Текущая политическая неделя была полна приземленного быта наравне с деликатным иезуитством. Стихия, ударившая по приморским северам, показала, что от ручного управления краю пока никуда не деться. Во Владивостоке обострились проблемы с вывозом мусора — с улиц города стали пропадать контейнеры раздельного сбора.
В ЗС ПК немного поспорили об иноагентстве — темы для региона довольно далекой, так что можно выпустить пар и поиграть в дискуссию. Видно желание парламентариев в сверхмассивных условиях консолидации обточить затупленные клинки о сравнительно безопасные материи. Депутат Госдумы от "Новых людей" Роза Чемерис, получив выдвижение в губернаторы Хабаровского края, все никак не может оторвать свое пенсне от Приморья и в упор не видит территории, которой будто бы стремится управлять.
В СМИ и новых медиа, связанных с краевым внутриполом, активно атакуют спикера Думы Спасского района Всеволода Ию, чем подтверждается тезис — муниципалитет остается одной из редких горячих точек на политической карте региона.
Мечты о Приморье
Роза Чемерис, выдвинутая "Новыми людьми" в качестве кандидата в главы Хабаровского края, пока никак не проявляет себя в качестве такового. Более того, взор политика практически полностью прикован к соседнему Приморскому краю.
Роза Чемерис. Фото: ИА PrimaMedia
Такое впечатление складывается после прочтения и анализа ее соцсетей (18+). В телеграм-канале кандидата (18+), если не считать постов о самом выдвижении, Хабаровский край последний раз упоминается только 22 мая. И то в контексте новости о том, что врио губернатора Дмитрий Демешин приступил к своим обязанностям.
Большая часть сообщений за последнее время уделена Приморью. Политик пристально следит за разгулом стихии в крае и ее разрушительным последствиям. С одной стороны, это можно объяснить значительностью повода — большая вода, действительно, принесла много проблем. Это тот факт дальневосточной повестки, который трудно обойти вниманием. С другой стороны — Хабаровский край, который и раньше не стоял в приоритете, как будто выпал из зоны интересов политика после заявлений о намерениях его возглавить.
Примечательно, что в телеграме Розы Чемерис есть новость о том, что министр обороны РФ Андрей Белоусов посетил Приморский край, но нет новости, что в тот же день в Хабаровске работала его заместитель Анна Цивилева — она осмотрела Краевую клиническую больницу №1 имени профессора Сергеева, где проходят лечение бойцы СВО.
В остальном же внимание Розы Чемерис сфокусировано на топах и трендах федеральной повестки и тому, какое место она заняла в том или ином экспертном рейтинге.
Пока это выглядит довольно странным и необычным электоральным поведением. По крайней мере, для кандидата, который рассчитывает на реальную борьбу, а не на роль статиста ради очередного красивого штриха в биографии. Хабаровский избиратель вряд ли найдет в предлагаемой Чемерис тематике что-то ему близкое. Возможно, в будущем она попытается показать свое знание региональной проблематики и предложить привлекательный образ будущего. Но на данный момент ее выдвижение, которое могло бы дать "Новым людям" возможность закрепиться на Дальнем Востоке хотя бы с точки зрения узнаваемости бренда, вряд ли способно оправдать ожиданий.
Спор об иноагентах
Небольшой дискуссией отметилось июньское заседание Законодательного собрания Приморья. Речь зашла о пакете поправок в Устав, отсекающих иноагентов от постов депутатов и главы края.
В закон вписали новое основание для лишения полномочий губернатора и депутатов, а также защитили референдумы от внешнего воздействия
Это федеральная инициатива, идущая в фарватере генеральной политической линии, так что региональным парламентариям оставалось скромно согласиться. Все, наверно, это понимали, но появился удобный повод для досужих разговоров. Им и воспользовались.
Такие дискуссии знаменательны тем, что выявляют некоторые особенности политического момента. Данный случай тоже смог слегка удивить, ведь чуть ли не главным "затыкателем ртов" и защитником поправок оказался лидер приморской КПРФ Анатолий Долгачев, несмотря на то, что сами эти поправки в некоторой мере затрагивают его товарищей из других субъектов РФ. Коммунист перевел фокус своего пролетарского гнева с компрадорской буржуазии (которую, очевидно, и так сегодня можно пересчитать по пальцам, да и та уже вся давно национализирована) на "окопавшихся либералов". Восхищает то, как за три года региональная КПРФ умудрилась стать антиподом самой себя варианта 2021 года.
