиевская лента, фронтовые 100 грамм и красные гвоздики
8 мая, 20:30
Частично обрушился мост в селе Кролевцы в Приморье
8 мая, 20:01
На знаменитый "полицейский долгострой" во Владивостоке не нашлось покупателя
8 мая, 19:15
Строящемуся в Приморье металлургическому заводу добавили территории 8 мая, 17:06
"Впереди много работы": Олег Кожемяко принял участие в инаугурации президента РФ 8 мая, 17:00
Путин поручил подготовить оценку эффективности работы губернаторов 8 мая, 12:16
Кожемяко: "С нашим лидером добьемся успеха!" 7 мая, 20:14
Самовыдвиженцам на выборах в Приморье станет еще сложнее 7 мая, 15:45
Флот РРПК лидирует по итогам минтаевой путины в сезоне А 2024 года 7 мая, 11:51
Банкротить теперь будут только за крупные долги 7 мая, 09:01
Владимир Путин 7 мая официально вступит в должность президента России 7 мая, 07:31
Резидент ТОР в Приморье сорвал инвестпроект по выращиванию гребешка 7 мая, 07:03
Приморье держит лидерство в ДФО по объемам строительства 6 мая, 20:50
Сбои на железной дороге угрожают поставкам продуктов на Дальний Восток 6 мая, 11:51
В Приморье вновь планируется построить Находкинскую электростанцию 6 мая, 09:43
АО "Дальтрансуголь" держит курс на сохранение экологического равновесия 3 мая, 16:04
Порты Приморья замерли в ожидании 2 мая, 19:41
Генпрокуратура выиграла громкий иск к крабовым бизнесменам из Приморья 2 мая, 16:33

Единая судьба человечества и приоритет суверенитетов: идеи Китая на бумаге и практике

Миграцию глобальных китайских инициатив обсудили на круглом столе во Владивостоке
13 марта, 09:25 Общество
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

Китай вместе с растущей экономической мощью прокладывает дорогу к тому, чтобы стать генератором мировых смыслов. Концепция "сообщества единой судьбы человечества", инициативы "глобального развития", "глобальной безопасности" и "глобальной цивилизации" — все это с течением времени, обрастая деталями, переходит из риторической плоскости в практическую. По мнению экспертов, китайские решения обладают необходимой гибкостью, чтобы подойти всем странам, и глубиной, чтобы быть полезным и им, и мировому сообществу.  

Большой круглый стол "Китайские концепции, идеи и принципы в борьбе за формирование нового миропорядка" (18+) прошел в стенах Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Обсуждение собрало востоковедов, историков и философов от Калининграда до Шанхая. В зале не было мест, в том числе, и из-за наплыва журналистов — тема оказалась интересна не только ученым, но и обществу в целом. 

Круглый стол "Китайские концепции, идеи и принципы в борьбе за формирование нового миропорядка" (18+)

Круглый стол "Китайские концепции, идеи и принципы в борьбе за формирование нового миропорядка" (18+). Фото: ИА PrimaMedia

И неудивительно, почему — пожалуй, о китайских глобальных инициативах, хотя бы краем уха, слышали подавляющее большинство людей. А вот что за ними стоит и каков практический смысл — это уже материи более тонкие, в каковых без экспертной оптики разобраться сложно. Тем более, что ранее научная мысль охватывала их, в основном, перечислением, без препарирования, категоризации и сравнительного анализа. Здесь же одни ученые благодарили своих коллег за доклады, которые позволили им наконец разобраться, что подразумевается под речевыми фигурами "сообщества единой судьбы человечества".

"Мир вступил в новый период турбулентности и преобразований"

Определенную рамку круглому столу задал почетный гость, исполняющий обязанности Генерального консула во Владивостоке Юй Цзунцзе. После приветственных слов и благодарностей организаторам дипломат сразу обозначил, что сегодня "мир вступил в новый период турбулентности и преобразований, столкнулся с невиданными ранее кризисами и вызовами".

