Южный ветер и 26 градусов тепла ожидаются в Приморье в четверг
08:11
Эксперт раскрыл, как определить поломку автомобиля по цвету выхлопного дыма
07:11
Дальний Восток 19 сентября. Родился Михаил Иванович Таболкин, приморский художник
07:00
Только настоящий ценитель русской кухни верно назовет эти 8 знаменитых блюд – ТЕСТ
06:00
Срочно бегите ко врачу: эти нетипичные симптомы указывают на смертельную болезнь
04:20
"Гора с плеч": изменения в сфере ЖКХ вступили с 17 сентября - жильцы ликуют
03:11
Можно вдыхать: специалисты не обнаружили загрязнения воздуха в Уссурийске из-за пожара
18 сентября, 20:10
Крупный пожар на китайском рынке в Уссурийске локализован
18 сентября, 19:59
Проектировщики разъяснили детали строительства кольца в микрорайоне Патрокл во Владивостоке
18 сентября, 19:29
Спартакиада адвокатов Дальнего Востока прошла в Приморье
18 сентября, 19:22
Срок до 30 сентября: всем, кто подаст заявление, прибавят к пенсии 1 500 рублей
18 сентября, 19:11
Поэзия должна сама шагнуть к людям - участники круглого стола Премии им. Арсеньева
18 сентября, 18:41
Затраты Овнов, рутина Раков и цель Дев: подробный гороскоп на 19 сентября
18 сентября, 18:30
Водитель горящего грузовика в Уссурийске объяснил свои действия
18 сентября, 18:15
Тихоокеанский медицинский конгресс торжественно открылся во Владивостоке
18 сентября, 18:15
Аграрии Китая хотят арендовать в Приморье землю для выращивания риса и сои 18 сентября, 15:06
Участники рыбопромышленного форума обозначили направления развития экспорта рыбопродукции 18 сентября, 10:22
В Приморье реализуются шесть мастер-планов городов 17 сентября, 16:15
Дальневосточный банк – лауреат премии "Золотой Меркурий" 17 сентября, 16:00
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 17 сентября, 10:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 16 сентября, 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 16 сентября, 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 16 сентября, 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44

Путешествия во времени, психогеографические маршруты и ускользающие водоросли

ЦСИ "Заря" дает возможность жителям Владивостока посмотреть на город глазами современных художников
16 сентября, 16:10 Общество
Фабрика "Заря" предоставлено пресс-службой ЦСИ "Заря"
Фабрика "Заря"
Фото: предоставлено пресс-службой ЦСИ "Заря"

Центр современного искусства "Заря", открывшийся во Владивостоке 11 лет назад, стал для города не только современным общественным пространством и галереей, где можно познакомиться с современным искусством. Здесь жители и гости Владивостока, соприкасаясь с проектами, вступают в диалог с художником, городом, пространством, а главное — со своим внутренним миром. Созданный по инициативе известного бизнесмена Александра Мечетина ЦСИ "Заря" стал местом притяжения творческих людей со всего мира и обозначил Владивосток как место, где есть насыщенная культурная жизнь. 

Историю Центра нельзя назвать абсолютно гладкой. Став известным далеко за пределами Владивостока выставочными проектами и резиденцией для художников и достигнув к 2020 году пика своего развития, центр был вынужден на полгода года закрыть свои двери — ковид сильно изменил творческие планы институции. Но внешнее сокращение активности, уменьшение выставочных площадей и некоторое переформатирование концепции пошло только на пользу внутренней жизни Центра — резиденция снова в режиме нон-стоп принимает гостей из разных уголков России и мира, давая возможность творческим людям реализовать интереснейшие проекты, которые позволят взглянуть на Владивосток под новым углом зрения. О том, чем сегодня занимается ЦСИ "Заря", проектах, которые здесь реализуются, и планах на будущее в интервью PrimaMedia рассказала директор Центра Марина Кириллова. 

— Центр современного искусства "Заря" открылся в 2013 году по инициативе Александра Мечетина, основателя группы компаний BELUGA GROUP (ныне Novabev Group). Холдинг был создан в Приморском крае и сегодня является крупнейшим оператором национального алкогольного рынка. Жителям Приморья Novabev Group хорошо известна благодаря заводу "Уссурийский бальзам", торговой сети "ВинЛаб", пищевой продукции торговых марок "Родимая сторонка" и "Доброе дело". Помимо деловой активности, компания Novabev Group с момента своего основания в 1999 году осуществляет целенаправленную благотворительную политику, реализовав за четверть века множество гуманитарных инициатив, среди которых были и проекты в сфере меценатства. Однако по-настоящему меценатство стало одной из неотъемлемых сторон деятельности компании в 2013 году с открытием центра современного искусства.  

