На юге Приморья появятся плавучие атомные энергоблоки – Олег Кожемяко
11:30
Третий Международный Тихоокеанский театральный фестиваль стартует во Владивостоке 20 сентября
11:00
Во Владивостоке задержали таксиста, из авто которого на дорогу выпрыгнула женщина
10:59
Аварийное отключение электроэнергии в Артёме – адреса
10:50
Поэзия Дальнего Востока, поэзия о Дальнем Востоке – в фокусе внимания Премии Арсеньева
10:47
"Победа будет за нами": губернатор Приморья передал груз с экипировкой в Курскую область
10:30
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции
10:00
В Приморье найдены окаменелые останки аммонита времен мезозойской эры
09:57
В Приморье полиция проверила законность деятельности таксистов-мигрантов
09:26
Во Владивостоке появится Школа гастрономии и поварского дела
09:00
Во Владивостоке после просьб о помощи женщина сорвалась с шестого этажа
08:58
Юрист Андрей Яцюк обвиняется в пособничестве мошенничеству с землей на мысе Кунгасном
08:44
Массовые отключения воды во Владивостоке и Артеме – адреса и даты
08:20
До 28 градусов жары ожидается в Приморье во вторник
08:06
Опасности пустого бензобака: как может навредить недостаток топлива
07:11
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 10:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 16 сентября, 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 16 сентября, 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 16 сентября, 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14

Технологический суверенитет России в спутниковой связи создаст "ЭРА-ГЛОНАСС"

Генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич в интервью ИА PrimaMedia рассказал о модернизации госинформсистемы и внедрении новых технологий
9 сентября, 10:51 Бизнес ВЭФ #ВЭФ 2024
Алексей Райкевич, генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Алексей Райкевич, генеральный директор АО "ГЛОНАСС"
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Госинформсистема "ЭРА-ГЛОНАСС" за годы работы подтвердила эффективность: передала уже более 400 тысяч аварийных вызовов от российских автомобилистов. Система повышает безопасность на дорогах, и в АО "ГЛОНАСС" на этом не останавливаются. Компания инвестирует средства в модернизацию, внедряет новые технологии, расширяя полезные функции госинформсистемы "ЭРА-ГЛОНАСС", и претендует на успешную реализацию проекта по созданию российской спутниковой связи. Подробности преобразований — в интервью ИА PrimaMedia с генеральным директором АО "ГЛОНАСС" Алексеем Райкевичем.

— Алексей, госинформсистема "ЭРА-ГЛОНАСС" достигла новой отметки в 400 тысяч аварийных вызовов от российских автомобилистов. Как сегодня работает система, каковы планы по ее развитию?

— Госинформсистема "ЭРА-ГЛОНАСС" была внедрена в 2015 году. Россия запустила систему аварийного оповещение в масштабах всей страны. За минувшее время подключено более 11,4 млн автомобилей. С помощью "ЭРА-ГЛОНАСС" передано спасателям свыше 400 тысяч аварийных вызовов. Среднее время передачи вызова — 19 секунд. Статистика подтверждает, что "ЭРА-ГЛОНАСС" спасает тысячи жизней водителей и пассажиров ежегодно.

Перспективы развития системы, на наш взгляд, очень интересные. Я обозначу два основных направления ее модернизации. Первое ставит цель сделать систему всеобъемлющей. Сегодня аварийные оповещения срабатывают только там, где есть сотовая связь, но и в этой ситуации "ЭРА-ГЛОНАСС" не может сравниваться с мобильным телефоном. Сеть связи максимальная и охватывает радиопокрытие всех четырех федеральных операторов с высоким приоритетом вызова. Если даже в вашем телефоне четыре сим-карты, вызов через госинформсистему проходит быстрее. При этом, как показывает практика, при ДТП смартфон просто может вылететь в разбитое окно, а кнопка SOS всегда на расстоянии вытянутой руки. И историй спасения с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС" может быть еще больше, если она будет передавать экстренные вызовы за пределами покрытия сотовой связи. Это можно сделать только при помощи спутниковых каналов связи.

На сегодняшний день мы разработали и протестировали соответствующее устройство, способное принимать и передавать сигнал посредством и сотовой, и спутниковой связи. В рамках Восточного экономического форума (16+) мы подписали соглашения о запуске пилотных проектов. Начинаем тестировать устройство в лесной отрасли и на морских судах. В самое ближайшее время мы покажем, как работает это устройство на передаче экстренного сигнала. Планируем сделать это на примере школьного автобуса. Продемонстрируем, как этот социально значимый вид общественного транспорта, находясь вне сотовой связи, сможет передать сигнал в системы 112. В рамках первого направления мы стремимся сделать так, чтобы сигнал SOS можно было передать из любой точки нашей страны. 

