Приморье — российские ворота в Азию и сегодня это один из главных векторов логистического развития России. Растет нагрузка на транспортную систему, в том числе на автомобильные грузоперевозки. В 2022 году, когда происходили основные трансформации в российской логистике, на фоне переориентации внешней торговли на Китай выросли автомобильные перевозки в Приморском крае. Все это требует от компаний активного развития, в том числе цифрового. Как заводы и предприятия Приморья внедряют современные технологии в логистику, что это им дает и с какими барьерами сталкивается регион.
Проблемы логистики в Приморье
Одна из самых больших сложностей для Приморского края и Дальнего Востока в целом — это недостаточно развитая транспортная инфраструктура. В регионе наблюдается дефицит современных дорог. Качество дорожного покрытия во многих районах оставляет желать лучшего, что затрудняет движение транспорта и увеличивает износ техники.
При этом стоимость транспорта растет, как и расходы на его обслуживание. Ситуация с дорогами постепенно улучшается, отдельные участки трасс — например, А-370 "Уссури" реконструируются и порой сдаются в эксплуатацию раньше срока. Но работы с транспортной инфраструктурой еще немало.
Недостаточная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали создает "узкие места" и ограничивает объемы перевозок по железным дорогам. Кроме того, нельзя не отметить неравномерное развитие портовой инфраструктуры. Хотя крупные порты (Владивосток, Восточный, Находка) активно модернизируются, небольшие порты нуждаются в инвестициях и развитии. И с некоторыми регионами нет прямого авиасообщения, что затрудняет доставку срочных и ценных грузов.
Все в совокупности приводит к тому, что повышается нагрузка на автомобильные грузоперевозки. Как сообщает биржа грузоперевозок ATI.SU, растет количество заявок на автомобильную транспортировку грузов в регионы Дальнего Востока, в том числе в Приморский край. О том же говорят участники рынка логистики.
Вторая серьезная проблема — это сложные климатические условия. Дальнему Востоку характерны суровые зимы с частыми снегопадами, метелями и гололедом, что создает сложности для движения транспорта и увеличивает риск аварий. Весенняя и осенняя распутица затрудняет движение по грунтовым дорогам, ограничивая доступность некоторых районов. Кроме того, здесь нередки экстремальные погодные явления — наводнения, тайфуны, которые могут приводить к повреждению транспортной инфраструктуры и перебоям в работе транспорта.
Огромная проблема логистической индустрии — нехватка квалифицированных кадров. С этим сегодня сталкивается вся страна, но решать проблему в условной Москве или Санкт-Петербурге легче, чем в Приморье. Сложившийся дефицит кадров и усиливающийся высокий спрос на специалистов по международной логистике из-за активного развития отношений с Китаем усугубляется сильным оттоком населения из региона.
Все перечисленные проблемы усложняют процесс и увеличивают расходы компаний Приморья, а также создают дополнительные риски — как при внутренних, так и при международных доставках.
Как цифровизируются перевозки Приморья
Использование цифровых решений позволяет компаниям снизить потребность в человеческом ресурсе на отдельных задачах. Например, на таможенных операциях. Это, во-первых, крайне важно в сегодняшних условиях дефицита водителей и других сотрудников в сфере логистики — особенно с учетом растущей стоимости их привлечения. Во-вторых, это позволяет повышать скорость проведения рутинных операций, снижать риски, связанные с человеческим фактором.
Сегодня основное направление цифровизации в логистике — это электронный документооборот (ЭДО). На него переходит все больше компаний для оформления транспортных накладных, счетов-фактур и других документов, чтобы сократить время подготовки и снизить риск ошибок. Электронный документооборот внедряется во все транспортные перевозки: как в автомобильные, так и в морские, железнодорожные, воздушные — благодаря развитию ГИС ЭПД, государственной информационной системы электронных перевозочных документов.
Поскольку Приморье — это в первую очередь ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион, активная цифровизация сегодня затрагивает преимущественно морские грузоперевозки. В ноябре 2023 года порт Владивостока в рамках эксперимента подключили к системе "единого окна" мультимодальных перевозок, чтобы оформлять морские документы в электронном виде. Это тенденция в ближайшее время распространится и на автомобильные перевозки, так как цифровизация активно поддерживается на уровне правительства. Таким образом заводы и предприятия в регионе смогут прийти к единым стандартам и улучшить свою экономику.
