Мастер-план Владивостока переходит на этап реализации. А между тем у горожан до сих пор возникает большое количество вопросов о том, зачем нужен этот документ, и как он поможет городу развиваться. За разъяснениями ИА PrimaMedia обратилось к экспертам.
Руководство к действию
Мастер-план Владивостока переходит в практическую плоскость. Первыми проектами "внутри" документа станут вторая очередь благоустройства набережной Спортивной гавани, организация веломаршрута на острове Русском и строительство современного спортивного комплекса по адресу Океанский проспект, 19в. Также планируется реализовать пять проектов в сфере дорожного хозяйства, на двух объектах работы уже начались.
А между тем у горожан возникает большое количество вопросов к мастер-плану. Многие до сих пор не понимают, зачем он нужен, учитывая, что есть генеральный план, правила землепользования и застройки и концепция развития Большого Владивостока до 2050 года. Ситуацию осложняет и то, что самого многостраничного документа в публичном доступе нет — на сайте администрации представлена только общая концепция. Некоторые и вовсе принимают за мастер-план Владивостока разработки японской компанией Nikken Sekkei 2017 года.
Индекс качества городской среды во Владивостоке. Скриншот
Разработан по нацстандарту
Однако сегодня мастер-планирование — это подход совсем другого уровня, поясняют эксперты. Речь идёт о стратегическом, глобальном документе, который должен стать реальным инструментом, в первую очередь, привлечения федерального финансирования. С этой целью по заказу ВЭБ.РФ разработан методический документ "Национальный стандарт мастер-планов". Он состоит из трёх книг и даёт рекомендации по составу стратегического мастер-плана, его разработке и применению с учетом индивидуальных особенностей городов России. В том числе разработчики опирались на индекс качества жизни ВЭБ.РФ. К слову, во Владивостоке показатели не самые лучшие. Индекс качества городской среды в дальневосточной столице составляет 217 баллов из 360 — меньше, чем в Хабаровске.
Образы будущего
Задача мастер-плана — сформировать образ города будущего и построить его. Для этого разрабатываются стратегии пространственного развития территории. Они охватывают все сферы жизни горожан — обновление жилфонда, строительство школ и детских садов, благоустройство, модернизацию транспортной сети и многие другое. Также в приоритете — развитие ключевых отраслей экономики. Для Владивостока это в первую очередь логистика. Документ предусматривает создание Восточного транспортного-логистического узла для Севморпути, строительство мультимодального транспортно-логистического центра "Артём", создание высокотехнологичных терминалов и развитие цифровых и финансовых сервисов.
Федеральное участие
Работа в рамках мастер-плана начинается с принципиальных стратегических решений и постепенно спускается на отдельные инвестиционные проекты, поясняет директор архитектурно-производственной компании Concrete jungle Феликс Машков. "Города очнулись от морока", — отмечает он.
"Мастер-план — это в первую очередь про смыслы и финансирование. Не про детали, а скорее совокупность баланса потребностей и ресурсов, которые уже есть, и обоснования, которые потребуются, чтобы привлечь новые средства. Это документ самого верхнего уровня — именно с таких документов начинается разговор в каких-то больших системах", — комментирует эксперт.
Большую систему в данном случае представляют государственные корпорации — ВЭБ.рф, ДОМ.рф, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и другие. В июне под эгидой Минвостокразвития стартовала программа, посвященная эффективной реализации мастер-планов развития городов ДФО. Специальное обучение пройдут более 100 управленцев макрорегиона. Причём акцент — именно на привлечение федерального финансирования от подачи заявок на участие в национальных проектах до концессий и территориального планирования.
Мастер-план — это про деньги
Мастер-план — это прежде всего про деньги, отмечают собеседники редакции. Так, для развития Владивостока планируется привлечь 8,7 млрд рублей в создание инфраструктуры электротранспорта. На создание центра креативных индустрий хотят потратить 1 млрд рублей. Строительство школ до 2029 года потребует 20,7 млрд рублей.
Строительство улично-дорожной сети в микрорайоне "Патрокл" (первый пусковой комплекс) оценили в 0,344 млрд руб. Обновление подвижного состава троллейбусов (16 единиц) — в 0,61 млрд руб. Все эти проекты включены в мероприятия мастер-плана. Для каждого подготовлено финансово-экономическое обоснование и расчётные показатели.