Во Владивостоке тогда еще не говорили активно ни про общественные пространства, ни про современное искусство. При этом в Москве уже существовали, например, такие кластеры, как "Флакон" и "Винзавод". И у Александра Мечетина, человека, который сам всерьез интересуется современным искусством, возникла мысль открыть подобный центр и во Владивостоке. 

Это было рискованное решение — жители Владивостока с такими проектами знакомы не были, а идея сделать общественное пространство в бывших производственных помещениях швейной фабрики "Заря" требовала не только финансовых вложений, но и, в некотором смысле, изменения менталитета жителей и позиционирования того места, где предполагалось открыть Центр современного искусства.  

Тем не менее, здания стали приводить в порядок, провели капитальный ремонт, отмыли от известки кирпичную кладку царских времен. Строения сильно изменились, преобразившись в современные помещения в стиле лофт, на территории появились малые архитектурные формы, пешеходная зона, зеленые насаждения, а со временем — уличные арт-объекты от российских и зарубежных художников. Значительные инвестиции и тщательно проработанный дизайн-проект превратили некогда типичную промзону в современное и модное пространство, созданное в едином стиле, сочетающим дань уходящим традициям и стремление к новизне.  

1 / 3

Как знак уважения к истории этого места, мы сохранили название "Заря", архивные документы и фотографии, рассказывающие об истории фабрики, а также внесли в логотип ЦСИ иголочку как символ некогда одного из сильнейших швейных производств на Дальнем Востоке. Постепенно это место стало точкой притяжения и для местных жителей, и для гостей Владивостока. 

— Но кроме обновленного здания и облагороженной территории, необходимо было дать помещению внутреннее содержание, вдохнуть в него новую жизнь. Как это происходило? 

— До 2020 года у нас была активная выставочная деятельность — в большом зале выставки менялись 3-4 раза в год. В малом зале экспозиции обновлялись до 8 раз в год. То есть для того, чтобы познакомиться с современным искусством, не нужно было лететь в Москву или Санкт-Петербург. Здесь, в ЦСИ "Заря", выставлялись и известные современные российские художники, и местные авторы, и оригинальные произведения художников-авангардистов, например, Натальи Гончаровой. Работа происходила в рамках сотрудничества с Государственной Третьяковской галереей, Мультимедиа арт-музеем, Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева и другими крупными культурными институциями. Собственные выставочные проекты на тему архитектуры, фотографии, кинетического искусства и т.д. были в большей степени ретроспективные, чтобы сначала дать базовые представления зрителю. В 2015 году была собрана масштабная выставка "Край бунтарей", которая объединила более 20 владивостокских художников разных поколений. Эту выставку мы позже представили в Музее современного искусства в Москве и Санкт-Петербургской "Эрарте". То есть мы знакомили с современными местными авторами не только жителей города, но и столичную публику.

1 / 8

— Помимо выставочной деятельности, ЦСИ "Заря" стал известен в России еще и своей резидентской программой. 

— Да, с 2014 года мы запустили резидентскую программу. Подать заявку на участие в ней могли авторы из России и из-за рубежа. Художники, победившие в конкурсе, приезжали во Владивосток, жили и творили на территории резиденции. И эта программа успешно реализовывалась вплоть до 2020 года. 

— А потом случился ковид…

— На 2020 год у нас были большие планы. Больше 10 художников должны были приехать. Мы уже успели на тот момент принять первую художницу из Кореи. Улетала она, кстати, от нас уже через Москву, потому что напрямую из Владивостока своим запланированным рейсом выбраться не смогла. Мы свернули и работу резиденции, и выставочную деятельность, какое-то время были закрыты. В это же время начались трансформации проекта. 

— Вы имеете в виду открытие Центра современного искусства в Краснодарском крае? 

— Да, проект Фонда искусства "Голубицкое" тогда только запускался. Там предполагалось использовать опыт, наработанный ЦСИ "Заря". Выставки планировалось менять нечасто, так как это место с большой туристической проходимостью. А вот резиденцию там думали сделать довольно мощную. Проекты должны были затрагивать исторические, археологические, социальные аспекты развития Таманского полуострова — того места, где расположена винодельня "Поместье Голубицкое", принадлежащая Novabev Group. Сейчас там отстроена очень интересная постоянная экспозиция "Степь прячет себя" (12+). Её куратор — археолог Варвара Бусова. В своё время она приезжала в "Голубицкое" в качестве исследователя, а спустя пару лет выступила куратором выставки, которая рассказывает о локальном контексте Таманского полуострова и задаёт вопросы зрителям: кто они — кочевники или оседлые люди. Для нас, жителей Приморского края, этот вопрос не кажется актуальным. А вот для жителей Краснодарского края — очень значимый. Выставка получилась, на мой взгляд, прекрасной: эстетичной, исторически выверенной, в хорошем смысле интерактивной и действительно позволяет зрителю задаваться вопросами, обращенными к самому себе. 