Другое важное преимущество цифровых решений — это повышение безопасности движения груза, что играет большую роль и для отправителя и получателя, и для перевозчика. Использование GPS-трекеров и других технологий позволяет отслеживать местоположение грузов в режиме реального времени и тем самым повышает прозрачность процесса. Как отправитель, так и получатель могут прогнозировать прибытие груза в конечную точку, что снижает риск убытков из-за опоздания.
Кроме того, возможность контроля движения груза позволяет вовремя понять, где на длинной цепочке его перемещения произошел сбой, почему груз оказался потерян, кто виноват и что делать. Все это снижает для бизнеса убытки, связанные с недобросовестностью поставщика, ошибками на стороне перевозчика и другими проблемами. При этом на рынке уже есть рабочие ИТ-решения, которые можно тестировать, внедрять, и которые могут повлиять на эффективность бизнеса. Причем довольно бюджетные, поэтому доступны большинство заводов и предприятий. Такая вариативность благоприятствует развитию цифровизации в Приморском крае. По данным платформы "Магистрали", в повышении уровня цифровизации сегодня заинтересованы более половины приморских компаний.
В июне 2023 года в порту Владивостока начался эксперимент по использованию электронных навигационных пломб, позволяющих ускорить отправку контейнеров (разница времени — несколько часов, а порой и несколько суток) и непрерывно контролировать движение груза.
Помимо перечисленных выше решений разработана программа цифрового двойника порта, что позволяет операторам заранее знать, когда прибудет груз, где будет размещен, а ИИ определяет, куда его лучше поместить. Все это помогло ускорить обработку грузов — сейчас она занимает в среднем 4-8 дней.
Участники рынка морских перевозок и все, кто с ним соприкасается — отправители и получатели грузов, — получили большой опыт взаимодействия с цифровыми системами и увидели пользу для экономики бизнеса за счет оптимизации расходов на логистику.
По аналогичному пути могут пойти и другие сферы логистики Приморья: автомобильные перевозки, железнодорожные. Это позволит повысить эффективность отрасли, снизить затраты и улучшить качество услуг, что способствует развитию экономики региона и его интеграции в международные транспортные коридоры.
Какие есть сложности и барьеры
Общая цифровизация Приморья происходит достаточно активно. Летом прошлого года уровень цифровой зрелости в регионе составлял 71%, и к 2030 года он может достичь 100%. Однако определенные сложности для повышения этого показателя есть.
Ключевой барьер развития цифровизации транспорта и логистики Приморского края и в целом в России — высокая стоимость закупки и обслуживания оборудования и ИТ-решений. Это особенно ощутимо для небольших компаний: инвестиции в ИТ-инфраструктуру и программное обеспечение для них могут быть слишком высокими.
Кроме того, как говорят участники рынка, сейчас существует много самостоятельных цифровых решений, которые часто используют собственные форматы. Интеграция их друг с другом создает дополнительные расходы для бизнеса. Рынку нужны единые стандарты, единая экосистема для развития мультимодальных перевозок.
Второй момент, тормозящий развитие цифровизации рынка, — это невысокий уровень доверия к решениям, которые принимает ИИ. Эта проблема касается не только Приморья, но и других регионов.
Для ее решения важно повышать осведомленность людей, соприкасающихся с цифровыми системами, о том, как именно работают продукты, на основе каких данных дают рекомендации в разных ситуациях.
Очень долго Приморский край страдал от отсутствия стабильного доступа к интернету, что затрудняет внедрение цифровых технологий. Сейчас этот вопрос решается — например, к высокоскоростному интернету в прошлом году подключали малонаселенные пункты на севере.
Хотя все перечисленные моменты замедляют цифровизацию рынка, их реально преодолеть. Какие-то с помощью государства, как вопрос создания единой логистической платформы, а какие-то — силами бизнеса.
Приморским компаниям важно понять, что экономика производства не завершается на самом производстве, а складывается из большего количества факторов. Это не только внутренние процессы, но и внешние, оптимизировать и автоматизировать нужно все: в том числе грузоперевозки.
По мере того, как бизнес будет преодолевать внешние и внутренние барьеры, логистика в Приморском крае выйдет на такой же высокий уровень цифровой зрелости, какого уже достиг сегмент морских грузоперевозок. Если компании смогут улучшить свою экономику с помощью цифровизации процессов, то вырастет и экономика Приморья.