Комплексное развитие острова Русский. Скриншот
Источниками финансирования могут выступать федеральный, региональный и муниципальный бюджеты через те или иные государственные программы, гранты, конкурсы и национальные проекты.
По нацстандарту государство может выделять городам бюджетные субсидии и льготные кредиты. Ключевая роль "спонсоров" отводится финансовым институтам ВЭБ.рф и ДОМ.рф. Задействуется большое количество механизмов поддержки от государственно-частного партнёрства до субсидирования % ставки по кредитам.
Быстрые победы
Состав проектов мастер-плана формируется таким образом, чтобы в нём были как "быстрые победы" — проекты со сроком реализации до трех лет, так и проекты средне— и долгосрочной перспективы более шести лет. Например, значительная часть мероприятий во Владивостоке реализуется уже в 2024 году. На дороги города выйдут 16 современных троллейбусов, до конца лета будет реконструирован перекресток Русская — проспект 100-летия Владивостока, построена новая дорога от ул. Нейбута, д. 67а до транспортной развязки Зеленый угол.
Каждому проекту присваивается паспорт, где указываются его стоимость, и источники финансирования. План реализации (дорожная карта) включает сроки выполнения работ, их текущий статус, заказчика проекта и ответственного за выполнение.
Всем этим занимается проектная группа, которая должна ежегодно отчитываться на федеральном уровне по результатам своей работы.
"Выделяется список объектов, мероприятий внутри мастер-плана. По ним запускаются процессы проектирования или приобретения тех или иных материальных ценностей для городского хозяйства", — комментирует Феликс Машков.
Развитие туристической инфраструктуры. Скриншот
При этом мастер-план — инструмент гибкий, отмечает архитектор, советник мэра Владивостока Андрей Борняков. По нацстандарту проводить его корректировку планируется не реже, чем раз в 5-6 лет, но фактически работа над документом ведётся постоянно.
"Мастер-план — это проектные проработки со всеми стратегиями и расчетами, которые потом ложатся на генеральный план Владивостока. Очень важно, что его можно корректировать и дорабатывать. Это системная работа, в которую вовлечены большое количество интересантов", — поясняет он.
Среди таких интересантов могут быть и предприниматели, и НКО, и урбанисты. Для мониторинга и выявления новых ключевых факторов развития рекомендуется организовывать ежегодные воркшопы с заинтересованными сторонами. В ходе воркшопов могут подниматься в том числе вопросы целесообразности внесения изменений в мастер-план.
Отметим, реализация мастер-планов дальневосточных городов станет одной из тем ВЭФ-2024. Ее включение в повестку анонсировал вице-премьер — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Член "Союза Архитекторов России", эксперт АСИ, член градсовета Приморья
Автор фото: Из архивов источника
Если говорить о том, какую роль мастер-план занимает в перечне градостроительных документов, то это совершенно не замена или подмена других документов. С точки зрения выстраиваемой правительством РФ логики, то сегодня мастер-план – это пространственная часть стратегии социально-экономического развития, которая включает в себя определенные шаги, критерии, показатели, объекты, достижения и KPI.
В свою очередь, генеральный план регулирует местоположение инфраструктуры и объектов, которые должны строиться за счет органов местного самоуправления, так как это единственное, что он утверждает. Правила землепользования и застройки отвечают за параметры объектов на отдельных земельных участках. Правила благоустройства отвечают за внешний облик объектов, какие покрытия должны быть использованы и т.д. Объемно-пространственный регламент фактически является наглядным представлением того, что нужно делать. В дальнейшем он внедряется в правила землепользования и застройки и уже становится обязательным документом для всех участников.
Мастер-план в этом случае является графическим выражением стратегии социально-экономического развития, которые устанавливает целеполагание, видение, цели и задачи, которые в дальнейшем превращаются в остальные документы. Итогом мастер-плана является утверждение правительством РФ долгосрочного плана развития тех или иных агломераций или муниципальных образований.
Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Владивостокской городской агломерации на период до 2030 года принят и утвержден правительством. В нем есть ряд объектов и мероприятий, которые обоснованы и в рамках которых и предполагается выстраивать развитие агломерации с точки зрения бюджетных и частных инвестиций.