Второе направление — сделать систему проактивной. То есть сейчас она передает сигнал об уже случившемся ДТП, но ее возможности, существующие аппаратные решения, позволяют обеспечить голосовую обратную связь с автомобилем. Это значит, что мы можем предотвратить вторичные аварийные ситуации, предупредив водителей, движущихся, к примеру, по скоростным магистралям, об опасности на пути их следования. Сообщение будет призвано повысить внимательность водителя и подготовит его к необходимым маневрам, чтобы он вовремя снизил скорость и не стал жертвой вторичного ДТП. 

Это только один из примеров использования новых возможностей устройств вызова экстренных оперативных служб. На самом деле устройства нового поколения позволяют обеспечить работу целого ряда различных сервисов, которые будут направлены не только на безопасность, ведь эту задачу устройство решает и в текущем режиме, но и на комфорт для водителя и пассажиров. Например, поможет вызвать службу помощи на дороге или сотрудников правоохранительных органов. При согласии владельца транспортного средства может быть даже оказана услуга по мониторингу собственного транспортного средства в качестве, например, дополнительной защиты от угона. 

— Само устройство с точки зрения "начинки" тоже как-то изменится?

— В аппаратной части для функции предупреждения, дополнительных полезных сервисов оно не поменяется. Говоря простым языком, "железо" останется прежним. Поменяется прошивка, софт. Именно этот новый софт позволяет расширить возможности имеющейся аппаратной части. 

— Вы сказали, что с помощью системы "ЭРА-ГЛОНАСС" можно будет вызвать аварийные службы или реализовать еще какие-то сервисы. Возникает вопрос, как будет выстраиваться система взаимодействия, допустим, с конкретной аварийной службой в отдельно взятом регионе? 

— Реальный аварийный вызов с координатами и общими характеристиками автомобиля в цифровом виде передается в региональные системы 112 в среднем за 19 секунд. "ЭРА-ГЛОНАСС" позволяет сэкономить до 50% времени от момента происшествия до оказания необходимой медицинской помощи пострадавшему.

Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Алексей Райкевич, генеральный директор АО "ГЛОНАСС". Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

— Говоря об использовании спутниковых каналов связи, нельзя не заметить, что в мире давно есть аналоги таких решений.

— Да, аналоги действительно есть. Трекеры присутствуют и на российском рынке, интересующиеся люди прекрасно их знают, но все они иностранного производства и работают на зарубежной инфраструктуре. Такие провайдеры уходят с рынка или попросту не подключают новых абонентов. При этом в настоящее время особое значение имеют вопросы не только бесперебойности, надежности, но и обеспечения безопасности передачи данных через иностранные сервисы. Это ключевые риски технологического суверенитета России в области спутниковой связи.

— Этим летом очень много внимания привлекли эксперименты в Сахалинской области с полетами беспилотников с трекерами, подключёнными к "ЭРА-ГЛОНАСС". Расскажите какую задачу таким образом вы решаете? Можно ли сказать, что технологии связи и навигации для развития гражданской беспилотной авиации стали одним из актуальных направлений работы АО "ГЛОНАСС"?

— Мы замахнулись на решение сразу нескольких задач. Мы предлагаем существующую, работающую уже несколько лет, доказавшую свою надежность и эффективность платформу по мониторингу на основе "ЭРА-ГЛОНАСС", на которой сейчас мониторятся в режиме реального времени свыше 300 тысяч единиц пассажирского транспорта и перевозок опасных грузов, использовать для беспилотной авиации. Поскольку на этой платформе уже несколько лет мониторится малая авиация, то с технической точки зрения — это то же самое, что и мониторить беспилотники.

На Сахалине мы продемонстрировали, как можно сделать "прозрачным" небо. Для функционирования законопослушных операторов БПЛА это действительно очень хороший шаг в направлении снятия ограничений и запретов на их эксплуатацию, действующих в более чем 70 регионах страны. 

— Как это будет работать? 

— Так же, как и с пассажирским транспортом, где представитель регулятора, например, сотрудник Ространснадзора на своем планшете в режиме реального времени видит, можно сказать, цифровой "двойник" проверяемого им автобуса. То есть он видит всю информацию об этом транспортном средстве: наличие лицензии, маршрут и многие другие параметры по чек-листу. Это делает работу пассажирского транспорта более прозрачной.

То же самое мы предлагаем сделать с беспилотной авиацией. Это позволит обеспечить представителей государственных органов инструментом идентификации беспилотников в воздухе. 

Вторая наша идея заключается в том, что для расширения сферы применения гражданской беспилотной авиации и использования в труднодоступных районах необходимо обеспечить их спутниковыми каналами передачи данных. Простой пример: когда дрон задействован на перевозке какого-то критически важного груза, как мы это тестировали в Сахалинской области, крайне желательно видеть его местоположение. Если он совершил жесткую посадку, упал — это поможет обнаружить груз и сам беспилотник в короткие сроки. 