Как уже писало ИА PrimaMedia, единогласной поддержки профильные законопроекты не получили. Из 32-х присутствовавших депутатов "за" выступило 28 парламентариев. Еще четыре их не поддержали: два человека воздержались, два проголосовали "против". Взять на себя смелость публично задать вопросы и обозначить позицию решился, впрочем, только независимый депутат Геннадий Шульга.
"Губернатор — выборное лицо. То есть люди своим решением на выборах наделяют его властью, дают ему мандат, чтобы он управлял регионом. И только люди по истечении пяти лет его полномочий могут либо продлить этот мандат. Либо избрать другого человека", — заявил депутат. Он считает, что поправки должен рассматривать не региональный парламент, а Конституционный суд.
Представлявший инициативу единоросс Джамбулат Текиев на это вдруг упомянул дагестанскую трагедию с участием детей главы одного из районов.
"И, пожалуйста, что после этого, мы не должны называть их преступниками, если их народ выбрал? — поинтересовался он. — Мы говорим о приобретении статуса, после чего следует досрочное сложение полномочий. Считаю, что это совершенно правильно. Не место иноагентам во властных структурах". Депутат Шульга, в свою очередь, отметил, что глав районов выбирает не народ, а депутаты дум.
Во время обсуждения второго законопроекта — по лишению полномочий депутатов, которых признают иноагентами, — к полемике подключались другие статусные единороссы и даже коммунисты.
Внефракционный депутат Геннадий Шульга упрекнул КПРФ в поддержке закона на фоне того, что ее членов, по его мнению, лишают возможности политической борьбы на выборах через внесение в реестр иноагентов. В пример он привел столичного депутата, который держит голодовку из-за иноагентсткого статуса.
Руководитель фракции КПРФ Анатолий Долгачев в ответ обвинил бывшего коллегу по фракции в провокациях и объявил миссией закона борьбу с либералами, что соответствует, по его словам, духу КПРФ.
"КПРФ — государственная партия. И в 90-е занималась тем, что сражалась с либералами, которые пытались к Западу склонить внешнюю политику России. Сегодня не все либералы, к сожалению, разбежались из страны, когда страна находится в условиях санкций. Некоторые либералы, в том числе, пробираются в оппозиционные партии. Когда мы голосуем за данный законопроект, КПРФ выражает, в том числе, позицию против либералов, которые пытаются проникнуть в органы законодательной власти.
Когда-нибудь дойдет черед и до некоторых либералов, которые где-то здесь окопались", — отрезал лидер приморской КПРФ.
Вице-спикер Заксобрания Приморья Сергей Кузьменко, председательствовавший на заседании, на этом закруглил выступления и призвал "полемизирующие стороны к терпимости".
Законопроекты депутаты большинством голосов приняли в трех чтениях.
Кожемяко и стихия
Первый месяц лета в Приморье отметился обострением паводковой ситуации. Сильные дожди на севере края привели к подтоплению городов и сел. От большой воды на этой неделе пострадали Лесозаводск, Дальнереченск, Дальнереченский, Октябрьский, Красноармейский, Яковлевский и часть других округов. Губернатор Олег Кожемяко по традиции отправился лично в самые сложные территории.
В Дальнереченском городском округе подтоплены 169 домов и 447 придомовых территорий
По состоянию на пятницу из-за паводков в Приморье семь населённых пунктов в трёх районах были отрезаны от внешнего мира. В Красноармейском округе было затоплено 377 дворов, в Дальнереченском районе вода зашла в 24 частных дома и на 138 придомовых территорий, в Дальнереченске — в 169 частных домов и 447 придомовых участков. В Чугуевском округе затоплено четыре двора, а в Лесозаводском — четыре дома и 15 придомовых территорий. В Спасском районе вода уже начала уходить, однако один двор всё еще оставался подтопленным.
Непогода бушевала всю неделю. В ряде территорий выпала месячная норма осадков. В некоторых селах рыбу можно было ловить руками прямо на дорогах — ее принесла река, вышедшая из берегов.
