У дальневосточных аграриев возникли проблемы с минеральными удобрениями в период весенних полевых работ. Из-за приоритета угольному сырью при транспортировке по БАМу и Транссибу агрохимикаты оказались в хвосте очереди. Об угрозе срыва посевной эксперты по продовольственной безопасности проинформировали спикера Законодательного собрания Приморья (ЗС ПК) Антона Волошко. В Минсельхозе края считают, что с декабря по конец апреля на Восточном полигоне нужно отдать приоритет грузам с удобрениями и сырьем для их производства, а также просят РЖД своевременно выделять квоты на них. Пути спасения продовольственной безопасности макрорегиона планируется обсудить в стенах парламента на этой неделе на площадке профильного комитета, сообщает ИА PrimaMedia.
О возникновении у приморских аграриев проблем с удобрениями в период весенних полевых работ спикер ЗС ПК проинформировал профильный комитет парламента. ИА PrimaMedia ознакомилось с содержанием документов. В письме председателя парламента говорится, что, по мнению экспертов в области продовольственной безопасности, "в Приморье и дальневосточном регионе в целом существуют предпосылки срыва посевной кампании в связи с проблемами перевозки агрохимикатов железнодорожным транспортом".
Актуальность вопроса для региона очевидна. Как подчеркивает глава парламента, "Приморский край является ведущим производителем зерна на Дальнем Востоке, а также занимает второе место по размерам доли сельскохозяйственного производства в ВРП".
При этом на Дальнем Востоке отсутствуют специализированные заводы по производству удобрений. Напомним, что в Приморье идет строительству Находкинского завода минеральных удобрений, но выход на проектную мощность первого этапа проекта запланирован только на 2025 год.
"Все химические удобрения завозятся от заводов-изготовителей по железной дороге в адрес предприятий АПК субъектов ДФО. Основными грузоотправителями агрохимической продукции являются организации, расположенные в европейской части России. С декабря 2023 года (по середину апреля — прим. ред.) в адрес приморских аграриев завезено только 42% заблаговременно законтрактованных 70 тысяч тонн удобрений, необходимых для успешной подготовки и проведения полевых работ, начинающихся в апреле. Аналогичная ситуация наблюдается в масштабах ДФО", — отмечается в письме, поступившем 15 апреля от Волошко в комитет ЗС по продовольственной политике.
К этому времени в регионе уже стартовала посевная кампания. По данным ФГБУ "Центр Агроаналитики", на 15 апреля в Приморье ранними зерновыми культурами (ячмень, овес и пшеница) уже было засеяно 4 424 га, что составляет 18,5% от планового объема (23 904 га).
В результате медленного подсыла груженых контейнеров наблюдается нехватка рефконтейнеров и рефвагонов
В числе основных причин, повлиявших на оперативность поставок удобрений в ДФО, власти Приморья называют "приостановление действия правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта и ввод временных правил очередности перевозок грузов".
В итоге перевозка грузов для посевной кампании получила пятую очередь из семи возможных.
"АО "РЖД" в приоритетном порядке обеспечивает погрузкой и транспортировкой специальные и контейнерные грузы, угольное сырье. Товары посевной кампании рассматриваются по остаточному принципу. Квоты на отправку минеральных удобрений в адрес предприятий АПК в период подготовки и проведения весенних полевых работ не предусмотрены действующими нормативными документами", — говорится в документе.
Отмечается, что низкая эффективность перевозочного процесса при транспортировке агрохимикатов наблюдается в Приморье с 2019 года. Но "значительное усугубление ситуации произошло на фоне переориентации грузопотока в сторону Дальнего Востока, вызвавшего пиковую загрузку БАМа и Транссиба за счет угольного сырья и контейнерных грузов".
По информации Минсельхоза Приморского края, для проведения посевной кампании на площади 465 тысяч га (без учета населения) необходимо ежегодно поставлять в край не менее 75-78 тысяч тонн минеральных удобрений не позднее апреля-мая месяцев, то есть перед севом основных сельскохозяйственных культур кукурузы и сои.
По состоянию на 6 мая, по данным Минсельхоза, в регион "прибыло 2 395 тонн минеральных удобрений".
"Сохраняется напряженная ситуация с поставкой минеральных удобрений железнодорожным транспортом, грузы двигаются, но со значительным отставанием", — оценивали в ведомстве.
В пути на тот момент находилось еще 4 тысячи тонн. Оставленными без движения были 5 вагонов (345 тонн).
На 15 мая ситуация улучшилась.
"В настоящее время в край завезено 68 тысяч тонн (87% от потребностей). В пути 10 тысяч тонн", — говорится в сообщении за подписью министра сельского хозяйства Приморья Андрея Бронца.
Вопрос времени получения минеральных удобрений в период подготовки к посевной кампании является ключевым для обеспечения урожайности сельскохозпродукции и устойчивости рынка АПК, в целом.
"Несвоевременная доставка минеральных удобрений в адрес сельскохозяйственных товаропроизводителей приводит к нарушению процесса подготовки к посевному сезону, что отрицательным образом сказывается на урожайности продукции, приводит к расторжению заключенных контрактов, невозврату заемных денежных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями и недополучению бюджетами различных уровней налогов и сборов, а также в целом крайне негативно скажется на обеспечении продовольственной безопасности Приморского края", — сообщает Андрей Бронц в письме, которое поступило в профильный комитет ЗС.
В нем министр отмечает, что "в связи с необходимостью перевозки больших объемов минеральных удобрений, выделяемых квот на их перевозку становится недостаточно, и отгрузки идут неравномерно".
По оценке главы Минсельхоза,
для соблюдения агрономических сроков внесения удобрений в почву и обеспечения продовольственной безопасности необходимо своевременное максимальное выделение квот ОАО "РЖД" на отправку минеральных удобрений в период подготовки и проведения весенних полевых работ — с 1 декабря по 30 апреля. Кроме того, требуется решить вопрос о повышении приоритета перевозок минеральных удобрений и сырья для их производства в этот период.
По данному вопросу комитет Заксобрания Приморья по продовольственной политике и природным ресурсам проведет заседание, на котором вместе с экспертами, представителями правительства края и РЖД планируется совместный поиск решения проблемы.
Юрий Трутнев поставил задачу навести порядок на Восточном полигоне и обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов
Ранее о сложностях с транспортировкой рефконтейнеров с продуктами питания на Дальний Восток сообщали перевозчики рефрижераторных грузов. В апреле стало известно о срыве поставок товаров первой необходимости в ДФО. Одной из основных причин задержки компаниями на совещании при вице-премьере — полпреде президента Юрии Трутневе был обозначен приоритет перевозок угля в условиях ограниченной провозной способности Восточного полигона, который нарушил устоявшиеся ритмичные поставки. Трутнев потребовал разобраться в ситуации по Восточному полигону и обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов “северного завоза”.