"Но у нас есть полная историческая уверенность в том, что общее направление развития и прогресса человечества не изменится. Общая логика движения человечества вперед остается неизменной", — подчеркнул дипломат. 

Юй Цзунцзе

Юй Цзунцзе. Фото: ИА PrimaMedia

Он напомнил, что в марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время посещения МГИМО впервые предложил китайский план построения сообщества единой судьбы человечества. За последние 11 лет китайская инициатива превратилась из прекрасного видения в "богатую практику", "международный консенсус" и "научную систему". 

"Что такое сообщество единой судьбы человечества? Цель заключается в создании мира, где царят долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность, чистота и красота. А сама концепция реализовывается при создании глобальной системы управления на основе совместных консультаций, строительства и использования, повсеместно придерживаясь общих ценностей всего человечества, где основной опорой служит содействие формированию отношений нового типа. В качестве стратегического руководства выступают инициативы глобального развития, глобальной безопасности и глобальной цивилизации. А практической платформой реализации концепции является высококачественное совместное строительство "Одного пояса и одного пути", — отметил Юй Цзунцзе. 

Китай выступает за равноправный, упорядоченный, многополярный мир и инклюзивную экономическую глобализацию, за равенство всех стран, больших и малых, против гегемонизма и силы, за претворение в жизнь подлинной многосторонности. Важная часть выступления и.о. консула касалась российско-китайских отношений, где стороны создали новый образец отношений между крупными странами.

"В прошлом году Си Цзиньпин и Владимир Путин встречались дважды. В этом году Китай готов вместе с Россией, встречая новую весну и идя по новому пути, придерживаться важных договоренностей, достигнутых главами двух государств. Стороны готовы, пользуясь 75-летней годовщиной установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и проведением годов культуры Китая и России, опираясь на стратегическое взаимодействие спиной к спине, способствовать глубокому и прочному построению сообщества единой судьбы человечества и вносить положительный вклад в построение более справедливого и рационального нового политического и экономического порядка", — заключил Юй Цзунцзе. 

Руководство к достижению народного счастья

Логичным продолжением речи почетного гостя стал доклад д.и.н., профессора РАН и зам. директора ИМЭМО РАН, (по ВКС) Александра Ломанова, который перевел озвученные тезисы на научный и прикладной лад. Ученый задался вопросом — каким образом можно осуществить эти прекрасные идеалы, как найти общий знаменатель для сплочения человечества? 

Эксперт подчеркнул, что в декабре 2023 года в Пекине на декабрьском совещании ЦК по внешнеполитической работе прозвучал ряд тезисов, проясняющих позицию китайских властей по их видению глобализации и многополярности. 

1 / 6

"Прозвучали характеристики двух основных направлений развития нашего мира, в сторону которых Китай собирается продвигаться. Первое — это равноправная и упорядоченная многополяризация мира. Термин именно таков. Многополяризация не близка к многополярности. Слово "многополярность", скорее, означает некое явление, некую статику. Китайский язык позволяет представить многополярность именно как тенденцию, как процесс трансформации человечества. Равноправный и упорядоченный, — отметил Ломанов. — Экономическая глобализация дается также с двумя важными характеристиками: инклюзивная и приносящая выгоду всем. Эти характеристики важны, потому что они дают ответы на два вопроса, вокруг которых ведутся научные споры. Во-первых, Китай не отказывается от глобализации, готов стать её знаменосцем, её проводником. Во-вторых, Китай является сторонником многополяризации мира, и в этом отношении у него есть большое пространство как для научного диалога по проблемам международных отношений и тенденциям развития современного мира, так и по осуществлению практического сотрудничества в этой сфере". 

Еще один научный спор: является ли Китай региональным или глобальным лидером, сторонником узкой азиатской глобализации, которую можно приравнять к регионализации, либо же китайский проект может быть распространен на весь мир? Сопутствующий вопрос — является ли обязательным требованием для участия в китайском проекте отказ от либеральных ценностей и принятие так называемых азиатских ценностей. 