Следует отметить, что с начала этого года проблему паводков в регионе начали решать системно. Вслед за поправками в федеральный закон о ЧС, которые пролоббировал глава края, было создано и приступило к работе специальное Агентство по гидротехническим сооружениям, на расчистку русла рек отправилась техника. И нельзя сказать, чтобы эти действия не принесли результат, просто результат этот не так заметен, как затопленные дворы и караси в лужах. В любом случае, весну Приморье прошло достаточно спокойно. И, например, Спасский район удалось у большой воды отбить. Более того, сформированные Агентством запасы техники оперативно помогают и в этот стихийный наплыв, быстро восстанавливая проезды к отрезанным селам. А приобретенный опыт идет не только на режим ликвидации, но и на профилактику. Так, например, специалисты сейчас формируют карту "слабых" точек, где были переливы, чтобы исключить подтопления в будущем. Без предварительной законодательной и административной работы такие решения были бы вряд ли возможны. По крайней мере, в эффективном ключе.
С другой стороны — системные решения всегда играют вдолгую. На отрезке в полгода можно судить, пожалуй, лишь о том, что движение идет в правильную сторону. Пока эти системные решения обретают силу и завершенную форму, край испытывает привычные удары стихии. В кризисные моменты без ручного управления пока не обойтись. Здесь, надо отдать должное, глава региона проявляет максимум своих возможностей, личным присутствием создавая условия для общего планирования действий, контроля и быстрой реакции, а также разделяя ответственность с местными властями.
Мусорный тупик?
Во Владивостоке продолжает развиваться проблема с вывозом и утилизацией мусора. Недавно Дума Владивостока приняла изменения в муниципальный правовой акт "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа". Согласно документу, теперь собирать, перевозить, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и "захоронять" ТКО на территории краевой столицы будет региональный оператор — в соответствии с действующим законодательством РФ.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
В то же время жители города стали свидетелями массового вывоза со специальных площадок сеток для раздельного сбора отходов. Убирает их региональный оператор "ПЭО". Как стало известно, такая участь ждет не все контейнеры, но это не помешало горожанам сделать вывод о крахе экологического подхода к сбору мусора во Владивостоке.
Региональный оператор пеняет на состояние контейнерных площадок и на нехватку водителей.
"Основная проблема на сегодняшний день — не нормативное состояние контейнерных площадок. Я напоминаю, что управляющие организации обязаны обеспечить надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок. Установлена ответственность за несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил обращения с отходами", — прокомментировал руководитель КГУП "ПЭО" Алексей Борисов.
Региональный оператор "ПЭО" рассказал, с чем это связано, и вернутся ли контейнеры обратно
Что касается кадров, то региональный оператор пообещал, "как только мы сможем обеспечить полное обслуживание этих всех 860 контейнеров, которые во Владивостоке установлены, они вернутся назад". Но это напоминает знаменитый императив Жванецкого "Как только, так сразу".
По итогу местные жители сетуют на тех, кто отходы вывозит, жалуясь на график, периодичность и так далее, регоператор — на бизнесменов, которые разбрасывают коробки, торговую тару, а также на отсутствие кадров, и так по кругу. Казалось бы, найти концы сложно. А воз, как говорится, и ныне там. И только меры прокурорского реагирования толкают его вперед — так, после вмешательства прокуратуры улицы Владивостока избавили от более чем 800 тонн мусора.
Экологическая повестка и народное недовольство, связанное с ней, в политическом плане остается одним из самых неуправляемых и сложных факторов для городских властей. Во-первых, им не хватает рычагов управления. Критика горожан достается мэрии, а "ПЭО" находится на уровне региона, на который мэрия может влиять разве что опосредовано, и все, что остается, это разделять с этой организацией и управляющими компаниями потоки негатива.
Во-вторых, заглушить эту критику практически невозможно, потому как у нее нет единого лица и адреса. Нет лидеров протеста, с которыми можно договориться или призвать к тишине. Это сущность стихийная и у нее нет штаба, куда можно было прийти на профилактическую беседу. Есть просто разлитое в воздухе недовольство, вызванное системной недоработкой, и проявляющееся в том, что телеграм-боты администрации пестрят фотосетами помоек. Складывается ситуация, когда власти для решения проблемы вынуждены что-то менять в себе. А это задача даже потруднее, чем вывезти одномоментно 800 тонн мусора. Поэтому пока легче двигаться толчками.
Укрощение строптивых
В СМИ и новых медиа, связанных с приморским внутриполом, обозначилась кампания против спикера Думы Спасского района Всеволода Ию. Негативные посты в его адрес стали выходить с регулярностью подписных изданий. Территория давно была богата на политические аномалии и конфликтные ситуации, последняя из которых обострилась прошлой осенью. Очевидно, что намерения сгладить эту неровность приморского политического ландшафта перешли в деятельную фазу.
