Первые премьерные показы спектакля по пьесе "На выписку" (12+) приморского драматурга Николая Пинчука пройдут в Приморском краевом драматическом театре молодежи 9 мая. На следующий день, 10 мая, постановку покажут в Уссурийске, в Доме офицеров Уссурийского гарнизона. Спектакль создан в рамках реализации литературно-театрального проекта "Молодые драматурги Приморья" (12+) при поддержке министерства культуры и архивного дела Приморского края совместно с департаментом по делам молодежи и Приморским краевым драматическим театром молодежи, сообщает ИА PrimaMedia.
По традиции, незадолго до премьеры журналистов приморских СМИ пригласили в Театр молодежи на пресс-конференцию, приуроченную к премьере. Состоялся показ отрывка из спектакля и беседа с режиссером — с заместителем председателя правительства Приморского края — министром культуры и архивного дела Приморского края Еленой Бронниковой, директором ГАУК "Приморский краевой драматический театр молодежи" Игорем Селезневым, режиссером-постановщиком спектакля Алексеем Пучковым (Москва) и исполнителями главных ролей — актерами Павлом Пятыровым и Данилой Бородиным.
Если коротко о сюжете
Пересказывать подробно сюжет пьесы перед премьерой было бы неправильно, а то зрителю будет неинтересно смотреть. Однако суть спектакля передать вполне можно.
История, легшая в основу пьесы Николая Пинчука, не основана на каком-то конкретном случае, но в то же время не является плодом фантазии драматурга. Скорее, плодом обстоятельств, продиктованных самой жизнью и невольно повторяемых и в жизни, и в художественных произведениях.
Ну, вот, например, был такой советский коверный клоун Борис Вяткин, долгие годы работавший в Московском цирке на Цветном бульваре. В годы Великой Отечественной войны он выступал во фронтовых бригадах. Одно такое выступление однажды проходило в госпитале. Раненые бойцы много смеялись и бурно аплодировали артисту.
"На выписку". Сцена из спектакля. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
После выступления медсестра подошла к Борису Вяткину и сказала, что один тяжелораненый хотел бы с ним поговорить, но сам подойти не может. Вяткин подошел к постели раненого. Это был молодой парень с ампутированными ногами и руками. Он сказал: "Знаете, еще утром я думал о том, как поскорее прекратить мои мучения. Но я посмотрел ваше выступление, и мне вновь захотелось жить. Спасибо вам".
Примерно то же самое происходит в спектакле "На выписку". И здесь действие разворачивается в военном госпитале. И здесь человек, переживший тяжелое ранение и операцию, не видит смысла в дальнейшем существовании (Павел Пятыров). И здесь появляется артист, клоун (Данила Бородин), который помогает герою понять, как важно не терять надежу и верить в себя, что жизнь продолжается несмотря ни на что.
Спектакль, родившийся не просто так
О том, как появился на свет спектакль (а сначала пьеса), рассказала заместитель председателя правительства Приморского края — министр культуры и архивного дела Приморского края Елена Бронникова.
Итак, сначала был проект "Молодые драматурги Приморья", созданный по инициативе губернатора Приморья Олега Кожемяко региональным министерством культуры и архивного дела и Театром молодежи. В рамках этого проекта начинающим драматургом было предложено написать пьесу на тему СВО.
Чтобы показать ребятам, что примерно у них должно получиться, их наставник опытный драматург Николай Пинчук создал собственный небольшой эскиз к спектаклю.
— Ну и дальше у Николая что-то в душе поднялось, и он написал полноценную пьесу для постановки, — рассказала Елена Бронникова.
"На выписку". Сцена из спектакля. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
Пьеса становилась победителем конкурсов современной драмы. Ею заинтересовался, кроме Театра молодежи, еще один профессиональный театр в Сибири.
— Я смотрела отрывок спектакля на презентации нашего проекта. Приуроченной к 23 февраля. Сегодня это уже немножко другие герои, более раскрытые. Это другой диалог, это динамика. Конечно, нам очень интересно посмотреть, как будет дальше, — поделилась Елена Бронникова впечатлениями от просмотра в Театре молодежи.
Особое внимание министр культуры Приморского края обратила на то, что в этой постановке важны не только слова, но и нравственно-патриотические ценности и жизнеутверждающие принципы, заложенные в пьесе и. соответственно. В спектакле.