"По мере того, как проясняется, становится более усложнённой и вместе с тем чёткой и стройной китайская внешнеполитическая концепция, ответ на этот вопрос тоже проясняется, — сообщил эксперт. — Никакого отказа от собственных ценностей они не требуют ни от одной страны. Предлагается интереснейший эксперимент, который позволит очень многим странам по-новому взглянуть на межцивилизационный диалог. Это сближение на основании общих ценностей, которые допускают их разные толкования".

Иными словами, это не замена одних ценностей другими, а выявление общих ценностей с чётким признанием того, что ни одна страна, ни одна цивилизация не обладает монополией на их толкование. Сами эти ценности: мир, развитие, справедливость, демократия и свобода. В условиях "приоритета суверенитета" участие в диалоге по китайскому проекту сообщество единой судьбы человечества и по китайским глобальным инициативам открыто для всех стран. 

По словам ученого, концепция "сообщества единой судьбы" может выступить теоретическим фундаментом и практическим руководством для построения более справедливого мирового порядка. Китайские эксперты ожидают, что в нем не будет места для жёсткого деления мира на центр и периферию, ослабнет система зависимого развития, которая опирается на гегемонию стран Запада. К тому же, само "сообщество единой судьбы" представляется не формализованным альянсом, а, скорее, набором установок и подходов, коллективная реализация которых способна привести все человечество к успеху в реформе и модернизации существующего миропорядка. 

1 / 3

Главная проблема заключается в реакции Запада. Между стратегическими подходами Китая и США есть точки несовместимости, поскольку Америка стремится к консервации иерархического закрытого международного порядка, основанного на силе, гегемонии, авторитете экономической и политической сил. 

"В Китае нет этого противоречия. Именно поэтому со стороны китайского экспертного сообщества, со стороны китайских политиков мы так часто слышим упрёки в адрес Запада за стремление замкнуться в рамках узкой группировки, построить то, что называется "маленький двор за высокими стенами", — считает Александр Ломанов. 

Взамен Китай дает альтернативы — глобальное развития, глобальная безопасность и глобальная цивилизация. 

Глобальная инициатива развития по своему содержанию близка к внутренним китайским лозунгам развития. Её базовая цель — достижение народного счастья. 

"Китай подчеркивает, что лишь когда народы всех стран живут хорошо, в достатке, в удовольствии, лишь тогда процветание будет длительным, будет возможность обеспечить безопасность и гарантировать создание фундамента для соблюдения прав человека", — отметил ученый. 

Глобальная инициатива безопасности была представлена Си Цзиньпином 2022 году. Это комплексный взгляд на безопасность, основанный на сотрудничестве, уважении суверенитетов и недопущении усиления безопасности одной страны за счет снижения таковой для других. 

4211887.jpgСи Цзиньпин — проводник культурного наследия и инноваций

С момента выдвижения идей Си Цзиньпина о культуре в октябре 2023 года, "культура" стала модным словом по всему Китаю

"Принцип равенства всех стран, который заложен в китайской инициативе, был критично воспринят западными экспертами. Ведь он означает релятивизацию так называемой демократии и так называемой автократии, — отметил эксперт. — Идеи, что все страны равны и могут пользоваться равной безопасностью для западных аналитиков неприемлемы, потому что они полностью противоречат американской стратегии полномасштабной борьбы демократий против так называемых автократий и лишает Запад поводов для вмешательства в чужие дела". 

Инициатива глобальной цивилизации — самая новая из озвученной триады. Она была представлена год назад на диалоге высокого уровня между КПК и мировыми политическими партиями. В ней четко зафиксирован акцент на важности равноправного общения, недопустимости навязывания ценностей, разжигания конфликта цивилизаций. В том числе, откровенно прозвучал тезис о том, что надо преодолевать цивилизационное разобщение. 

"Понятно, кому адресован этот тезис, — считает Александр Ломанов. — И вновь западные эксперты недовольны: казалось бы, что может быть плохого в цивилизационном равенстве, что может быть плохого в развитии диалога между цивилизациями. Тем не менее, довелось прочитать такие суждения, что призыв воздерживаться от навязывания своих ценностей и моделей обесценивает так называемый американский порядок, основанный на правилах. И это действительно так, потому что, если Запад утратит чувство собственного цивилизационного превосходства, если он перестанет активно продвигать свои ценности и стандарты, то западные консерваторы скажут — ну что ж, вы создали условия для того, чтобы авторитарные режимы могли позволить себе делать все, что угодно". 

