Дальневосточный трек программы поддержки университетов "Приоритет-2030" действует с 2022 года. За два года грантовые средства получили 15 университетов ДФО. Участники сессии "Приоритет-2030: обеспечение технологического суверенитета и развитие Дальнего Востока" ВЭФ-2024 (16+) обсудили первые результаты программы, сообщает ИА PrimaMedia.
Программа "Приоритет-2030" поддерживает российские университеты с 2020 года и ставит своею целью сформировать в стране 100 прогрессивных современных центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Но для Дальнего Востока эта программа так же является одним из путей спасения от большого миграционного оттока населения и источником развития региона в целом.
"Качественное образование — одна из важнейших причин, чтобы остаться или уехать с территории. Если университет может предложить в городе, регионе, где находится семья, качественное хорошее образование и понятную траекторию, куда дальше можно пойти работать, закончив университет, то в большинстве случае все принимают решение остаться на территории. Потому что здесь всё понятно, устроено, в целом дальневосточники любят свои просторы, близость к морю и горам, и если все социальные сферы, социальные услуги обеспечены достойным образом на территории, то нет смысла и нет причин уезжать", — объяснила замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
В 2021 году Минвостокразвития анализировало причины массового оттока населения, и тогда качественное образование было действительно триггером: 38% абитуриентов с Дальнего Востока уезжало учиться в другие регионы.
Среза показателей последних годов нет, но по словам Эльвиры Нургалиевой, намечается положительная тенденция: отъезд дальневосточников по образовательной причине сократился на 3%, при этом в 1,5 раза в этом году увеличилось количество абитуриентов из других регионов и других стран. Системный эффект программы, по словам экспертов, возможно оценить только после полного цикла обучения, то есть спустя 4–5 лет. И еще спустя несколько лет после того, как люди выйдут на рынок труда и себя покажут.
И.о. директора ФГАНУ "Социоцентр"Андрей Келлер обозначил две ступени программы: развитие образования и налаживание трудоустройства выпускников в регионах. Сквозными профилями для многих местных университетов стали горнодобывающая отрасль и машиностроительная промышленность, именно в улучшении образования по этим направлениям наблюдаются успехи.
Так, Тихоокеанский государственный университет готовит программу совместно с Русской медной компанией по подготовке передовых инженеров в области горного дела, в области обогащения полезных ископаемых и металлургии и изготовление изделий из металлов. А Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема скооперировался с Уральским федеральным университетом и его партнерами и с Горно-обогатительным комбинатом ЕАО для запуска программы по подготовке разносторонних специалистов для горно-обогатительного кластера (электроэнергетиков, айтишников, экологов, экономистов).
Однако единственный университет Еврейской автономии двигается и в других направлениях — развития национальной культуры и творческой сферы. Направление актуальное: соцопрос Корпорации развития Дальнего Востока показал, что 40% молодежи региона хотят реализовываться в творческих профессиях. В рамках "Приоритета-2030" 2 сентября этого года был открыт Центр еврейской культуры — единственная локация в регионе, которая будет осуществлять просветительскую миссию. Местная Студия креативных индустрий, также созданная университетом в рамках грантовой программы, будет работать на создание брендированной продукции с региональной айдентикой.
Эксперты отметили, Камчатка тоже испытывает трудности в сфере энергетики: здесь работает две геотермальных станции, но все специалисты — привозные. Поэтому главный вуз края — Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга — поставил задачу создать свою лабораторию и запустить магистерскую программу с помощью коллег из Бауманки, Томского политеха и Новосибирского государственного технического университета.
Второй этап программы — трудоустройство специалистов региональных на местах — пока продвигается медленно. Запрос работодателя превышает желание студентов, поясняют спикеры. В качестве решения участники дискуссии предложили обратиться к опыту программы "Профессионалитет" и уделить внимание ранней работе, ранней профоориентации, программам стипендии, стажировок, трудоустройства.
Но главная цель "Приоритета-2030" — "молодежь привязать и влюбить еще больше в Дальний Восток", как сказала и.о. ректора Камчатского Государственного университета Ольга Ребковец. Именно на это должны быть направлены усилия университетов-участников национальной грантовой программы.