предоставлено пресс-службой ЦСИ

Фонд искусства Голубицкое. Степь прячет себя. Вид экспозиции. предоставлено пресс-службой ЦСИ "Заря"

— После ковида ЦСИ "Заря" открылся уже с новой концепцией? 

— Мы сократили выставочные залы, так как было принято решение оставить ЦСИ "Заря" как общественное пространство — жители полюбили эту площадку, они сюда приходят с семьями и друзьями. Здесь светло, уютно, атмосферно, здесь приятно находиться. Есть постоянный запрос на проведение событийной программы от местных и иногородних художников. 

Возобновили резиденцию в 2022 году с "домашнего сезона" — за три месяца мы приняли шестерых молодых художников из Владивостока. Проекты на выходе получились емкими — художникам помогало то, что они уже знали местный контекст. Для части из них проект, представленный на "Заре", был первой маленькой персональной выставкой — резиденция дала им понимание, как строить работу от задумки до момента реализации. В 2023 году наши резиденты осуществили 8 проектов. Таким образом, на сегодняшний момент в нашем багаже более 100 реализованных проектов художников из 22-х стран.

1 / 3

— Резидентская программа на этот год уже расписана?

— Да, на этот год отобрано семь проектов на самые разнообразные темы. Художник из Санкт-Петербурга Валерий Гриковский реализовал выставку "Минус-музей" (6+) — "кабинет редкостей", псевдомузей с местным колоритом, где артефакты приморской флоры и фауны связаны между собой неожиданными и неочевидными нитями. Имея медицинское образование, Валерий органично соединяет научный подход и разные системы классификаций с художественным воплощением. Приятно, что идея нашла живой отклик среди научного сообщества Владивостока — сотрудники разных филиалов ДВО РАН так или иначе способствовали воплощению замысла и с удовольствием рекомендовали друг другу "Минус-музей". Экспозиция была эстетичной, интригующей, местами забавной, но в то же время популяризирующей науку и сопутствующее критическое мышление. Этакий стык воображения и знаний. 

Другой гость "Зари" — уральский перформер, писатель и поэт Руслан Комадей, который приехал с личной и довольно трагичной историей. Руслан уже был во Владивостоке в 2000 году 9-летним ребенком — вместе с мачехой он жил в местных гостиницах в ожидании отца, который вскоре должен был к ним присоединиться. Однако вместо этого они дождались известия о его смерти. То есть они ехали сюда с надеждой на новую жизнь и действительно получили её, но совсем не такую, о какой мечтали. И вот, спустя много лет, резиденция дала Руслану возможность не только вернуться сюда и переосмыслить свои детские ощущения, но и воплотить их через множественные формы взаимодействия со зрителем. Например, он провел ряд психогеографических прогулок (12+) по Владивостоку, в рамках которых участники по-новому смотрели на привычную, казалось бы, территорию, исследуя и раскрывая механизмы собственной памяти. Итогом резиденции стала двухдневная перформативная инсталляция в той самой гостинице "Моряк", где когда-то жил Руслан. Поучаствовать в ней мог любой желающий. 

— Часто проекты связаны с личными историями резидентов? 

— Довольно часто. Есть художники, которых действительно когда-то что-то связывало с городом, возможно, даже не их лично, а их родственников, родителей, прародителей. Как пример — резиденция Михаила Заиканова, начало которой положил семейный архив и старый фотоснимок с крылечком затопленного дома в поселке Барабаш. Или проект (6+) финской художницы Лилли Хаапала, потомка путешественника Эрика Кнаапе, прибывшего в Приморье со своей семьей в составе группы переселенцев в 60-х годах позапрошлого столетия.

— А как зрители реагируют на такие личные истории? 

— У нас очень чувствительная аудитория. И я заметила, что, видя личные работы художников, зрители начинают делиться своими сокровенными историями, глядя на какие-то экспонаты, начинают поднимать семейные архивы, вспоминать собственное прошлое. Истории резидентов как будто прорастают в душе наших зрителей — жителей Владивостока.

Мы стараемся давать людям повод увидеть и послушать других, рассказать о себе и услышать себя.

— Когда вы отбираете проекты, на что обращаете особое внимание? 