Что важно, по мнению ученого, так это то, что китайские инициативы в комплексе убеждают страны глобального Юга в том, что они не обязаны участвовать в глобальном противостоянии на стороне Запада. Более того, они не обязаны участвовать в этом противостоянии вообще на чьей-либо стороне. 

А что такое народное счастье?

В кругу российских мыслителей и философов трактовки сообщества единой судьбы зависят от позиции самих мыслителей и философов, которые принимают или отвергают концепцию в той степени, в которой она отвечает их собственным взглядам на более справедливый миропорядок. Вдобавок, если они принимают эту концепцию, то видоизменяют ее так, чтобы она подкрепляла их убеждения. Если же отвергают, то также изменяют ее, но уже так, чтобы она подтверждала их опасения. Причем и те, и другие в саму концепцию глубоко не вчитываются, считаю эксперты. 

Андрей Поповкин

Андрей Поповкин. Фото: ИА PrimaMedia

О том, как философское сообщество понимает выдвигаемые Пекином идеи, рассказал к.ф.н., заведующий кафедрой философии ИИАЭ ДВО РАН Андрей Поповкин.

"Идея единой судьбы человечества — это идея, носящаяся в воздухе. Можно сказать, что мы имеем несколько проектов единой судьбы человечества. В каком-то смысле американский проект — это тоже идея единой судьбы человечества. Только там судьба человечества состоит в том, чтобы следовать написанным в США правилам, — отметил ученый. — Наш президент Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию в каком-то смысле тоже обозначил российское видение единой судьбы человечества. И в этом видении один из базовых принципов — принцип справедливости, а также право наций быть самими собой. И важно, что за этот принцип Россия готова не только потерпеть экономические сложности, но и готова отстаивать его силы и оружием, что и делает сейчас. 

Кстати, США тоже готовы отстаивать свой принцип силой оружия.

В этом контексте встает вопрос: а есть ли в предложенной Китаем концепции сообщества единой судьбы человечества такие принципы, которые выступали бы не просто флагом, под которым реализуются стратегические интересы, в частности, Китая, но ради которых сам Китай, например, был бы готов поступиться какими-то благами и какими-то интересами. Из докладов участников, мне видно, такие принципы существуют, но я пока не готов в это углубляться". 

Как же обстоит дело с осмыслением концепции единой судьбы человечества? Прежде всего, большая часть русскоязычных научных публикаций по этой теме написаны китайскими авторами или в соавторстве с китайскими авторами. И в основном это не столько осмысление концепции единой судьбы человечества, сколько попытка ее изложить. Самая, можно сказать, образцовая попытка изложения китайской концепции единой судьбы человечества, по мнению эксперта, была опубликована в "Вопросах философии" (18+) не так давно, и ее беда в том, что она очень напоминает доперестроечный советский дискурс. 

"То есть видно, что китайские авторы стараются продвигать идею в российское поле, но они не учитывают, что для российских философов и для российских ученых ссылки на классиков марксизма не являются аргументом, — отметил Андрей Поповкин. — Ссылки на классическую китайскую философию тоже, увы, выглядят экзотикой, потому что людей, которые серьезно разбираются в китайской философии у нас, мягко говоря, немного". 

Либерально-западническое крыло российских ученых ожидаемо проигнорировало китайскую инициативу и "смотрит на нее в европейских очках". Консервативно-патриотическое крыло российских мыслителей и интеллектуалов отнеслось к этой идее, как к союзнической. Но всерьез в ней оно разбираться не стало.

