В ближайшие пять лет в Приморье планируется реконструировать дороги, ведущие к автомобильным пунктам пропуска (АПП) через российско-китайскую границу. Они играют ключевую роль в развитии экономического партнерства с Китаем и расширения международных транспортных переходов. Это АПП Пограничный, Полтавка, Краскино, Турий Рог и Марково. Подробнее о том, во сколько обойдется реновация, как долго продлится и кто будет ее финансировать — рассказывает ИА PrimaMedia.
В то время, как на самих автомобильных пунктах пропуска в Приморье проходит масштабная многомиллионная реновация, подъездные пути к ним оставляют желать лучшего. Испещренные крупными ямами дороги заметно сокращают время в пути, становятся причинами поломок транспорта и многочасовых пробок из большегрузов на границе.
На неудовлетворительное состояние дороги к автомобильному пункту пропуска "Пограничный" летом 2022 года обратил внимание и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Тогда он поручил руководителям Минтранса и Минвостокразвития разобраться с проблемой. А всего за полтора месяца до этого водители большегрузов вынуждены были отремонтировать часть дороги за свой счет, устав объезжать огромные рытвины на пути к АПП, ведь обстановка на дороге была совсем недопустимой. Например, в конце июля 2022 году фуре, застрявшей в яме на пути к АПП "Пограничный" пришлось провести на дороге без движения более чем двое суток.
Было принято решение о реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска через государственную границу РФ Пограничный, Полтавка, Краскино, Турий Рог и Марково, и мостовых переходов. Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, это позволит увеличить несущую способность дороги и искусственных сооружений, пропускную способность каждой составляющей транспортной инфраструктуры, повысит безопасность движения и минимизировать негативное воздействие движущегося автотранспорта на экологию. В результате реновации подъездных путей и дорожной инфраструктуры к АПП будет возможным снятие ограничения по проезду тяжеловесного автотранспорта, сокращение время проезда, снижение смертности и травматизма, а также общего количества ДТП.
По данным Минтранса Приморья, длина участков дороги, подлежащих обновлению, варьируется от 1,6 км до 23,6 км. В зависимости от протяженности участка и объемов работ стоимость ремонта каждого из них отличается, но в любом случае остается внушительной: от 500 млн руб. до 8 млрд руб. за каждый проект. Средства на их реализацию планируется выделить как из регионального, так и федерального бюджетов. Стоимость реконструкции мостовых переходов на каждом участке дороги, подлежащей реновации, также разнится: от 60 млн руб. до 1,4 млрд руб. Мосты, чей ремонт обойдется менее чем в 600 млн руб., будут обновляться за счет средств бюджета Приморья. Остальные — с привлечением федеральных средств.
Общая стоимость реализации всех проектов, как сообщил заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко ТАСС (16+), составит около 26 млрд руб. В апреле 2023 года глава региона Олег Кожемяко в ходе Часа субъекта в Совете Федерации отметил, что Приморье не может самостоятельно финансирование столь масштабное строительство и обратился за федеральной поддержкой в виде софинансирования или же передачи части дорог в федеральную собственность.
"Мы уже начали модернизацию погранпереходов для увеличения пропускной способности. Теперь нужно синхронизировать эту работу с работой по подъездным путям, которые не соответствуют уровню требований к международным переходам. Здесь есть два решения. Это либо передача на федеральный уровень, либо выделение средств из федерального бюджета на приведение путей в порядок, чтобы они соответствовали всем требованиям", — заявлял Олег Кожемяко в 2023 году.
В своем поручении Минтрансу РФ от апреля 2024 года президент Владимир Путин потребовал рассмотреть вопрос о передаче участков автомобильных дорог на подъездах к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации в федеральную собственность.
Продолжительность столь масштабной реконструкции автомобильных дорог к пунктам пропуска через государственную границу впечатляющая. Дорожные работы могут сковать подъездные пути в АПП на срок от 14 до 34 месяцев. Реконструкция мостовых переходов займет от 6 до 22 месяцев.
Когда именно начнутся работы — пока не известно. Однако, как сообщил редакции ИА PrimaMedia первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Евгений Тимонов, часть проектов пятилетнего плана уже готовы к реализации. По ним разработана проектная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы. Часть проектов находятся в процессе проведения экспертизы.
Напомним, что в настоящее время в Приморье проходит реконструкция автомобильных погранпунктов "Марково", "Краскино" и "Пограничный", часть работ тянется с 2011 года. Реконструкцию АПП "Марково" планируется завершить в 2024 году. В АПП "Пограничный" и "Краскино", в соответствии с поручением президента РФ, работы должны быть завершены к 2025 году. Разработан проект реконструкции автомобильного погранперехода "Турий Рог". Работы по проекту должны быть завершены в 2026 году. Обновленные пункты пропуска обещают кратно увеличить свою пропускную способность, тем самым предоставив благоприятные условия для развития экономических отношений с Китаем.