24 мая во Владивостоке, в Доме ученых ДВО РАН прошла научно-практическая конференция "Развитие гуманитарного и туристического сотрудничества в российско-китайско-северокорейском трехграничье" (12+).
Российские и китайские ученые, эксперты и предприниматели обсудили перспективы использования реки Туманная для развития круизного туризма. Своими мыслями по этому поводу в рубрике "Авторская колонка" поделился заместитель председателя Совета отделения Русского исторического общества в Приморском крае, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по научной работе Анатолий Савченко:
Международной холдинговой группой "Туманганский путь" был представлен проект "Туристско-рекреационного комплекса в Хасанском районе РФ с осью движения по реке Туманная (Туманган)". Смысл проекта состоит в развитии туристического маршрута по реке Туманная от китайского городка Фанчуань в залив Петра Великого, без схода на берег (по крайней мере, на первом этапе). При дальнейшем развитии маршрута, предполагается посещение пгт. Хасан, Посьет, Зарубино, Славянка в Хасанском районе и обустройство инфраструктуры гостеприимства. В своих докладах учёные и эксперты говорили об естественных преимуществах территории (всё-таки стык трех границ: России, КНР и КНДР), располагающих к трансграничному туризму, потенциальных инвестициях в Хасанский район и существующих препятствиях на пути реализации проекта: в первую очередь, речь шла о визовых режимах и ограничении судоходства по реке Туманная.
Научно-практическая конференция в ДВО РАН. Фото: предоставлено А. Савченко
Сегодня сложно оценить, насколько реальны эти планы, но китайские туристы снова поехали в Приморский край, в том числе и через Хасанский район, и время задаться вопросом, что уже есть и что необходимо сделать, чтобы район стал одним из бенефициаров растущего туристического потока, а не просто его наблюдателем.
Планам развития трансграничного туризма в районе больше 30 лет. Идеи создания международных туристических рекреационных комплексов появлялись здесь с конца 1980-х годов. И, хотя район стал действительно одним из туристических центров края, известным на весь Дальний Восток, обустройство туристической инфраструктуры на этой территории развивается очень медленно. Значит, есть какие-то фундаментальные причины, препятствующие реализации этого потенциала.
Дело в том, что туристические возможности Хасанского района уравновешиваются сходными по силе воздействия препятствиями: короткий купальный сезон, зимние виды отдыха ограничены из-за малого количества снега, а для того, чтобы масштабно развивать крупные круглогодичные рекреационные комплексы, в районе необходимо решить проблему обеспечения электроэнергией. Кроме того, у Хасанского района есть конкурент в виде пляжей вокруг города Находка.
Поэтому туризм на Хасане уже несколько десятилетий существует, за редким исключением, в полулегальной форме, ориентированной на быстрое извлечение максимально возможной прибыли. Можно говорить о наличии естественного "низкого потолка" для развития туризма. И преодолеть его можно только с помощью специальных государственных проектов.
Возможен ли другой путь развития туризма? Безусловно, он есть. Короткий пляжный сезон может быть дополнен развитием познавательного туризма и активного отдыха. Но для этого необходим государственный проект реставрации историко-культурного наследия: археологических памятников, фортификационных сооружений, объектов, связанных с историей освоения Приморья.
И такие проекты стали появляться: всероссийский курортный комплекс в бухте Алеут, исторический парк в пгт. Посьет с воссозданием изображения двуглавого орла, строительство нового музея — там же, в Посьете.
Следует не только реагировать на импульсы, исходящие со стороны наших китайских друзей, но и самим действовать инициативно, создавая в районе инфраструктуру и объекты, в первую очередь, для внутреннего круглогодичного туризма. Всё это должно дополняться обеспечением транспортной доступности этих мест, созданием образовательных и патриотических экскурсионных программ. На этом инфраструктурном каркасе уже могут появляться частные коммерческие туристические проекты. И ведь здорово было бы представить, что пассажиры круизного судна, выйдя из устья реки Туманной, заходят в бухту Рейд Паллада и видят огромное изображение двуглавого орла, подсвеченное ночью в цвет российского триклора…