Спектакль о вечном
— Действительно, эта пьеса стала лауреатом нескольких конкурсов, а в марте этого года она была опубликована в журнале "Театр", в том самом номере, где размещено большое интервью с директором театра имени Вахтангова Кириллом Кроком. Ну а сам проект "Молодые драматурги Приморья" был неоднократно представлен в рамках выставки "Россия" (6+) на ВДНХ. Также проект "Молодые драматурги Приморья" был высоко оценен Министерством культуры Российской Федерации. Да, мы неоднократно разговаривали с Еленой Николаевной Бронниковой, и родилась идея поставить в нашем театре одну из пьес, которые были опубликованы в первом сборнике молодых драматургов по итогам первой школы проекта, — рассказал директор Приморского краевого драматического театра молодежи Игорь Селезнев.
Молодой режиссер из Москвы Алексей Пучков был приглашен для работы над спектаклем не вслепую. Он уже побывал во Владивостоке на международном фестивале современной драматургии "Метадрама" (12+), который проводится в Приморье не один год. Ему понравился и край, и Владивосток. И он с радостью принял приглашение Театра молодежи.
Алексей Пучков. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
— В драматургии есть такое понятие, как неразрешимый конфликт. И если конфликт становится неразрешимым, значит он становится вечным. Главный герой теряет ногу, но ему как-то надо жить дальше, и тут важно, как будут вести себя его новоиспеченные товарищи, как они его будут поддерживать. И вообще эта тема, на мой взгляд, бесконечна и глубока. Найдутся или нет люди, которые вытащат тебя из этой ситуации? Насколько сложно принять решение жить, несмотря ни на что? Но насколько это легко дается? Как наш персонаж с этим справляется? И что у него останется после этого на душе? В этом смысле здесь тема специальной военной операции развита как обстоятельства, в которых существуют наши персонажи, — поделился своим мыслями по поводу пьесы и спектакля Алексей Пучков.
Свое и наше
Конкретных прототипов у персонажей нет, однако каждый актер, работая над ролью, сумел найти в ней что-то личное, даже сокровенное.
Как рассказал исполнитель одной из главных ролей (Васёк) Павел Пятыров, создавая образ инвалида, он основывался на воспоминаниях детства об "одном парнишке, страдавшем ДЦП". Ребята не чурались его, охотно брали в свои игры. Вот только не делали никакой скидки на его заболевание.
— И знаете, на тот момент я никогда не задавался вопросом, а почему, как это произошло. И только, наверное, в подростковом периоде, когда стал встречать таких людей, когда находился рядом с ними, я как-то понял, что было с ним. Я почувствовал, что был злым. И я чувствую себя виноватым, потому что у меня и два глаза, и две ноги есть, а они вот такие, — не боясь быть откровенным, рассказал Павел Пятыров.
Павел Пятыров и Елена Бронникова. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
Для молодого актера Данилы Бородина роль Клоуна стала очень важна в профессиональном плане. Готовя ее, он пересмотрел много видео с выступлениями клоунов в цирке, в театре и т.д.
— Зрители увидят спектакль, с которым мне приходилось знакомиться, учиться работать с различным реквизитом. И нужно это сделать так, чтобы зритель не увидел актера, который только-только начал это всё осваивать. На самом деле на репетициях было потрачено много времени и усилий, чтобы образ настоящего клоуна получился. Мой герой — молодой парень, который выбрал для себя такой путь — он помогает людям: ходит по госпиталям, по местам военных действий, дарит людям какую-то надежду, какую-то радость. Потому что какие бы ни были обстоятельства, мы все живем в контексте времени, и всегда можно улыбнуться и поверить во что-то хорошее и правильное, — сказал Данила Бородин.
Данила Бородин. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
Очень правильную вещь сказал в конце пресс-конференции Игорь Селезнев:
— Я думаю, что главная забота театра сегодня — это духовно-нравственное состояние человека, патриотизм, потому что мы все знаем прекрасно нашу историю и понимаем время, в котором живем. И, безусловно, наша задача — призвать зрителей всех поколений любить и защищать свою Родину. Воспитание патриотизма начинается даже не со школы, а еще с детского сада, с дома, с родителей, благодаря которым мы выросли и стали теми, кто ест. Вот это очень важно. Не потерять себя, не предать то, что у тебя есть. И помнить благодаря чему и кому ты появился на свет, живешь и видишь свет солнца и ясное небо.
Игорь Селезнев. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia