Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в Минпромторг предложения о расширении ответственности маркетплейсов за продажу контрафактных товаров. В частности, предлагается интеграция баз данных маркетплейсов с реестрами Роспатента, а также введение единой процедуры реагирования на обращения правообладателей о нарушениях их прав.
Ассоциация предлагает обязать маркетплейсы блокировать транзакции продавцов, чьи товары нарушают права владельцев брендов. Правообладатели должны будут регистрироваться на маркетплейсах аналогично регистрации в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Это позволит платформам проводить превентивную работу и предотвращать продажу контрафакта, сообщают "Ведомости" (18+).
Участники рынка подтверждают, что проблема продажи контрафактных и нелегально ввезенных товаров на маркетплейсах особенно актуальна в категории недорогих товаров, таких как наушники, часы, одежда, кофе, а также детские товары и игрушки.
Недостаточный контроль за поставщиками и ассортиментом на площадках способствует распространению контрафакта. Для решения этой проблемы необходимо увеличить ответственность маркетплейсов за реализацию нелегальной продукции.
Представители Ozon и Wildberries отмечают, что они уже предпринимают меры по защите покупателей от подделок. В частности, Wildberries проверяет данные правообладателей через реестры Роспатента. В "Яндекс маркете" также сообщили о самостоятельной работе по фильтрации контрафакта.
Минпромторг разрабатывает законопроект, регулирующий работу маркетплейсов. В документе маркетплейсы определяются как цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг, а пункты выдачи заказов признаются торговыми объектами. Министерство также предлагает запретить маркетплейсам привлекать самозанятых для выполнения работ или оказания услуг.