Всеволод Ию. Фото: пресс-служба МЭФ
В Спасском районе медиаатаки связывают с принципиальной позицией Ию и большей части депутатского корпуса против объединения района со Спасском-Дальним. По информации собеседников агентства, такие поползновения есть со стороны руководства Спасска-Дальнего.
В свою очередь, спикер Думы Спасского района и депутатский корпус заявляют о том, что понимают федеральный тренд на укрупнение муниципалитетов и готовы в перспективе подойти к вопросу преобразования района в муниципальный округ. Но без спешки, поскольку переходный период для реализации муниципальной реформы еще дает время до 2028 года. Однако нынешний созыв думы против слияния с городом Спасск-Дальний, такого же мнения, по словам депутатов, придерживаются жители.
Напомним, что в октябре-ноябре прошлого года в Спасском районе разгорелся конфликт между местными Думой и администрацией. Два органа МСУ по-разному видели роли друг друга и воздвигли спор, кто из них главней.
Триггером послужила отставка предыдущего главы Спасского района Андрея Колота, покинувшего муниципалитет в спешке в октябре прошлого года. Кстати, позже его обнаружили в Симферополе. И обнаружили не из праздного любопытства — против бывшего главы возбудили дело о взятке, после чего доставили в Приморье и поместили в СИЗО.
На место Колота в ранге и.о. главы заступил Константин Патрушев, ранее работавший в мэрии Спасска-Дальнего и считающийся человеком из конкурирующей команды главы Спасска Олега Митрофанова. Между новым главой и депутатским корпусом с первых же секунд возникла междоусобица — народные избранники не хотели согласовать ему дату вступления в должность.
На ноябрьском заседании депутаты единогласно выразили Константину Патрушеву вотум недоверия. Причина — отсутствие конструктивного взаимодействия с Думой. Одновременно под угрозой срыва оказался мэрский конкурс, объявленный Думой — приморский внутрипол не отозвался на приглашение депутатов заполнить свою половину конкурсной комиссии.
Конфликтную ситуацию между Думой и администрацией жестко прокомментировал глава региона Олег Кожемяко. 7 декабря на 42-й конференции приморской "Единой России" он отметил, что "Партия дела в Спасском районе дезавуировала работу органов власти. Таких вещей допускать нельзя".
Несмотря на то, что после губернаторского оклика Дума изменила свою позицию и риторику по отношению к и.о. главы района, страсти там, по всей видимости, кипят до сих пор.
До определенного момента край предпочитал не вмешиваться в эту историю. Тем более, что местные элиты вместе с готовностью ввязываться в конфликты демонстрировали и договороспособность, а сам Спасский район богат и неоднороден в области элитной фауны, и здесь в тесный клубок сплетаются интересы и сельскохозяйственников, и цементников, и много кого еще. Даже Дума здесь разнообразна по составу — ни у одной партии нет большинства. По итогам выборов 2021 года больше всего мандатов оказалось у "Партии дела" — пять мест из 15. Представитель "Партии дела" Всеволод Ию возглавляет Думу. У КПРФ, ЛДПР и "Единой России" по два мандата. Также прошли четыре самовыдвиженца. В общем, очень много нюансов и красок в том, что должно быть провинциальной пасторалью.
Похожие горячие эпизоды в Приморье наблюдались не так давно в Находке и Арсеньеве. Находка долгое время была зоной политической турбулентности из-за неуступчивости локальных элит. Экс-губернатор Владимир Миклушевский боролся-боролся с ними за своего ставленника, но безуспешно, Андрей Тарасенко боролся-боролся уже за своего — но с той же эффективностью. Ситуация разрешилась только при Олеге Кожемяко. Его ставленник Тимур Магинский беспроблемно был принят депутатами Находки, чему предшествовал длинный процесс диалога.
В Арсеньеве борьба за кресло градоначальника началась в 2018 году при Андрее Тарасенко — местные элиты видели в этой позиции разных людей. История сопровождалась неожиданным демаршем единороссов (что почти оксюморон) против согласованной кандидатуры, исключением части их из партии и закончилась компромиссом при посредничестве региональных властей.
В обоих случаях к положительному финалу приводили инструменты мягкой силы, но в арсенале региональных властей существуют методы и пожестче. Во что это выльется в Спасском районе — следует наблюдать.