Дефицит квалифицированной рабочей силы на рынке авторемонтных услуг достигает 86 процентов. Такое заявление прозвучало в ходе отраслевой конференции предпринимательского объединения "Опора России" во Владивостоке. Помимо нехватки кадров остро стоят и другие вопросы — увеличение поставок фальсификата автозапчастей, стареющий автопарк, нелегальные мастерские в гаражах и большие проблемы с новыми китайскими автомобилями, сообщает ИА PrimaMedia.
Сегодня для вида деятельности под кодом 45.20 — техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств — не сформирована эффективная нормативно-правовая база. Такой оценкой поделилась председатель ассоциации "РАСТО", член СПКА в автомобилестроении, заместитель председателя комитета "Опоры России" по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Ольга Селезнёва.
По её словам, отрасль не подведомственна ни Минпромторгу, ни Минтрансу, ни Минэкономразвития и не попадает ни под какие меры поддержки. Более того, само определение "станция технического обслуживания" не закреплено на законодательном уровне.
Автовладельцы стали больше жаловаться на европейские машины и меньше ругать китайские
Рынок формируется стихийно, так что добросовестным предпринимателям крайне сложно выживать среди безымянных "авторемонтников", многие из которых работают на правах самозанятых. Это эксперт тоже считает недобросовестной конкуренцией, потому что нередко такие самозанятые имеют "подпольный" штат из нескольких человек и уклоняются от налогов.
Большой проблемой является так же отсутствие официального доступа к реальным технологиям. Россию покинули 42 автобренда. А система взаимодействия с китайским рынком ещё не отлажена.
"Сегодня у российского общества автодилеров огромные проблемы с новыми китайскими автомобилями, большие претензионные иски от новых покупателей. К сожалению, автомобили ремонтируются практически только в заводских условиях. Никаких доступных технологий для нашей отрасли нет, а перевод с китайского — совсем не та инструкция, которую мы привыкли видеть от немцев и французов", — прокомментировала Ольга Селезнёва.
Работа в этом направлении ведётся, отметила она. Китайская ассоциация дилеров вышла на российских отраслевиков с инициативой пересмотреть передачу информации о ремонте транспортных средств. Правда, пока речь идёт о ТОПе самых продаваемых автобрендов, который для китайских партнёров подготовит РОАД (Ассоциация "Российские автомобильные дилеры"). Российская сторона считает, что коллеги из КНР довольно неохотно делятся информацией.
Следующий момент — устаревший автопарк. Средний возраст автомобиля в России составляет 17 лет. Это, по словам докладчицы, очень грустная статистика, потому что она является прямой угрозой дорожной безопасности.
"Надо сказать, что до 50 процентов техосмотров нелегальны и просто куплены", — акцентировала Ольга Селезнёва.
Чтобы исправить ситуацию, отраслевики подготовили пакет предложений. Во-первых, закрепить в нормативных документах понятия и требования к объектам и участникам отрасли. Во-вторых, включить сферы автотехобслуживания в промышленное автомобилестроение для эффективного регулирования с назначением ответственного исполнительного органа. Также предлагается разработать ряд мер по стимулированию и поддержке добросовестной конкуренции.
"Статус у предпринимателя должен быть не ниже ИП, никакой самозанятости. Рынок авторемонтных услуг необходимо структурировать на основе квалификаций и компетенций. Профессиональное обучение должно стать обязательным, со сдачей экзамена и переподготовкой, потому что большинство тех, кто работает в отрасли, — это люди, которые просто не обладают нужными компетенциями", — уверена Ольга Селезнёва.
По её словам, кадровый вопрос в сфере авторемонтных услуг стоит очень остро. В России ежегодно готовят 125 тысяч автомехаников. При этом ежегодная потребность в таких кадрах — 50 тысяч специалистов. Дефицит квалифицированной рабочей силы достигает 86 процентов.
"Почему такой разрыв? Потому что 70 процентов студентов приходят просто прогулять школу", — поясняет эксперт.
Нужно выявить реальную кадровую потребность рынка в регионах, разработать и внедрить меры по преодолению дефицита. Первые шаги уже сделаны в рамках системы центров опережающей подготовки (ЦОПП).
Содержание кроссовера обойдется недешево
Руководитель ЦОПП Приморского края Ирина Намтаева рассказала, что региональный центр работает с 2023 года. В 2025 году на его базе планируется создать целый комплекс учебно-производственных кластеров по транспортным технологиям. Программа охватит более 300 студентов.
"Транспорт и логистика — масштабный проект, суть которого заключается в том, что кадры готовят в тесной коллаборации между колледжами и работодателями. Большая часть учебной программы будет реализовываться непосредственно на предприятиях. Мы готовы разработать программу обучения под определённый заказ, чтобы обеспечить отрасль ценными специалистами", — поделилась Ирина Намтаева.
Как подчёркивает Ольга Селезнёва, отраслевики объединяются, чтобы решать проблемные вопросы в том числе в Приморском крае, где "Опора" готовится открыть комиссию по автотехобслуживанию.