— В первую очередь смотрим на проработанность проекта и на то, насколько он отвечает локальному контексту, чем может быть интересен местным жителям и гостям города. Часто бывает, что человек, приехавший из другого региона, показывает зрителям иной взгляд на привычные для них вещи, и это позволяет нам по-новому осознать себя и то место, в котором мы живем. Соприкасаясь с проектами, жители вступают в диалог с художником, территорией, институцией и, главное, со своим внутренним миром. Резиденция создана в том числе для того, чтобы рассказать нам о нас же, составить "портрет места". 

— Что представляет собой резиденция? 

— Это апартаменты для проживания, небольшая мастерская (она же часто используется как выставочное пространство). Художники живут во Владивостоке от 6 до 12 недель.

Мы ежегодно открывали набор как для местных, так и для иногородних, планируем делать это и в будущем. Заявки приходят из самых разных уголков планеты. На этот год у нас было 298 заявок из 12 стран.

предоставлено пресс-службой ЦСИ

Коворкинг ЦСИ «Заря». предоставлено пресс-службой ЦСИ "Заря"

— А часто бывает так, что художник приехал с одним проектом, а по ходу он вырос в нечто иное? 

— Мы спокойно относимся к тому, что проекты в процессе их реализации меняются, смещаются какие-то фокусы. Искусство — это такой процесс, который невозможно запланировать на 100%. Проекты у нас все равно в той или иной мере исследовательские, а это значит, что художники встречаются с другими людьми — художниками, историками, учеными, специалистами в разных областях, с самим городом, наконец. 

Например, в прошлом году московская художница Лиза Наркевич готовила выставку про время, когда Владивосток был закрытым городом. Ей хотелось исследовать парадоксальное явление: как город, закрытый даже от своих собственных граждан, был более открытым по своей сути, чем многие другие. Ведь это порт, а это значит, что была возможность посмотреть на то, как живут люди в других странах, некоммунистических, открыть для себя другой мир. По ходу проживания в резиденции Лиза познакомилась с огромным количеством местных жителей, покоривших её. Начальная идея, конечно, на выходе претерпела некоторые изменения, но от этого выставка только выиграла — стала более глубокой, насыщенной, душевной. У художницы получился проект именно про людей. О том, почему они ехали на Дальний Восток, как жили здесь. Я и сама открыла для себя удивительный момент. Мои родители не отсюда. Приехали издалека, ходили в моря, здесь познакомились, здесь родилась я. И я их никогда толком не спрашивала, почему они приехали, зачем, как остались. Как-то это казалось само собой разумеющимся, ты просто растешь с этим. А когда я смотрела на чужие истории, которые собрала Лиза, я думала о том, почему до сих пор мне не приходила в голову мысль расспросить родителей о том, как они оказались здесь. То есть, получается, я сама стала тем самым местным жителем, которого проект побудил обратиться к своим корням, к истории своей семьи.  

— А в чем отличие резиденции ЦСИ "Заря" от других подобных проектов? 

— Среди коллег у нас сложилась репутация профессиональной и дружелюбной резиденции (здесь, думаю, сарафанное радио говорит само за себя). И сотрудники, и друзья "Зари", и незнакомые ранее люди, которые, допустим, просто пришли на приветственную лекцию художника, вовлекаются в процесс и всячески помогают нашим гостям в творческих поисках. Конечно, резиденты могут и сами найти необходимые материалы или специалистов, но благодаря содействию это происходит быстрее и больше времени высвобождается для реализации идеи. Причем эта помощь исходит, в том числе от ученых или владивостокских художников, особенно тех, кто сам прошел через резиденцию. Таким образом, вокруг ЦСИ формируются новые дружественные и профессиональные связи, и находиться внутри этого поля может любой, не обязательно быть художником по профессии, достаточно быть открытым чему-то новому.

Как пример взаимопомощи — в прошлом году нашей резиденткой была итальянская художница Айша Джанна Мюллер, в какой-то момент познакомившаяся с владивостокской художницей Надей Антышевой. Несмотря на языковой барьер, Надя сопровождала гостью в ее изнурительных финальных поездках — на пронизывающем ветру, в пиковые декабрьские морозы они записывали видео рассвета на побережье острова Русского.

Мы рады сотрудничать с коллегами из других институций города, в частности, с галереей современного искусства "Арка" и ЦСИ "Артэтаж", Музеем истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева и всеми его филиалами, включая объекты Владивостокской крепости.

Для наших резидентов это новый опыт, который часто развивает и обогащает их замыслы. Например, художник из Воронежа Кирилл Гаршин, побывав на экскурсии в музее Арсеньева, так вдохновился картой орочьего шамана, расположенной на потолке этнографического зала, что именно под эту работу, неожиданно для самого художника, со временем трансформировался весь проект. 