Спутниковый канал связи необходим и для управления беспилотником. Когда мы обеспечиваем авиадрон спутниковой или гибридной связью для управления, радиус его действия становится неограниченным. 

И третья задача, связанная с беспилотной авиации, это обеспечение авиабеспилотников возможностью с борта передавать информацию с полезной нагрузкой. К примеру, фото— и видеоданные. Это открывает целый пласт коммерческих направлений применения. Беспилотная авиация может стать надежным инструментом в мониторинге протяженных объектов инфраструктуры. Те же нефтепроводы или газопроводы, имеющие гигантскую протяженность и пролегающие по территориям, на которых отсутствует сотовый сигнал. Передача данных в режиме реального времени посредством спутникового канала связи, например, позволит оперативно обнаружить разлив нефти и принять важные решения по его устранению в короткие сроки. 

— На ВЭФ вы объявили о подписании соглашения с "Газпромом космические системы", это еще одно новое направление? Какие новые сервисы, технологии вы планируете совместно развивать? 

— Это новое направление для АО "ГЛОНАСС". Но то, что мы в рамках него делаем, продолжает наш предыдущий разговор. Когда речь идет о спутниковой связи, мы понимаем, что в ней участвуют в том числе операторы космической спутниковой инфраструктуры. В данном случае "Газпром космические системы" — это оператор геостационарных спутников. Мы подписали соглашение по факту успешных совместных тестов нашей технологии и перехода на новый этап. 

Мы можем начать предоставлять массовую услугу подвижной спутниковой связи: абонентские терминалы голосовой спутниковой связи и спутниковый канал передачи данных для любых подвижных объектов. То есть в России это будет новым словом техники, когда подвижный объект в режиме реального времени через отечественный геостационарный спутник, находящийся примерно в 40 тысячах километров от Земли, осуществляет передачу технически значимой информации. Это может быть геопозиция, набор каких-то других параметров, экстренный вызов в случае необходимости.

Потребность в такой связи есть в лесном хозяйстве, на морских судах. Потребность в голосовой спутниковой связи высока у охотников, туристов, сотрудников МЧС, сотрудников таких корпораций, как Газпром, имеющих свои подразделения в труднодоступных местах.

Уверен, что "Газпром космические системы" мог бы быть стратегическим партнером в этом проекте.

Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Алексей Райкевич, генеральный директор АО "ГЛОНАСС". Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

— На форуме вы объявили о новом проекте с Рослесхозом и несколькими предприятиями лесной отрасли по тестированию ваших сервисов российской спутниковой связи. Расскажите подробнее, какие задачи позволяет решить эта технология в лесной отрасли?

— С Рослесхозом у нас задача — протестировать первое применение спутниковой связи с нашими заказчиками. В рамках форума, как я уже сказал ранее, подписано два соглашения с промышленными компаниями. Мы планируем протестировать у заказчика работу трекера со спутниковым каналом связи. 

В лесной отрасли сегодня стоит несколько задач: повышение прозрачности заготовки леса — контроль рубки лесов и пресечение несанкционированной рубки, повышение безопасности работников этой отрасли. Не секрет, что лесосеки в основном располагаются в труднодоступных местах, поэтому вопросы обеспечения связи в случае какого-то инцидента с техникой, происшествия, травмы и многих других ситуаций стоят остро. То есть обеспечение спутниковой связью дает возможность и мониторить работу техники, и вызвать помощь в случае такой необходимости. Нельзя исключать и простую социальную задачу — обеспечить людей связью с родными. Как правило, люди уезжают на смену на заготовку леса на несколько недель. То есть долгое время о судьбе человека ничего не известно. Спутниковая связь способна решить и эту проблему.

Если говорить о всей отрасли, то это достаточно серьезный вызов для компании. В течение всего нескольких месяцев мы должны будем подключить к платформе мониторинга, по экспертным оценкам, до 100 тысяч единиц техники. Инфраструктурно мы к этому готовы. 

— В нашей беседе вы упомянули, что в рамках ВЭФ-2024 АО "ГЛОНАСС" также заключило соглашение на тестирование устройства на судах, расскажите об этом подробнее.

— Мы подписали соглашение с российской судоходной компанией. В его рамках планируется протестировать возможности нашей спутниковой связи на судах. Суда этой компании ходят в том числе по международному транспортному коридору "Север — ЮГ" и по Севморпути. Обеспечение судоходства здесь для нашей страны является стратегически значимым направлением развития. Поэтому связь для нас — тоже одна из наших стратегических на сегодняшний день задач. Мы должны ее обеспечить в надежном, абсолютно эффективном массовом исполнении.