4188828.png"Это выгодно капиталу": приморские философы вынесли суровый приговор марксизму-ленинизму

На круглом столе, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ленина, досталось и отцам коммунизма, и "красным" блогерам

"Для примера я взял так называемый российский Изборский клуб — объединение российских интеллектуалов, которое претендует на то, чтобы быть таким think tank консервативной мысли в России. Возьмем, например, высказывание, которое я нашел в одном из докладов Александра Дугина, человека довольно влиятельного в консервативных кругах России. Вот что он пишет: "сообщество единой судьбы — это версия иллиберальной идеи, масштабированный принцип традиционного конфуцианского идеала Поднебесной Китайской империи, находящейся в центре мира и предлагающий окружающим народам китайский культурный код в качестве этического, философского и социально-политического идеала". Такова оценка Дугина. Мягко говоря, Александр Гельевич не разобрался в вопросе. 

Другой член Изборского клуба Юрий Тавровский пишет гораздо более взвешенно — "сами китайцы отвергают возможность построения "сияющей пагоды на холме", которая будет определять развитие отдельных стран и всего человечества. Доказательством этому служит десятилетний опыт реализации инициативы "Пояс и путь", которую я называю действующей моделью будущего сообщества единой судьбы человечества. Даже критики этой инициативы соглашаются с тем, что Китай не выдвигает политических или идеологических условий, предлагая содействие в реализации проектов развития. Мы видим буквально диаметрально противоположные оценки того, что предлагает Китай". 

Эксперт подчеркнул, что есть и более резкие оценки — как благостного, так и критического окраса.

По словам Поповкина, надо учитывать, что для русской культуры иметь единую судьбу — означает тесную духовную связь. 

"У нас так говорят о супругах, о близких, о друзьях, о деле всей жизни. И поэтому помимо идеи организации взаимовыгодных торгово-экономических отношений нужен еще какой-то смысл происходящего в мире.

Нужно понимание того, в чем благо человечества, безотносительно интересов Китая, России или иного политического игрока. Здесь прозвучала идея развития народного счастья. Как понимать это народное счастье? По идее, вот здесь бы должны были поработать философы и китайские, и российские, но, увы, этой работы пока не ведутся". 

По версии эксперта, для приземления китайских решений на мыслительную почву необходима универсальная идея народного счастья. В качестве примера он привел европейскую идею прогресса и сформированный на базе этой идеи социальный институт науки. Эта идея, действительно, была универсальной, поскольку не было необходимости превращаться в европейца, чтобы следовать ей. Как нет необходимости переставать быть русским или китайцем, чтобы заниматься наукой. 

В подтекст

Круглый стол проводился в рамках Годичной научной сессии ИИАЭ ДВО РАН, посвященной 300-летию РАН "Миграции народов, культур, ресурсов и идей" (18+).

Участниками дискуссии стали академик РАН, директор ИИАЭ ДВО РАН Николай Крадин, исполняющий обязанности Генерального консула во Владивостоке Юй Цзунцзе, д.и.н., профессор РАН, зам. директора ИМЭМО РАН Александр Ломанов, профессор, исполнительный директор Академии глобального управления и международной регионалистики Шанхайского университета международных исследований Ян Чэн, к.ф.н., зав. кафедрой философии ИИАЭ ДВО РАН Андрей Поповкин, к.ю.н., директор Института проблем безопасности СНГ Валерий Ступаков, профессор, зам. декана Института международных отношений, директор Центра изучения России и Центральной Азии Фуданьского университета (г. Шанхай) Фэн Юцзюнь, д.п.н., зав. отделом международных отношений ИИАЭ ДВО РАН Сергей Песцов, к.п.н., зам. декана факультета комплексной безопасности РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Дмитрий Медведев, к.и.н., ст.н.с. отдела международных отношений ИИАЭ ДВО РАН Виталий Болдырев. 

Ведущим круглого стола и модератором стал академик РАН, зав. центром глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН Виктор Ларин. 

В процессе обсуждения эксперты рассмотрели вопросы, как и в какой степени китайские идеи оказывают воздействие на глобальную экономику, экономическую глобализацию и региональную интеграцию, как они влияют на состояние международной безопасности, политические отношения между государствами, межкультурные коммуникации, международных организаций и другие вопросы.