Кирилл работает с органическими красками. И в Приморье он планировал добыть пигменты из красных водорослей и цветков "синеглазки", из лепестков которой, вероятно, нанайцы получали пигмент для окрашивания в синий цвет изделий из рыбьей кожи. Много приключений сопровождало художника — сорняковое, по сути, растение оказалось не так просто найти, а водоросли, ввиду техногенных и природных катаклизмов, постоянно ускользали от Кирилла. В конечном итоге он пошел не по пути сопротивления, а следуя этим своеобразным "знакам". Итогом резиденции стало большое живописное полотно под названием "Багровое перерождение", которое визуально было выстроено как раз как упомянутая выше карта шамана. Ускользающая от художника водоросль приобрела образ человекоподобной сущности и воплотилась в работу, очень сильно отличающуюся от той, какую автор изначально прописывал в своей заявке. Радикальная смена тематики — неожиданный поворот и для самого Кирилла, но по его собственному признанию работа станет первой в новой планируемой серии. Рада отметить, что подобный формат взаимодействия на территории Приморского края, в том числе реализуемый при поддержке нашей арт-резиденции, не ограничивается только лишь работами на "Заре" — часто они имеют большой потенциал и перерастают в большие серии и дальнейшие выставки. Таким образом, Владивосток вдохновляет художников даже за его пределами.

— То есть получается, что вы не только привлекаете резидентов из других городов и стран, но и формируете вокруг резиденции местное художественное сообщество?

— Как бы ни спорили о том, есть ли во Владивостоке сообщество, мы уверены, что художественное точно есть. Мы это видим: вокруг резиденции объединено очень много творческих, добрых, неравнодушных людей, которые готовы тратить свое личное время на общение с гостями "Зари", потому что это им доставляет обоюдное удовольствие. Как я говорила, часто у наших резидентов рождаются проекты с нашими коллегами из других институций. Мы этому только радуемся. 

— Кого еще ждем в этом году в резиденции?

Во Владивосток прилетела московская художница и режиссер документального кино Елена Скрипкина, работающая с разнообразными медиумами: от инсталляции до текстов и практик взаимодействия. Ее резиденция посвящена изучению природы в городе и под водой и связи растений с разными художественными практиками. 

В сентябре ждем Антона Вальковского и Сослана Дзадиева из Владикавказа — к слову, нового в географии резиденции региона. Они планируют исследовать исторические параллели между регионами Дальнего Востока и Северного Кавказа через культуру, быт, легенды, символизм и архитектуру. 

Далее гостями арт-резиденции станут Филипп Крикунов и Вячеслав Мизин — коллектив Museum of Modern Art Kamchatka. Они из Новосибирска, но в их фокусе внимания достаточно любопытное осмысление воображаемой истории регионов Дальнего Востока. Художники размышляют о будущем, о том, как мечтали люди предыдущего поколения и как это делаем мы, а также к чему эти мечты приводят. Планируется затронуть область мифологии, сказок, авангарда и экологии.

Мультидисциплинарная художница из Москвы Ася Заславская работает с живописью, инсталляциями, перформансами, скульптурами и вышивкой. В фокусе её работы находится изучение следов древнего государства Бохай и его отражение в современной культуре. Эта тематика также новая для "Зари", и мы с нетерпением ждем итоговый проект Аси.

Из местных художников в резиденцию отобран Влад Лукьянович, также известный под псевдонимом Шуба. Это художник, а также издатель, редактор, амбассадор сообщества художников, которые работают с печатной графикой. У Влада интересно то, что в центре он помещает не себя как художника, а сообщество.  

— Помимо работы с резидентами и представления их проектов, в ЦСИ "Заря" проводятся мероприятия, которые уже полюбились публике. Например, традиционная "Ночь музеев" (6+). 

— Да, в этом году "Ночь музеев", как и всегда, была насыщенной. Это одно из самых масштабных событий года, включающее мастер-классы, кинопоказы, лекции, перформансы, диджеев и живую музыку. Событие, к которому мы долго и усердно готовимся, ориентируясь на разную аудиторию. В этом году активно работали с театральным сообществом — это новая для нас страница. И она — о потенциале города, о людях, которые здесь живут. Единой для всех активностей "Ночи музеев" стала тема связи, территории и памяти. Так называется и групповая выставка молодых и талантливых приморских художников, которую мы открыли в рамках "Ночи музеев". 

До конца года в наших планах актуализировать постоянную экспозицию "Сон Зари" (6+) — добавить истории новых проектов, уделить больше внимания местным художникам.