Автор Калачинский Андрей Владимирович
Каким будет мир завтра? Можно ли это предвидеть? А каким бы мы хотели его видеть? И можно ли будущее спланировать и к нему стремиться? Есть ли у кого-то такой план "светлого будущего"? Есть. Например, у Китая. Китайская концепция желаемого будущего называется "сообщество единой судьбы человечества", которая была выдвинута впервые председателем Китая Си Цзиньпином во время его визита в Россию в марте 2013 года.
Выдающийся социолог Питирим Сорокин писал: "Мы как-бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего величественного вчера и грядущей… культурой созидаемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем на закате сияющего чувственного дня, длящегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, а в сгущающейся тьме становится все труднее ясно различать и надежно ориентироваться в обманчивых сумерках".
А китайский подход к осмыслению будущего носит весьма оптимистический оттенок, что имеет прочный фундамент в классической китайской культуре. Сообщество единой судьбы человечества — китайская традиционная идеологическая концепция великого единения, которая называлась "да тун" — великое единение, великое равенство, великое тождество. В древнекитайском трактате "Го юй" ("Речи царств") (18+) утверждается: "Все люди и духи посредством чисел согласуют, посредством звуков проясняют. После того как числа согласованы, а звуки гармонизированы, становится возможным единение (тун)". Из отдельных звуков рождается мелодия. У Конфуция также есть базовое положение. "Когда действовало Великое дао, Поднебесная принадлежала всем" (18+). Это и есть идеальное состояние общества "дао тун".
"Судьба" — это то, что нам суждено. В политическом смысле это понятие "единая судьба" сначала употреблялось по отношению к разным частям одного народа. Но теперь, когда мир уже объединён информационными технологиями и транспортными линиями, когда товары производятся в одной части земного шара, а потребляются в другой, то в таких условиях глобализации это понятие "единой судьбы" уже связывает всё человечество.
В 2015 году, выступая на юбилейной (70-й) сессии Генеральной Ассамблеии ООН (18+), председатель Китая Си Цзиньпин предложил пять принципов построения будущего справедливого мира.
- Установление партнерских отношений равенства, взаимопонимания и диалога.
- Создание модели безопасности, основанной на принципах справедливости, честности, совместного строительства и использования.
- Стремление к развитию, обеспечивающему открытость, инновационость, инклюзивность и взаимные выгоды.
- Содействие межцивилизационным обменам, исходящим из поиска общего при понимании различий, уважения национальной специфики.
- Создание экосистемы на принципах уважения природы, гармоничного сосуществования человека и природы.
В последующие годы Китай постепенно совершенствовал вышеизложенные принципы, и результаты этой работы нашли отражение в трех глобальных инициативах о развитии, безопасности и цивилизациях.
На мой взгляд, самым важным является предложение "поиск общего при понимании различий". То есть, в диалоге стран бедных и богатых, передовых и не очень, важно думать о том, что нас всех объединяет.
Ещё раз подчеркну: не разделяет, а объединяет. Какие ценности всем кажутся самыми важными? Мир и развитие, равенство и справедливость, демократия и свобода, уважение другой личности и другой культуры.
Строительство сообщества единой судьбы человечества требует тесной взаимосвязанности всех народов, всех стран и каждого человека в отдельности, чтобы постараться превратить нашу планету в большую гармоничную семью.
Ключевым словом в концепции "единой судьбы" стало слово "взаимность": совместное строительство и совместное использование, взаимный выигрыш, взаимная выгода, взаимное обучение для преодоления конфликтов. Но это не означает унификацию мира, как подразумевал в базовых понятиях коммунизм.
Напротив, китайская концепция подчёркивает, что нужно учитывать различные модели развития культур для укрепления диалога и содействвовать тому, чтобы различные цивилизации извлекали уроки из сильных сторон друг друга в здоровом соперничестве и сравнении, развивались вместе в обменах и взаимном обучении и строили открытый и инклюзивный мир.
Это мнение разделяется и нашей страной. Интересно, что перед визитом в Китай президент России Владимир Путин в интервью "Синьхуа" (18+) отметил: "Ведомые США западные элиты отказываются уважать цивилизационное и культурное многообразие, отвергают формировавшиеся веками традиционные ценности. В попытках удержать своё глобальное доминирование они присвоили себе право указывать другим народам, с кем им можно дружить и сотрудничать, а с кем нельзя. Отказывают им в праве выбирать собственные модели развития. Не считаются с их суверенными интересами".
Реальным механизмом воплощения этой концепции "общей судьбы" Китай рассматривает экономическую инициативу "Один пояс, один путь" (18+). Это попытка найти новые формы экономического сотрудничества. В рамках этой инициативы уделяется приоритетное внимание развитию логистики и транспорта. Создаются новые и совершенствуются старые торговые пути, индустриальные парки и экономическо-транспортные коридоры, которые связывают десятки государств. Вместе с тем, в рамках "Одного пояса, одного пути" продвигаются не только экономические проекты, но и образовательные, научные и туристические. К настоящему моменту Китай уже подписал договоры по этой инициативе с более чем 150 странами и более чем 30 международными организациями.
Всё больше экспертов полагают, что инициатива Китая по созданию Сообщества единой судьбы человечества — это "искренний призыв великой страны ко всем государствам и народам осознать нависшую над планетой опасность и вместе строить лучшую жизнь, помогая друг другу и поддерживая более слабых".